Обработка свадебных фотографий в Фотошоп

Обработка свадебных фотографий в Фотошоп
Споры о том, в какой степени свадебный фотограф вправе обрабатывать свадебными фотографиями в Фотошоп, ведутся с того самого дня, как кто-то впервые задумался о природе свадебной фотографии. Это вроде дискуссии о первородстве яйца или курицы, и надежды поставить в ней точку нет никакой, как и примирить поклонников «Кэнона» и «Никона». Зато она интересна тем, что помогает понять некоторые важные стороны свадебной фотографии.
Обрабатывать или не обрабатывать свадебные фотографии в фотошоп?
Сколько раз приходилось слышать что-то вроде: «Это не свадебная фотография, это «Фотошоп». Особенно громко спорили лет пять назад, сейчас поутихло, но это все не ново: раньше в вину фото ставился «монтаж», еще раньше — «постановка». Условия иных нынешних конкурсов: «свадебные Фотографии, обработанные в графическом редакторе, не принимаются». Что за высокая цель таится за этими ограничениями? Очевидно, устроители хотят приблизиться к высокой «чистой свадебной фотографии», отсечь все ей чуждое, а может быть, даже и вредное. Только давно замечено, что благие намерения не всегда ведут, куда хочется. «Чистая», без манипуляций, свадебная фотография — миф, хоть и с огромным числом верующих. Еще не нажав кнопочку, свадебный фотограф так нещадно коверкает и подгоняет реальность под себя, так ее препарирует уже самой техникой фотосъемки, что от этой реальности не остается ничего — только сам фотограф, точнее, его представления о достойном свадебном фото (ктото как-то сказал, что если вы глупы, то и свадебные фотографии ваши будут глупы. От себя добавим: что с «Фотошопом», что без). Чего стоит один лишь краеугольный момент кадрирования — им вы игнорируете большую часть мироздания, выбирая из все­го один-единственный сюжет (и никто не гарантирует, что удачный). Выбор вертикального, квадратного, панорамного формата в огромной степени определяет фото (может, на какие-то конкурсы принимают только горизонталки?).
Дальше — выбор объектива, пленки (в цифре — насыщенность, контраст и т.д.). Свадебные Фотографы со стажем помнят, как отличаются сюжеты, снятые на «Вельвию», от снятых на «Астию»; нынешний новичок может для интереса покрутить настройки камеры. Еще дальше — экспозиция: введите экспокоррекцию +1,5 или -1,5, посмотрите, как изме­нится кадр, это позволено? Снимите один и тот же сюжет на «Тессар» и на самодельный монокль, сравните результат — что там в правилах по этому поводу написано?.. Каждый шаг свадебной фотосъемки — неизбежный и часто необратимый выбор, и каждый сказывается на результате радикальным образом. Даже самые классические по форме образцы — чистая манипуляция изображением в кадре: почему здесь резко, а там размыто? Почему черно-белое? Почему можно менять, скажем, желтый на серый при переводе в ч/б, а на синий — нет? Почему этот кадр отпечатан на контрастной бумаге, а тот на мягкой? Куда устроители конкурса смотрят? Ортодоксальность ревнителей чистоты может доходить до клинической степени: сам слышал от группы бородатых знатоков, что формат бхб неправильный, поскольку не прописан в изначальной пирамиде форматов, разработанной немецкими профессорами еще на заре мироздания: 24x36 мм, потом какие-то утраченные размеры, 6x4,5,6x9, 9x12, 13x18 и так далее — сплошная гармония. О «Фотошопе» тут лучше вообще не заикаться. А междутем, половина его инструментов не изменит кадр так, как экспозиция, выбор объектива и прочие «законные» меры. Это все не к тому, чтобы на «Фотошоп» молиться. Он — обычный инструмент, вроде тросика. Если нужен именно этому кадру для задуманного эффекта — применять без всякого стеснения, если не нужен — пусть сидит себе тихо в компьютере. Нет смысла ограничивать себя надуманными запретами. Свадебная Фотография — не спорт, где кто-то решил, что футболисту нельзя мяч руками трогать, а волейболисту — ногами. Свадебная фотография и важнее, и больше, Если уж сравнивать ее со спортом, так скорее с американским футболом: вот мяч, а вот ворота, и попробуй одно в другое. А уж как — твое дело. Как тебе проще, быстрее, привычнее. Или, наоборот, как необычнее, непонятнее, интереснее. Твое дело. Судить будут по результатам. И еще можно свадебную фотографию сравнить со всем спортом в целом, со всеми его видами. Кому сподручнее бить по мячу ногами — извольте, кому плавать — пожалуйста. Вот только не надо навязывать свои предпочтения всему сообществу.

Инструментарий для обработки свадебных фотографий в фотошоп

«Фотошоп» во многом продолжает и развивает традиционные методы фото-ретуши и специальной обработки фото кадров. Его инструменты можно разбить на группы по области воздействия на свадебные фото. Геометрия и формат. Давно известно, что рамка кадра — важнейший элемент композиции. Вертикальный формат более напряжен и динамичен, горизонтальный поспокойнее, у квадратного свои уникальные качества. Носить с собой фото аппаратуру на все случаи не вполне эргономично, так что имеет смысл развить в себе умение примерно видеть формат будущего фото и делать, что можно, тем, что есть, а уж доводить работу до окончательного блеска в «Фотошопе». Есть и альтернативный минималистский метод: прикипеть к какому-то одному формату и видеть сквозь него мир; тут уж дело выбора и веры. Как бы то ни было, овладеть инструментом Crop не поме­шает, причем он скрывает в себе не всем очевидные достоинства. Известно, что свадебная фотография в большинстве случаев выигрывает, если в ней есть линии, параллельные рамке кадра: рамка активнее взаимодействуете элементами кадра, композиция становится понятнее, аккуратнее и в целом выразительнее. При фотосъемке обеспечить эту параллельность не всегда удается. Помочь делу, кроме разных видов инструмента Transform, может Crop. Для этого, наведя сначала начерно рамку Сгор на кадр, нужно поставить разрешительную галочку в появившемся окошке Perspective в верхней панели, и теперь можно расставлять каждый угол будущего кадра независимо от остальных. Для тонкой доводки геометрии кадра это часто удобнее, чем Transform. Особо оценить удобство этого метода должны свадебные фотографы-практики при фотосъемке оригинальных свадебных фото, интерьеров и т. п. Для борьбы с перспективными искажениями (или, наобо­рот, для их имитации) и манипуляции плоскостью фото имеет смысл освоить инструмент Lens Correction (Filter > Distort). Он позволяет делать то, что раньше достигалось недешевыми shift-объективами с перспективными подвижками (если уж углубляться в детали, такие объективы, при усло­вии правильного просмотра, незаметно действуют на зрителя еще и необычным распределением резкости в свадебной фотографии: при подвижках область максимальной резкости уходит из центра кадра, что подспудно замечается и создает в том числе и художественный эффект. При желании и усидчивости, впрочем, можно и его более-менее воспроизвести в «Фотошопе», причем с гораздо большей свободой).

Рисунок и резкость при обработке свадебных фотографий в фотошоп

Традиционно для свадебного фотографа выбрать главный рабочий объектив было все равно что жениться. Рисунок оптики, резкость, размытие фона и прочее обсуждалось в кругу знатоков примерно так же, как недавний футбольный матч фанатами. Основания для обсуждения всего этого, безусловно, есть, и, чтобы их увидеть, достаточно выйти из круга бюджетной оптики (или перейти на фиксы). Но и здесь «Фотошоп» дал нам дополнительные возможности, и связаны они прежде всего с маской нерезкости — Unsharp Mask. Иные учебники указывают в качестве стандартных значений этого фильтра 100 (сила) и 1 (радиус). Это действительно хорошо для полиграфической печати, но вряд ли она должна быть головной болью широких фото масс. В конце концов, перед публикацией в журнале свадебная фотография проходит сквозь руки верстальщика, и уж он ее пошарпит без вас и вряд ли спросит. А вот для просмотра на мониторе и струйной печати эти установки не самые удачные: визуально эффект смотрится грубовато, и появляются ореолы вдоль контрастных линий и контуров. Canon в своих советах по обработке свадебных фотографий рекомендует для начала попробовать силу 300 при радиусе 0,3; если эффект покажется слабоват, нужно фильтр отменить и попробовать 300 и 0,4, если и он не устраивает — 300 и 0,5. При таких установках улучшается проработка мелких дета­лей, а раздражающие ореолы не появляются. По опыту, сила 300 часто избыточна. Если есть желание сохранить пластику картинки, ее атмосферу (это при условии, что снимали неплохой оптикой, т.е. есть что сохранять), может хватить и 200, а то и еще меньше. Как и с большинством фильтров, главное тут — не переборщить, чтоб эффект не то что не бросался в глаза, а был вообще незаметен, пока зритель не станет разбираться, как и что. В еще большей степени это соображение относится ко второму применению Unsharp Mask — с установками силы 12-20 и радиуса 35-50 пикселей. Такой фильтр усиливает объемность изображения, выпуклость отдельных деталей. Что­бы не переборщить и с этим, нужно помнить, что резкость не является абсолютной ценностью. Для примера вспомним монокль и работы пикториалистов. Резкость — тоже лишь средство, инструмент, который нужно применять только при необходимости. Значительно важнее для картинки ее пластика, цельность. Она не должна распадаться на ворох не связанных между собой отдельных резких деталей, а это бывает, если увлечься резкостью. В общем, действуйте, пожалуйста, аккуратнее, и помните, что у всех инструментов есть движение ползунков не только вверх, но и вниз. Стоит упомянуть, что все эти эффекты вовсе не обязательно применять ко всему изображению. Есть разные средства выделения — лассо и т.д., и стоит попробовать действие фильтров именно там, где они уместны. Свадебные фотографы — дамские угодники могут подшарпить отдельно глаза и губы на девичьих портретах (обычно им это на пользу). Только лучше предварительно размыть границы выделения инструментом Feather, иначе перепад в резкости и в фактуре изображения будет слишком заметен. Да, и еще: все сказанное относится к свадебным фотографиям, снятым на минимальных установках контраста и резкости в камере, или к конвертированным из формата RAW тоже без повышения резкости-контраста. Перешарпленные камерой снимки редко поддаются исправлению.

Цвет при обработке свадебных фотографий в фотошоп

Тут мы попадаем в область, где легче всего отбиваться от нападок пуристов, поскольку изначально в цифре изображение чернобелое (см. устройство матрицы, кроме Foveon), и все буйство цветов на фото снимках есть следствие математических манипуляций. Если рассуждать абстрактно, то трудно понять, чем математические процессы хуже химических, которые были в пленке; как бы то ни было, заниматься цветокоррекцией в цифре можно с более чистой совестью, чем многим другим. Конечно, бывает и так, что удается сразу, по умолчанию, попасть в цвет, как бывает и то, что цвет — не главное в фото кадре. Но очень часто цвет важен как выразительное средство, и грех его не довести до максимального (или оптимального) эффекта. Помимо простейших инструментов вроде Color Balance и Saturation, в этом деле очень может помочь Selective Color (Image > Adjustments), часто с предварительным выделением части изображения. По опыту, для создания общего настроения в свадебной фотографии чаще прочих критичны оттенки красного и синего; соответственно, выделяем участки с бордовыми, терракотовыми, бирюзовыми и т.д. деталя­ми, и с помощью Selective Color регулируем долю в них циана, мадженты и прочего по каждому цвету отдельно, причем в теплых оттенках долю циана часто приходится уменьшать.
Нередко имеет смысл повысить или понизить насыщенность цвета на том или ином участке свадебной фотографии. Порой приходится менять окраску какогото элемента в кадре, что­бы добиться более гармоничного сочетания цветов. Обвинения в предательстве правды жизни пусть и оправданны, но непрактичны: если перед красным домом стоит синяя машина, что же — ждать, пока она уедет, а вместо нее припар­куется желтая? У редкого свадебного фотографа хватит на это терпения. Само собой, все эти манипуляции имеют смысл в том случае, если цветопередача вашего монитора более-менее соотносится с реальностью. Если конечная цель обработки — печать на собственном струйном принтере, то необходимо подстроить компьютер и монитор под результат печати. Если же цель — разместить свои работы в интернете, то имеет смысл сохранить самые «народные» настройки монитора, чтобы зрители и вы видели фотографии примерно одинаково.

Яркость и экспозиция при обработке свадебных фотографий в фотошоп

«Фотошоп» облегчил эксперименты с экспозицией и положил конец их необратимости, особенно при условии свадебной фотосъемки в RAW, чем подарил нам мощный инструмент художественного воздействия. Вообще понятие «правильной экспозиции» очень сомнительно, если не говорить о ремесленной свадебной фотосъемке. Например, парный свадебный портрет часто смотрится лучше, если лицо мужчины чуть темнее; свадебные фотографии в «высоком» и «низком» ключе по-прежнему актуальны. Можно высказать предположение, что визуальный образ, если он воспринимается сквозь какие-то технические преграды (экспозиционные экстремальности, наложения фактуры, эксперименты с оптикой), вызывает у зрителя что-то вроде сочувствия или симпатии и уж точно приковывает к себе повышенное внимание. Попробуйте поснимать с радикальной экспокоррекцией в плюс либо в минус — есть неплохой шанс получить не то чтобы гарантированно удачные, но интересные свадебные фото кадры. Как большинство инструментов, коррекция яркости и тона часто требует локального применения. Частный случай, широко практиковавшийся уже полтора века назад, запечатывание (притемнение) углов кадра. Оно создает «туннельный» эффект, привлекающий внимание к центру свадебной фотографии. Простейшие инструменты вроде Brightness/Contrast хороши для начинающих, а зрелые мужи «Фотошопа» используют Levels (Уровни) и Curves (Кривые). Они работают немного поразному. Скажем, Levels подойдут больше, если вы хотите убрать фактуру из теней, а если нужно тонко отрегулировать контраст, откройте Curves.

Зачем нужно обрабатывать свадебные фотографии в фотошоп

И все же, при всех удивительных возможностях графических редакторов, достаточно посмотреть любую представи­тельную выборку, чтобы еще раз убедиться, что свадебная фотография без явных следов «Фотошопа» воспринимается, как правило, более позитивно. Есть, конечно, несколько признанных приемов, вроде того же запечатывания углов, которые не вызывают отторжения, и свадебные фотографии без них порой даже выглядят нецивилизованно, но они не в счет. Почему так? Для ответа придется вернуться в самое начало. Свадебная фотография — не просто способ отразить мир (мало в мире найдет­ся менее осмысленных слов). Свадебная фотография — это зеркало, поднесенное к собственному носу. Она дает нам возможность понять, чего мы стоим, чего можем добиться. Если получилось удачно, как в глянцевом журнале, снять невесту — уже неплохо. Если в фотосъемке вдруг обнаружилась свадебная фотография, которую хочется долго разглядывать и в которой чудится неявный смысл — еще лучше. А когда время от времени приходят такие фото кадры, что не то чтобы нет сомнений в их уровне, но и чужое мнение о них уже неважно, а хочется самому их понять и закрепиться на заданной планке,— это уже правильная дорога. Как сказал кто-то из великих, в настоящем произведении есть много такого, что сам автор постичь не в состоянии. И произведение больше, чем замысел автора. Это не только про Льва Толстого. Кто учится видеть, увидит это и в свадебной фотографии. У кого-то — в виде намека или почки, у кого-то — вполне солидным бутоном. Человек устроен так, что на себя смотрит с большим трепетом, оттого и замечает в своих работах почки раньше всех. Но и бутоны никому не заказаны — растите и поливайте. Главное — сохранять уважение к источнику, откуда они приходят, и за свои глупости не цепляться, не мешать. Поэтому и «Фотошоп» уместен лишь как скромный и знающий свое место инструмент, не навязывающий готовых решений. Знать его очень желательно. А снимать лучше самому. Удачной свадебной фотосъемки!

 
Яндекс.Метрика