Современная свадебная фотография

Современная свадебная фотография - диалог цветов.
Этот материал создавался преследуя три основные цели.
Во первых, чтобы поговорить о физической природе цвета в современных свадебных фотографиях, способах его количественного и качественного описания, а так же о субъективности в оценке цвета человеком в свадебной фотографии. Во-вторых, и это, пожалуй, наиболее интересно для творчески мыслящего свадебного фотографа в Москве, чтобы обсудить проблемы цветовой гармонии и цветовой композиции в свадебных фотографиях. И наконец, в-третьих, чтобы рассказать непосредственно о технике цветной фотосъемки и о том, как решаются вопросы цветопередачи в полиграфии при печати свадебных фотографий.
Настоящая статья посвящена в первую очередь во­просам «взаимоотношения» цветов в свадебных фотографиях.
Именно здесь наиболее явно просматривается различие между объективной природой цвета и субъективностью его восприятия при просмотре фотографий. Однако несмотря на эту субъективность, в любом изобразительном фото искусстве существуют общие цветовые правила или законы. Без знания этих законов трудно построить грамотную фотографическую композицию. В результате изначальная идея художника в лучшем случае окажется недовоплощенной, а в худшем— просто погибнет. Один из идеологов теории цвета Иоханнес Иттен говорил своим ученикам: «Если вы, не зная законов владения цветом, способны создавать колористические шедевры, то ваш путь заключается в этом «незнании», но если вы в своем «незнании» шедевры создавать неспособны, то вам следует позаботиться о получении соответствующих знаний».
В предыдущей статье мы говорили о том, что, в отличие от живописи, в свадебной фотографии на первом месте стоит не столько умение создать форму и наполнить ее содержанием, сколько увидеть ее, «вырезать» из окружающей действительности. При этом цветная свадебная фотография дает большую сте­пень свободы. Фотограф на свадьбу способен строить композиции, где цвету отводится ведущая роль, или те, в которых цвет лишь создает определенный колорит, подчеркивая при этом геометрию свадебного образа невесты и жениха. В любом случае наличие еще одной оси координат — цвета — делает композиционный вектор в свадебных фотографиях более насыщенным. Однако необдуманное использование цвета не только способно превратить свадебную фотографию в банальный снимок, но часто может просто разрушить сюжет. На фото можно видеть, как интересный черно-белый снимок, будучи переведенным в цвет, потерял всю свою привлека­тельность, став скучным и безыдейным.
И не потому, что исчез важный для любого искусства элемент абстрактности, свойственный самой природе черно-белого изображения, а потому, что получившееся цветное уже не подчинялось законам цветовой гармонии свадебных фотографиях. Потребовалась значительная цветокоррекция свадебных фотографий, чтобы снимок вновь обрел смысл. Сказанное означает, что фотограф, работая с цветом, дол­жен знать несоизмеримо больше, чем при работе с черно-белыми свадебными фотографиями. Он должен хорошо представлять, что такое характер цвета в фотографиях, как цвет соотносится с формой, как взаимодействуют цвета между собой и — самое главное — как они воздействуют на зрителя. Проблемы цветовой гармонии составляют основу оригинальных свадебных фотографий, так или иначе оперирующего цветом (живописи, фотографии, театра и кино), а также большинства прикладных сфер (реклама, дизайн, полиграфия). Часто в этих областях используются свои «цветовые» понятия и терми­ны, свои «цветовые» базисы, свои критерии сравнения. Так, в цифровой свадебной фотографии основными цветами, составляющими базис белого света, являются красный, зеленый и синий, в то время как в живописи — желтый, красный и зеленый, а в полиграфии и дизайне — голубой, желтый и пурпурный. Еще один пример связан с трактовкой сочетания «цветовой тон». В свадебной фотографии и полиграфии под терми­ном «цветовой тон» подразумевают соответствующее ему хроматическое излучение. В этом смысле свадебная фотография подходит к описанию цвета наиболее «физично». В живописи термином «тон» определяют как «характер цве­та», так и его светлоту. Вместе с тем такие понятия, как «чистота цвета», «насыщенность», «дополнительность данного цвета по отношению к другому», являются общими и не зависят от выбранного цветового базиса. Говоря о цветовой гармонии, мы постараемся абстрагироваться от конкретного вида искусства и вести наше повествование, опираясь на такое интуитивное понятие, как «характер цвета» в свадебных фотографиях. Мы предполагаем, что читатель знаком с физическими свойствами цвета в свадебных фотографиях, равно как и с моделью формирования цветных свадебных фотографий. Тем не менее там, где это необ­ходимо, мы будем давать соответствующие пояснения, пре­жде всего для того, чтобы связь между физико-химической реальностью цвета и его психофизиологической реальностью прослеживалась наиболее четко. В сознании человека цвет связан с целым набором ощущений, причина которых двояка. С одной стороны, это непосредственные реакции мозга на цвет, с другой особенности восприятия свадебных фотографий, свойственные конкретному человеку и кроющиеся в его подсознании. Цветовое видение свадебных фотографий, возникающее в сознании человека, обладает собственным содержанием, лишь косвенно связанным с цветом как таковым. Собственно, психофизиологическая реальность цвета и есть его цветовое воздействие. Оно субъективно, одна­ко существуют некоторые закономерности, благодаря ко­торым наш мозг начинает формировать наши ощущения при просмотре свадебных фотографий. К описанию этих закономерностей мы и перейдем.

Воздействие цвета и цветовая адаптация в современной свадебной фотографии

В цветной современной свадебной фотографии существует понятие «психологически точной репродукции». Поясним, о чем идет речь. Очевидно, что в процессе свадебной фотосъемки, обработки и печати фотографий часто возникают неизбежные нарушения цветопередачи. В результате готовый отпечаток имеет значительные цветовые искажения, отступления от оригинала. Однако это не мешает воспринимать многие «искаженные» фотоснимки как высокохудожественные произведения, точно передающие картину окружающего мира. Ничего удивительного в этом нет. Дело в том, что при оценке фото важна не столько близость физических параметров цветопередачи, сколько сходство наших впечатлений от объекта фото съемки и его фотографического изображения. Здесь большую роль играют память и собственные представления человека о цветовой гармонии в современной свадебной фотографии. Другой аспект — цветовая адаптация современной свадебной фотографии. Это кажущееся изменение цветности окрашенных предметов под влиянием предшествующих цветовых воздействий. С физической точки зрения речь идет об уменьшении чувствительности одного или двух из трех фоторецепторов сетчатки глаза (красных, синих или зеленых), которое происходит, как правило, в результате их утомления.
С психофизиоло­гической точки зрения важно, что при цветовой адаптации свадебных фотографий восприятие цветов «смещается» в сторону дополнительно­го цвета. Известно, что после наблюдения красного цвета ахроматический серый (или белый) кажется зеленоватым, после возбуждения синим — желтоватым и т. п. Если после возбуждения красным цветом наблюдать не ахроматиче­ский серый, а дополнительный зеленый, то он будет казаться более насыщенным, чем на самом деле. Адаптация зрения дает нам возможность опознавать предметы по цветам даже при изменении условий освещения. С другой стороны, при изменении спектрального состава освещения визуально воспринимаемые различия между одними цветами усиливаются, а между другими ослабевают. Так, при освещении лампами накаливания (желто­ватый свет) синие и зеленые цвета различаются хуже, чем красные и оранжевые. В пасмурную погоду (синеватый свет), наоборот, синие и зеленые различаются лучше, а красные и оранжевые — хуже. При слабом освещении все цвета различаются хуже, прежде всего из-за сильного падения их насыщенности (эффект «сумеречного зрения»). При очень ярком освещении цвета также воспринимаются менее насыщенными и «разбеленными». Эти психофизиологические особенности зрительного восприятия очень широко используют в искусстве для создания иллюзии того или иного освещения. Цвет как таковой и цветовое воздействие в свадебноя фото максимально близки только при гармоничном созвучии, когда цвет помещен в условия, где он проявляет себя так, как мы от него ожидаем. Взаимодействуя с другими цветами на фото, он часто меняет свое первоначальное качество. Один и тот же желтый квадрат, изображенный, например, на черном и на белом фонах, ведет себя по-разному. На белом он кажется темнее, его нежная и теплая составляющая проявляется особенно сильно. На черном фоне, наоборот, более заметен его агрессивный и холодный характер, при этом сам тон становится светлее. Другой известный пример: белый квадрат на чер­ном фоне всегда кажется более крупным, чем черный ква­драт таких же размеров, помещенный на белый фон. Можно сказать, что белый как бы стремится выйти за свои пределы, «осветить» собой окружающее пространство, в то время как светлота является еще более субъективной величиной, хотя с физической точки зрения ей соответствует весьма определенное понятие яркости. Последняя, в свою очередь, связана с интенсивностью падающего светового потока и отражательными способностями объекта фотосъемки. Если яркость света можно измерить с помощью физических приборов, то светлота имеет смысл только как отно­сительное понятие. Иными словами, наше зрение способно определять уровень светлоты одного объекта по отношению к другому на свадебном фото. Светлота — единственная характеристика цвета, которой обладают и хроматические, и ахроматические цвета на свадебных фото. Показательно, что светлота сама зависит от цветового тона и насыщенности на фото. Например, синие цвета всегда кажутся менее светлыми, чем красные, а те, в свою очередь, менее светлыми, чем желтые. Можно поставить такой эксперимент. Возьмем лист бумаги и нанесем на него достаточное количество цветов (тонов), начиная от светло-фиолетового и заканчивая темно-красным. Сделаем так, чтобы число градаций было достаточно большим (около 20 или больше), а каждый хроматический тон занимал примерно одинаковую площадь. Это легко сделать с помощью цветного лазерного принтера. Осветим лист ровным белым светом достаточной интенсивности и сфотографируем его так, чтобы лист занимал всю площадь фото кадра. Если теперь посмотреть на гистограмму яркости (а этой функ­цией облает большинство качественных цифровиков), то мож­но увидеть, что число амплитудных пиков не сильно меньше числа тонов. То есть каждый хроматический цвет занял свое место в шкале яркости. Заметим, что светлота уменьшается с увеличением насыщенности на фото, поэтому насыщенный зеленый всегда воспринимается как темно-зеленый, насыщен­ный красный — как темно-красный, насыщенный синий — как темно-синий. Количество градаций по светлоте, которое способен различать обычный человек, также зависит от освещенности. Так, при низкой освещенности человек различает около 20 ступеней светлоты, при высокой — более 60.

Основные характеристики цвета в современных свадебных фотографиях.

В первой части нашего повествования мы писали, что существует довольно точная наука о цвете — колориметрия. В ней определяются понятия цветового пространства и цветового базиса, вводится своеобразная характеристика «качества» цвета, называемая цветностью, задаются правила смешения цветов и т.д. Но несмотря на подобную формализацию, колориметрия не в состоянии полностью абстрагироваться от субъективных факторов, связанных не столько с физической, сколько с физиологической природой цвета в свадебном фото. Цвет как ощущение (субъективное явление) появляется лишь в органах зрения человека, не существует без него и, следовательно, не является объективной физической величиной. Кроме того, конкретный человек может поразному воспринимать один и тот же цвет на фото. Некоторые сочетания могут показаться гармоничными для одного и диссонирующими для другого. Однако для описания цветового воздействия все же применим ряд формальных характеристик. Основные из них — цветовой тон (в живописи — еще и характер цвета), насыщенность и светлота.

Цветовой тон современных свадебных фотографий считается основным качественным признаком цвета.

Именно благодаря цветовому тону современных свадебных фото отличаем цвета друг от друга. Как мы уже писали, обычный человек способен различать более 150 цветовых тонов на фото. Все цвета, имеющие цветовой тон на фото, называются хроматическими. Не имеют цветового тона белый, черный и различные оттенки серого цвета — такие цвета называют ахроматическими. Даже если цвет состоит из излучения сложного спектрального состава, но имеет цветовой тон, ему всегда можно подобрать монохроматический спектральный (или пурпурный) цвет так, что он будет восприниматься нашим зрением одинаково. Сказанное означает, что субъективному понятию «цветовой тон» можно всегда сопоставить объективное физическое понятие «длина волны». Важно помнить, что любое определение цвета как физической величины справедливо для ситуаций, когда однозначность человеческих ощущений достигается при одинаковых, стандартных условиях освещения (интенсивность, спектральный состав излучения и пр.)

Насыщенность в современной свадебной фотографии — вторая качественная характеристи­ка.

В ней уже проявляется некоторая относительность цветового восприятия фото, Возьмем чистый спектральный цвет, скажем, красный, и добавим к нему белый цвет разной интенсивности. Полученные сочетания будут иметь тот же цветовой тон, но тем не менее покажутся различными. Мерой различия их в данном случае и выступает насыщенность фото. Чем больше интенсивность прибавляемого белого цвета фото, тем дальше от исходного (монохроматического) красного окажутся полученные смеси. Исходный цвет будет все более и более «разбавленным», теряя при этом свою чистоту. Таким образом, максимально насыщенными оказываются сами монохроматические цвета на свадебном фото, минимально насыщенными—белые. В каком-то смысле насыщенность фото есть субъективное ощущение чистоты цвета, а сама чистота (как длина волны по отношению к цветовому тону) является объективным количественным выражением насыщенности. В пределах одного цветового тона человек способен различать около 25 градаций по насыщенности. черный на свадебных фото всегда ведет к сокращению размеров занимаемых им пространств. Как только цвет и впечатление от него перестают совпадать, цвет сразу начинает проявлять свое диссонирующее и подвижное впечатление. По словам Иттена, «факт превращения материальной данности формы и цвета в виртуальную вибрацию дает художнику возможность выразить то, что нельзя передать словами». Подобное свойство цвета является одним из основных способов передачи динамики в современной свадебной фотографии.

Характер цвета современной свадебной фотографии

Каждый отдельно взятый цвет на фото обладает не только набором объективных физических свойств, но и своим характером, своей, если так можно выразиться, семантикой. Четкое понимание психофизиологической роли каждого цвета на фото особенно необходимо для создания композиций, где один из тонов являются доминирующим, а другие лишь подчинены ему или вообще отсутствуют. Вместе с тем один и тот же цвет ведет себя по разному в зависимости оттого, в какие условия он помещен, И речь здесь не только о взаимоотношении цветов. Важна также форма как неотъемлемая составляющая любой композиции. Голубоватый цвет моря восхищает и завораживает нас, заставляя дышать полной грудью, но тот же самый цвет, используемый в качестве краски для отделки внутренних помещений, в лучшем слу­чае навевает тоску, а в худшем вызывает ужас. Понять, где пролегает грань между объективным характером цвета и его реальным восприятием, очень сложно. Но эта грань существует! Несмотря на то, что каждый человек оценивает цвет по своему, в большинстве случаев восприятие и переживание цвета на свадебных фотографиях объективно предопределено. Часто проходят годы, прежде чем художник или свадебный фотограф научится воспринимать цвет абстрагировано. Без этого трудно избежать ошибок в решении композиционных задач. Говоря о каж­дом цвете в отдельности, следует помнить, что лучше всего характер цвета на фото проявляется в его взаимодействии с другим цветом или их совокупностью. Необходимо определить, что подразумевается под характером цвета в конкретной ситуации. При этом для понимания психофизической сущности цвета необходимы сравнения свадебных фотографий. Посредством сравнений работает большинство наших органов чувств, и глаз не исключение. Мы воспринимаем трехметровую новогоднюю елку огромной в собственной квартире, но она же покажется нам весьма невысокой в еловом лесу. Так же и впечатление от цвета может быть усилено или ослаблено за счет контрастного взаимодействия с другими цветами на фото. Здесь важную роль играют определенные нами понятия тона, насыщенности и светлоты. В среде свадебных фото художников принято говорить о семи типах цветовых контрастов: контраст по тону, контраст светлого и темного, холодного и теплого, контраст дополнительных цветов, контраст по насыщенности и по площади цветовых пятен и, наконец, симультанный контраст. Заметим, что сло­во «контраст» означает здесь не столько противопоставление, сколько взаимодействие. Более того, разные типы кон­траста сами находятся в тесной связи друг с другом, часто взаимно ослабляя или усиливая свои индивидуальные про­явления. Тонкое понимание сущности цветового контраста требует больших знаний и опыта, и рассказать об этом в одной статье не представляется возможным. Ограничимся лишь краткими описаниями.

Контраст по тону в современных свадебных фотографиях

Самый простой для понимания тип контраста на фото, выражающий индивидуальность цветового тона, или, как пишет Иттен, его «реальную конкретность». Он наиболее близок к физической природе цвета и максимально проявляется в ситуации, когда цвета представлены в их предельной насыщенности, то есть являются чистыми. Считается, что наибольшим контрастом обладают базовые (опорные) цвета — желтый, красный и синий на фото. По мере того, как цвета удаляются от основных трех, интенсивность контраста фото ослабевает. Тем не менее все чистые цвета в той или иной степени могут составлять довольно сильные контрасты по тону. Композиция свадебных фотографий, основанная на этом типе цветового взаимодействия, всегда создает ощущение решительности, жизнеутверждающей силы или по меньшей мере пестроты. Если каждый из тонов отделен от другого каким-либо ахроматическим цветом (черным, белым или серым), то индивидуальный характер тона становится еще более выраженным. Ослабить контраст по тону можно только с помощью другого контраста, например по насыщенности или по площади цветовых пятен на современных свадебных фотографиях.

Контраст светлого и тёмного на современных свадебных фотографиях

Этот тип контраста так же тесно связан с физической природой цвета, а точнее, с его прародителем — светом. Свет и тень — две фундаментальные противоположности, имею­щие огромное значение в свадебной фотографии, особенно в черно-белой. Впрочем, любой цвет может быть оценен с позиции светлоты. При этом белый и черный могут рассматриваться как два цветовых полюса максимального контраста, между которыми расположен ряд хроматических тонов и вся так называемая серая шкала. Сопоставление тоновых градаций серого цвета и чистых цветов очень познавательно. Нетрудно видеть, что желтый цвет — наиболее светлый, фиолетовый — самый темный. Одинаковая светлота (или темнота) делает цвета родственными, связывает их между собой. При этом взаимное воздействие цветов не приводит к возникновению психофизиологических противоречий в восприятии конкретного тона. Приведем пример. Для сохранения яркого и жизнеутверждающего характера желтого цвета вся композиция должна быть решена в светлых тонах. Наоборот, насыщенный красный часто требует поддержки в виде других темных тонов. Именно благодаря контрасту стонами той же степени светлоты желтый и красный будут «сиять» наиболее выразительно на фото. Если же красный цвет поместить в ряд светлых цветов, он может показаться темным и безжизненным. Из-за того, что чистые хроматические цвета довольно сильно отличаются по светлоте, основанные на контрасте светлого и темного композиции должны использовать два-три основных тона. Остальные цвета следует согласовать с ними по светлоте, чтобы они не вызывали нежелательных визуальных вибраций на современных свадебных фотографиях.

Контраст холодного и теплого в современной свадебной фотографии

В противовес описанным выше этот тип контраста менее всего связан с физическими свойствами цвета на фото. Однако понятие температуры не случайно соотнесено здесь со зрительным восприятием, Иттен приводит замечательный пример: в сине-зеленом помещении люди жаловались на холод при температуре 15-16 градусов, а в красно-оранжевом — лишь при температуре 11-12 градусов. Точно так же, как желтый и фиолетовый цвет образуют самый сильный контраст светлого и темного, красно-оранжевый и сине-зеленый образуют максимальный контраст теплого и холодного. Остальные цвета занимают промежуточное положение и могут становиться теплее или холоднее в зависимости от того, с каким цветом взаимодействуют. Здесь вновь просматривается прямая параллель с тонами фотографической серой шкалы. Два ее полюса — белый и черный — могут быть названы соответственно абсолютно светлым и абсолютно темным тонами, для всех остальных понятие светлоты носит относительный характер. Кристально ясное и чистое звучание контраст теплого и холодного приобретает в ситуации, когда цвета схожи по своей светлоте. В противном случае контраст светлого и темного может внести существенные коррективы, став доминирующим на свадебных фотографиях.

Контраст дополнительных цветов в современных свадебных фото

Этот тип контраста основан на уже изученном нами свойстве человеческого зрения: при наблюдении какого-то цвета в наших глазах появляется цвет, дополнительный к нему. Речь идет именно о паре дополнительных цветов на фото, а не отройке. Именно эта психофизиологическая особенность зрения лежит в основе цветовой адаптации. Для каждого из цветов на свадебных фото существует только один дополнительный к нему. Оба этих цвета нуждаются друг в друге и при гармоничном соотношении всегда создают ощущение уравновешенности. Отчасти это связано с тем, что их оптическое сложение всегда порождает в подсознании человека серый нейтральный цвет, не вызывающий чрезмерной эмоциональной пульсации. Среди множества пар дополнительных цветов красный и зеленый имеют особое значение для фотографии. Оба этих цвета равнозначны по своей светлоте и не слишком контрастируют по температуре, поэтому свойство дополнительности здесь проявляется в явном виде. Если рассматривать тройку дополнительных цветов, то из-за многоплановости взаимодействий ощущение равновесия и успокоенности при их сочетании не возникает, однако жизнеутверждающий характер данного созвучия почти всегда сохраняется. Заметим, что два дополнительных цвета на свадебных фотографиях, уравновешивая друг друга, не приводят к изменению характера каждого их них. Можно сказать, что каждый из цветов в этом случае производит впечатление, максимально приближенное к его объективной сущности.

Контраст по насыщенности в современной свадебной фотографии

Насыщенность на фото, как и светлота, обладает свойством относительности. То есть некоторый цвет может показаться насыщенным рядом с блеклым и, наоборот, блеклым — рядом с более насыщенным. Мы уже знаем, что чистые спектральные цвета есть цвета максимальной насыщенности на свадебных фотографиях. Стать более блеклыми (разбавленными) они могут либо с помощью добавления к ним серого (включая полярные цвета — черный и белый), либо путем смешения их с соответствующим дополнительным цветом (или цветами). Смеси дополнительных цветов при последующем осветлении их белым цветом позволяют получить очень интересные тональные оттенки свадебных фотографий. Контраст по насыщенности наиболее чувствителен к воздействию на него контраста другого типа. Тончайшие нюансы в насыщенности моментально пропадают, стоит только использовать в сравнении цвета, сильно контрастирующие по светлоте и по температуре. Отметим, что блеклые цвета и, как предельный случай, серый цвет приобретают особую живость, когда соседствуют с чистыми цветами. При этом сами чистые цвета будут казаться менее насыщенными. Это воздействие тем более заметно, чем ближе по светлоте исходные тона свадебных фотографий.

Контраст по площади цветовых пятен на свадебных фотографиях

Совершенно очевидно, что воздействие цвета на нас зависит оттого, какую относительную площадь кадрового пространства на фото он занимает. При этом ведущую роль в восприятии цвета играет его светлота. Каждый тон имеет свою степень светлоты, следовательно, варьируя относительную площадь, зани­маемую определенным цветом, можно как усилить тоновый контраст, так и создать ощущение гармоничного равновесия. Для уравновешивания основных тонов по светлоте предлагаются следующие относительные размеры их площадей: желтый—3, оранжевый—4, красный—6, зеленый—б, синий—8, фиолетовый-9. Подобная классификация весьма условна — все зависит от количества цветов на фото, участвующих в композиции, а также контрастов другого типа, которые при этом возникают. Следует помнить, что данные количественные соотношения актуальны только тогда, когда цвета используются в их максимальной насыщенности на фото.

Симультанный контраст в современной свадебной фотографии

В основе этого понятия лежит все то же известное нам свойство человеческого зрения — при наблюдении данного цвета требовать появления дополнительного к нему. Однако, в отличие от контраста дополнительных цветов, о симультанности говорят тогда, когда сам дополнительный цвет не присутствует на изображении, а лишь возникает в нашем сознании. При этом он начинает влиять на другие цвета, приводя к кажущемуся изменению их цветности, а зачастую и насыщенности фото. Симультанный контраст возникает как при взаимодействии какого-либо хроматического цвета с ахроматическим (серым), так и при взаимодействии двух хроматических цветов. В первом случае он возбуждает в сером оттенки, свойственные дополнительному тону, во втором — стремится сдвинуть каждый из двух хроматических тонов в направлении к их дополнительному. При этом цвета приобретают значительную активность, начиная виртуально вибрировать. Наиболее явно действие симультанности проявляется в сочетании с другим типом контраста — по площади цветовых пятен. Если взять два дополнительных близких по светлоте цвета в их несоразмерной пропорции, то можно заставить обделенный в площади цвет звучать, наоборот, более громко. Описанные нами правила взаимодействия цветов между собой дают возможность вплотную приблизиться к пониманию сущности каждого из цветов в свадебных фотографиях. В следующей части нашего повествования мы систематизируем полученные знания и перейдем к самому интересному — законам цветовой гармонии и принципам взаимодействия цвета и формы.
Как известно, любые два, три или более цвета, которые при оптическом сложении дают белый цвет, называют дополнительными. В цифровой современной свадебной фотографии дополнительными называют тройку основных цветов. В аддитивной модели это красный, синий, зеленый, в субтрактивной — желтый, пурпурный и голубой. Смешивая эти цвета в равной пропорции, мы получаем белый, смешивая в неравной — все многообразие промежуточных цветов. Однако в большинстве литературы, предназначенной для фото художников и фото дизайнеров, под дополнительными цветами подразумевают двойку цветов, получаемых следующим образом. После разложения белого света в спектр один из цветов (первый) удаляется из спектра, а остальные оптически смешиваются, и результирующий (второй) цвет определяется как дополнительный к первому. Действительно, требование дополнительности формально удовлетворяется, ибо первый и второй цвета при сложении вновь дадут белый. Удалим, например, из спектра красный цвет. Оставшиеся цвета в сумме дадут зеленый цвет, определяемый в цветоведении как дополнительный к красному. Вот примеры других пар: синий—оранжевый, желтый—фиолетовый, красно-фиолетовый—желто-зеленый... Может показаться, что здесь есть некоторое противоречие. Сначала мы говорили о трех основ­ных цветах—красном, синем, зеленом, которые при смешении дают белый цвет, а сейчас—о том, что достаточно смешать красный и зеленый, чтобы получить белый. Получается, что синий здесь лишний? Дело в том, что в данном примере цвет, который является дополнительным к монохроматическому красному, не является монохроматическим зеленым, хотя и имеет выраженный зеленый цветовой тон. Подобное приближение вполне допустимо, хотя бы из-за того, что в теории цвета принято оперировать характером цвета как таковым без привязки к его точному колориметрическому определению. Да и краски фото художников имеют мало общего с их монохроматическими собратьями.

 
Яндекс.Метрика