Натюрморт в фотографии, натюрморт фото

Один из первых фотографических натюрмортов был сделан в 1829 году: это накрытый стол Жозефа Нисефора Ньепса. Одна из первых работ Жака Луи Манде Даггера тоже была натюрмортом (1837 год). Так что на отсутствие традиции фотографического натюрморта мы можем не жаловаться, тем не менее он не сыграл в процессе развития фотографии роль, отвечающую этой традиции. В живописи натюрморт является одним из традиционных жанров, интерес к нему не погас и в современной живописи (имеется в виду его фигуративная ветвь). Изменилось его конкретное содержание, а также мера и способ стилизации, но, например, соотношение между количеством актов, пейзажных картин и натюрмортов осталось то же самое. В период гитар, трубок и игральных карт количество натюрмортов даже увеличилось, натюрморт вошел в моду.
Фотография в этом не подражала живописи. Для ее информативной части присуща ориентировка на явления, имеющие характер события, а не натюрморта. Хотя и начали появляться фотографии вещей, главным образом, для нужд естественных наук, объектом интереса здесь были, прежде всего, форма и материал, фактографический подход к объекту. Из этого направления развилась современная конкретная фотография, которая находит в информативной области большое использование. Ее диапазон широк - от снимков различных изделий до следов космонавтов на Луне. Главный акцент в ней, конечно, не имеет эмоционального характера. В этом направлении натюрморт не мог развиваться.
В фотографии один и тот же объект мы всегда представляем информативно или эмоционально. Поэтому следовало бы найти и эмоциональный противовес информативной, практической фотографии. Он, правда, уже появился, однако развитие его было несколько неожиданным. В начальном этапе фотография подражала традиционному живописному натюрморту, однако без больших надежд на спрос. Характерная черта фотографии - возможность изобразить мгновение - в фотографическом натюрморте не играла роли. Существовавший тогда натюрморт был "гадким утенком" фотографии, никто им не интересовался.
Но все развивается. Фотограф вышел из фотостудии на улицы и в пленер, постепенно избавился от влияния живописи и начал открывать мир при помощи фотоаппарата. Он потерял интерес к овечкам и пастушкам, открыл мир вещей, структуру материала, фантазию плоскости и форм, ритм сложенных трубок и черепицы на крыше, маленький цветок, проросший сквозь частокол, облупившуюся стенку... Он начинает открывать эмоциональные качества вещей вокруг себя. Это совершенно иные вещи, чем те, которые интересовали живописца. В противовес традиционному живописному натюрморту, фотограф обращается к естественным деталям пленера, не прибегая к режиссуре.
Некоторые из этих снимков имеют характер натюрморта, некоторые - нет. Не всякая совокупность предметов является натюрмортом. Это может быть набор посуды в качестве иллюстрации к рекламному тексту, сумма предметов, которую можно было бы назвать «композицией», группа предметов в экстерьере (вспомним некоторые снимки Карела Чапека к рассказу «Дашенька») и в интерьере, или группа предметов в ателье. Обозначение «натюрморт» годится лишь для трех последних примеров.
Какая разница между снимками? Нам известны фотографии группы людей (например, групповой портрет учеников одного класса). Для того, чтобы совокупность предметов стала явлением, между ними должны быть намечены взаимоотношения, лишь тогда изображение приобретает определенный смысл. Тогда отдельные персонажи становятся актерами «миниспектакля». Существует и «драматургия предметов». Если предметы сгруппированы по принципу их функции в жизни человека, возникает драматургия предметов, натюрморт. Натюрморт — это группа предметов (в большинстве своем небольшого размера), возникающая в каждодневной жизни человека (труд, пища и т. д.). Некоторые предметы несут на себе печать определенной упорядоченности, покоя, свидетельствующих о том, что человек к ним вернется... Конкретное содержание натюрмортов — это свидетельство не только об изображенных на них предметах, но и о человеке, благодаря деятельности которого родился натюрморт. Этим свидетельством натюрморт отличается от «композиции», в которой главную роль играют художественные взаимоотношения между избранными объектами, а не «драматургия вещей».
Есть особая причина, почему фотографический натюрморт не имеет горячих поклонников. Вспомним основную проблему акта: как перейти от характеристики тела к характеристике модели? Модель позирует, автор ищет ее световое и тональное решение, трансформирует оптически, а иногда и в лабораторной части процесса. У автора практически неограниченные возможности. Поэтому нам известны натюрморты не только традиционные, конкретные, но и носящие художественный характер, в которых подчеркивается тон, форма, композиция предметов в зависимости не только от их функции, но и от их художественных качеств.
Не следовало бы забывать и о зрителе. Фотографические натюрморты не пользуются большим успехом у широкой общественности, привыкшей к скрытому обаянию вещей. Тем большее внимание следовало бы уделять им в том случае, когда важно развить чувство прекрасного — в художественных школах, на курсах и т. д. Натюрморты с этой точки зрения универсальны. Нет необходимости в модели, работа студента не зависит от погоды, он может творить дома, при искусственном и естественном освещении.
Уже хотя бы с точки зрения воспитательной роли фотографическому натюрморту следовало бы уделять больше внимания, чем раньше. Следовало бы приблизить натюрморт зрителю. Может, редакторы когда-нибудь поймут, что и на обложке может быть что-нибудь иное, кроме портрета миловидной девушки! Если вас заинтересовала данная статья, то возможно это будет вам тоже интересно:

Fotografie, Ян Шмок.

 
Яндекс.Метрика