Фотограф на свадьбу в г. Коммунарка

Фотограф на свадьбу в г. Коммунарка

Сегодня у нас в гостях свадебный фотограф на свадьбу в город Коммунарке
– Правильно ли я понимаю, что Вы долго искали себя в свадебной фотографии и не стремились показать работы публике в Крммунарке?
– Не то, чтобы искал в свадебной фотографии, просто выйти на публику в Коммунарке не было самоцелью. Работал, что называется, в подполье, и в любую минуту готов в него снова нырнуть. Я не испытываю потребности в публичности. Правда, на начальном этапе она нужна – первая выставка свадебной фотографии в Коммунарке мозги сразу поставила на место. Видишь свои работы в ряду чужих и понимаешь, в какой системе координат находишься и как нужно проводить фотосъемку свадьбы в Коммунарке.
– А что это была за выставка свадебных фотографий в Коммунарке?
– Коммунарский свадебный фотомарафон. Тогда все там было на голом энтузиазме, каждые три дня менялась экспозиция, длился он примерно месяц. Это был 1999 год. Я как раз вышел из подполья свадебной фотографии и показал свои свадебные фотографии сделанные в Коммунарке.
– Фотограф на свадьбу в Коммунарку был первым из фотографом в Коммунарке, кому вы показали свои свадебные фотографии?
– Первым был, пожалуй, свадебный фотограф в Коммунарке. Потом я зашел в Дом журналиста на какую-то выставку свадебных фотографий. Один фотограф на свадьбу в Коммунарке стал мне вопросы задавать: что нравится, что не нравится, ну и законный: «А сам-то снимаешь свадьбы?». Назначил мне встречу, я принес ему то, что наснимал. Он посмотрел и говорит: «О, это искусство, это к фотографу на свадьбу в Коммунарку». (А сам он был фотографом на свадьбу в Москве. Так я оказался на свадебном фотомарафоне.
– А вы что показывали из своих свадебных фотографий?
– Уже не помню. Мне было не очень понятно, почему меня причислили к свадебным фотографам. Я надкусывал этот пряник, но, видимо, гордыня заела. Навинчиваешь монокль или что-то в этом роде, куда ни глянешь – ну такая красотища! А я-то тут причем?.. Это же все красоты оптики. Наверное, свадебная фотография в Коммунарке не каждому по плечу, для сильных духом.
– А из свадебных фотографов в Коммунарке кто вам нравится?
– Классический пример – фотограф на свадьбу. Свадебные фотографии шире, чем поверхностное представление о нем как об оптически смягченном изображении. У того же свадебного фотографа оптического смягчения нет, композиция построена по картинно-живописным законам свадебной фотографии. Из фотографов на свадьбу мне многие нравятся. Те же первые Московские свадебные фотографы. Они не использовали монокля, у них все четко сделано, но это свадебная фотография.
Вообще свадебная фотография – искусство стерильное, у него нет собственной фактуры, в отличие от живописи или графики, где есть мазок и штрих. Всю сознательную жизнь она стремилась к стерильности, мелкозернистые пленки и проявители нужны были для того, чтобы скрыть, уничтожить собственную фактуру в свадебной фотографии, добиться изображения в чистом виде. Изобразительные средства в черно-белой свадебной фотографии – тональность (светлая или темная) и крепкая хорошая композиция в свадебной фотографии. Репортажную свадебную фотографию обстоятельства вынуждали ловить момент, там было не до композиции, хотя лучшие фотографы на свадьбу в Коммунарку на лету успевали и композицию выстроить.
Но, с другой стороны, меня совершенно не интересовала свадебная фотография в Коммунарке как средство регистрации действительности. Всякие семейные события или птичка на руку села... В этом смысле проявилась некоторая мизантропия. Я избегал снимать демонстрации. Со временем замечаешь, что свадебная фотография – это не нечто аморфное, в ней свои структурные и силовые линии, складки, надломы, изломы… Это не всегда на свадебной фотографии видно, но иногда чувствуется, есть такие странные места. Надо прислушиваться к тому, что у тебя позади глаз или еще дальше. Мало того, что это место в свадебных фотографиях надо найти, надо еще найти, как его отобразить на свадебных фотографиях в Коммунарке . Тогда мне хотелось расширить угол зрения как свадебного фотографа в Коммунарке – от уха до уха. Я мечтал о «Горизонте», помечтал и бросил, и стал нечто моделировать в пленке. Снимал я тогда свадебные фотографии. Из одной пленки получалось два-три интересных свадебных фотокадра. Сейчас это в Фотошопе делается легко и не так интересно – ушла фактура пленочной свадебной фотографии. «Цифра» еще дальше продвинулась к освобождению от собственной фактуры – или к обычному отображению реальности на свадебных фотографиях в Коммунарке. Когда технология отображения твоего взгляда устраняется, на первый план выходит свойство самого взгляда. Когда-то я посчитал моноклевое мягкое изображение способствующим красивости, затемнению изображения и отвлечению фотографа на свадьбу в Коммунарке от собственного взгляда. Так, во многом пленочная свадебная фотография, которую называют духовной, естественной, близкой к человеку и прочее, – возможно, заманка, отвлечение от себя самого. «Цифра» – идеальное средство фото отображения, оно себя не проявляет, ты предъявляешь зрителям свой взгляд и ничего больше, и тут-то видно, кто ты, что из себя представляешь.
– А когда Вы поняли, что Вам интересно фотографировать свадьбы? В детстве?
– В классе четвертом-пятом-шестом, уж не помню, к нам пришел второгодник (по болезни он год пропустил). У него был фотоаппарат «Любитель», и в огромной кладовке сталинского дома, где он жил, мы печатали фотографии. Вначале контактным способом, а потом, когда появилась «Смена», с ужасным увеличителем «Искра»: он крепился на ржавой трубе, надо было дергать вверх, чтобы выставить новое увеличение. Собственно фотограф, мне первые уроки фотографии и дал: как пленку зарядить, проявить, напечатать, как развести проявители (тогда они не в мешочках продавались, а в картонных патронах).
– Ходили ли Вы в фотокружки в Коммунарке, фотоклубы в Коммунарке?
– Да, хотя в фотокружки я не особо стремился. Кстати, с фотографами в Коммунарке в середине 1970-х ходили в фотоклуб.
– И долго Вы туда ходили?
– Четыре года. Там, кстати, фотографа на свадьбу в Коммунарку увидел, до этого была интересная публикация про него в журнале «Советское свадебное фото Коммунарке». А потом все закончилось с выставкой свадебной фотографии. Я не был с ним знаком. Методистка ВДК свадебный фотограф пригласила его, он пришел, развесил свадебные фотографии. Был такой свадебный фотограф в Коммунарке – тоже интересный дядька, репортажного свадебного направления, – он стал ругаться: что это за печать?.. В тенях детали потеряны, не пропечатано... Долго судили-рядили, допоздна засиделись, стали расходиться. А дело было не то зимой, не то весной: темно, сыро, холодно, и свадебный фотограф в Коммунарке говорит: «Пускай они повисят, я их завтра-послезавтра заберу». На следующее занятие прихожу и слышу краем уха, как фотограф на свадьбу в Коммунарку кому-то жалуется. Оказывается, на другой день после этого нашего заседания пришла парткомовская комиссия. Ей показывают: здесь танцоры танцуют, здесь вышивальщицы вышивают, здесь фотографы на свадьбу фотографируют. Они заходят, а там свадебные фотографии: ни одного передовика производства, воблы сушеные, кружка с пивом, бутылки на пыльном окне… Бедного свадебного фотографа выгнали, и на этом ВДК прекратил свое существование, то есть фотоклуб остался, но там гайки сильно закрутили. Я туда еще походил, но вижу, к чему дело идет, и стало неинтересно. С тех пор стараюсь не примыкать к группировкам. А года два-три назад зашел туда на какую-то отчетную весеннюю выставку. И что вижу? То, за что нас ругали: жених на ладони и невесты, невеста с шариком, в общем, любительщина...
– Как у Вас возникает замысел свадебной фотографии?
– Случайно, хотя бывает и заранее. Одна из моих удач, как я считаю, чисто заказная фотосъемка свадьбы в Коммунарке.
– А на будущее для себя идеи по свадебной фотосъемке в Коммунарке не записываете?
– Записываю, но потом забываю. Иногда меня врасплох застают: мол, давай на свадебную фото выставку что-нибудь, и ты словно просыпаешься – ничего новенького нету, и не знаешь, что придумать. Бездельничал ты, приятель, все это время. А когда лезешь в закрома, вроде и этот замысел сойдет, и это ничего... В голове их не носишь, иначе для другого места не останется. Пройден этап – всё, нужно избавляться, забыли, проехали.
– Часто ли Вы довольны своими свадебными фотографиями?
– Ой, это вообще такое мерцающее понятие.
– То есть, нет констант, которые нравятся – или не нравятся?
– Есть несколько, свадебных фотографий, на которые мне показали пальцем, я и раньше подозревал, что в них что-то есть. Тут встает проблема выбора своего свадебного материала, особенно в цифровую эру, чужие ошибки мы все видим, а вот свое выбрать… Есть предощущение, что из этой свадебной фотографии может что-то получиться. Тут не так, как с выключателем: включено/выключено, удалась/не удалась. Здесь широкая шкала, и свадебная фотография на ней может дрейфовать. Акценты расставлять имеет смысл года через два-три-четыре после свадебной фотосъемки в Коммунарке, поначалу это слишком сырой материал.
– Что Вы считаете своими лучшими работами, избранным?
– Раз в год или в два пытаюсь собрать свадебное портфолио. Старые свадебные фотографии отбрасываю – не потому, что они плохие – чего их показывать, если все их уже видели?.. Повторяться неинтересно, а новое не всегда получается. Может быть, поэтому со временем производительность снижается: это было, это я у того видел, это уже делали…
– Можно сказать, что с возрастом и опытом и вдохновение посещает реже?
– Наверное, происходит замещение эйфории мастерством фотографа, когда ты четко знаешь задачу и как ее выполнить. Если раньше ты видел интересно освещенный куст и в восторге его снимал на свадьбе, то теперь таких кустов видишь через день и думаешь: я это снял уже двадцать лет назад. Пятьдесят свадебных фотографов в Коммунарке, которые пробегут мимо с камерами, тоже его снимут. А как показать его особенным, ты пока не придумал. Мир должен измениться в твоем восприятии, а тут тоже вырабатываются некоторые константы.
– На деньги, которые приносит художественная свадебная фотография, можно жить?
– Мне – нет. В Коммунарке, может быть, десяток-два десятка людей живут на деньги от художественной свадебной фотографии. Не буду их считать, потому что всех не знаю. На самом деле, профессионал тот, кого дело кормит, а здесь, наоборот – я кормлю свадебную фотографию.
– Свадебные фотографии в Коммунарке на заказ делаете?
– Если заказывают, думаю, стоит ли соглашаться. Не очень к этому стремлюсь, поэтому, наверное, и мало заказывают.
– Можете как-то охарактеризовать свою нишу, место в свадебной фотографии?
– Наверное, люблю снимать людей. Если снимать человека как гипсовый бюст, то никаких проблем. А вдруг он тебе покажет то, что не хочет?.. Или ты что-то скрытое от всех в нем прочитаешь?.. Может, ответственности боюсь, людей снимать в этом смысле страшно.
– Если брать Коммунарскую среду, к какому бы направлению Вы себя отнесли, кто Ваши единомышленники или Вы видите себя несколько отдельно?
– Наверное, каждый видит себя несколько отдельно, каждый весь из себя такой оригинальный. Люди, которых вижу вокруг себя, – далеко не весь коммунарский фотоландшафт, и мне, честно говоря, трудно себя в нем позиционировать.
– Есть ли техника, с которой вам хотелось бы поработать на фотосъемках свадеб?
– Не знаю. Наверное, я еще такие цели не поставил, для которых нужна сверхтехника. Я люблю снимать качественной мыльницей, размером примерно с портсигар (хотя я не курю). А что касается больших фотоаппаратов… Фотограф на свадьбу в Коммунарку говорил, что любое исследовательское вторжение в объект изменяет его. Наверное, к пейзажу это меньше относится, но тем не менее, да и неудобен тяжелый аппарат в руке.
– Кто Вам интересен из отечественных и зарубежных свадебных фотографов в Коммунарке?
– Не сотвори себе кумира в свадебной фотографии. Хотя есть авторы, картинки которых мне нравятся.
– Как бы Вы прокомментировали такое высказывание фотографа: «Чем дольше живешь, тем меньше понимаешь воздействие света на эмульсию»?
– Там больше вероятность ошибки, соответственно, отклонения от правильного фотопроцесса. Для меня проявка пленки – всегда авантюра с плохо предсказуемым результатом. Может быть, в этом духовность, метафизика пленки, то, о чем говорил фотограф. Что касается философии фотографии, свадебный фотограф пишет, что фотография, как и любой род деятельности, жестко программирует фотографа на свадьбу, который исполняет программу фотоаппарата. Художники пытаются выйти за рамки и нарабатывают свои программы – отклонения от программы своего устройства.
«Цифра» – всего лишь инструмент. Духовность вкладывает человек – что в «цифру», что в пленку. «Цифра», являясь инструментом гораздо более мощным, дает огромные возможности. Некоторые свадебные фотографии и невозможны без обработки. Если надо, например, сшить панораму. Раньше, чтобы не завалить вертикали, когда снимаешь вверх, ты должен был это учитывать и сразу строить картинку, либо использовать тилт-шифт объектив (что советскому фотолюбителю было недоступно – он стоит, как три камеры). Сырое изображение, прямо с камеры, я не всегда готов другим показать, его интересно подготовить.
Поскольку знаешь, что будет постобработка, позволяешь себе неряшливо снять на бегу, с завалом. Потом в Фотошопе можно вертикали выправить – у свадебной фотографии сразу выпрямляется спина, – поправить цвета, ну и так далее.
– Читаете ли вы книжки по теории или истории свадебной фотографии? Могут ли они помочь, и интересны ли они Вам?
– Раньше был журнал «Советское свадебное фото», в нем искусствоведческий раздел, на мой взгляд, почти отсутствовал, а технический был очень интересен. Свадебный фотограф, наш фотографический светила, интересно писал про фотохимию, многое после этого стало понятно. В процессе общения что-то услышишь, спросишь, тебе расскажут. Специальных книжек по свадебной фотографии почти не читал. Если поверхностно смотреть, то не такая уж и сложная наука свадебная фотография, и в советские годы процесс был отработан. Тут у меня такой случай был. Зашел посмотреть, какие камеры появились, подлетает к тебе продавец. Я ему: «Тут вот не написано про физический размер матрицы, светосилу». После минутного разговора он осторожно спрашивает: «А светосила и светочувствительность – разве не одно и то же?». Это, видимо, из разряда противостояния цивилизации и культуры – цивилизация побеждает. Кто хочет, выплывает в культуру, а остальным и в цивилизации комфортно. Попса – одно из ее отображений, ругательное такое слово, а цивилизация – более приличное, что ли. Хотя многие ли из нас без спичек разведут костер? Это тоже своего рода культура.

 
Яндекс.Метрика