Репортажная свадебная фотография, репортаж фото

Репортажная фотография, репортаж фото
Если в теории фотографического образа мы постоянно сталкиваемся с неясностями, неточностями и ошибками, то их главная причина прежде всего в недостатке классификации и терминологии. В фотографии не хватает ясной договоренности, однозначности. Мы можем говорить об одном и том же, можем использовать одни и те же выражения и все-таки не понимаем друг друга: одни и те же слова не всегда имеют одно и то же значение.
Содержание понятия «художественная фотография», кажется, всем ясно. Это фотографический образ, смысл которого передается посредствoм преднамеренной стилизации и абстрагирования содержания и формы. Если же вдуматься в настоящий смысл репортажа - а смысл репортажа заключается в том, что он приносит информацию - то явственно выступает нелогичность связи двух слов: «художественный репортаж». Информация должна быть прежде всего верной. Следовательно, репортаж исключает стилизацию, оформление, наигранность. В первую очередь это касается содержания, но также и формы, потому что каждая стилизация удаляет образ от простого отображения и, чем более совершенна стилизация, чем более художественно действенной она является, тем больше деформируется форма по сравнению с естественным оригиналом, существующим в действительности. Репортаж далек от абстрагирования, он проще. И если автор репортажа прибегает все-таки к абстракции, то лишь до определенной степени, редуцируя явление уровня основной проблемы, недопустимо, чтобы упрощение касалось самого существа проблемы.
Хотя все эти аргументы правдивы и действительны, мы знаем, что существует определенный тип репортажной фотографии, когда действенность снимка усиливается именно путем стилизации и абстрагирования содержания и формы. Как объяснить это? Вернемся еще раз к термину «художественный репортаж». Первое слово может быть использовано правильно, потому что дело действительно может идти о художественных методах редуцирования формы и идеи. Но обосновано ли в этом случае применение второго слова? Репортаж ли это?
Буквальный перевод этого слова с французского языка не достаточен. Дать информацию можно и о том, что идет дождь. Репортаж ли это? Конечно, нет. Но это сообщение. Однако, не каждое сообщение, даже если оно очень важное, является репортажем.
Несмотря на то, что вышесказанное для многих является досадной очевидностью, в фотографической теории здесь часто допускаются ошибки и каждая фотография, приносящая сообщение о каком угодно событии, происшествии и т. д., может быть обозначена как репортажная. Но репортаж - это более чем сообщение. Подобно тому, как в журналистике для репортажа недостаточно одного предложения, а в кинематографии одного кадра для кинофильма, в фотографии репортаж не может состоять из одного снимка. Такой снимок может иметь все внешние и внутренние признаки, общие с репортажем, может иметь очень важное содержание, передавать информацию с помощью средств репортажа, и все-таки не будет репортажным. Репортаж должен содержать информацию в более широких взаимосвязях во времени, просторе и действии, должна быть зарегистрирована связь причины и последствий, чтобы проблема, поднятая в репортаже, могла быть расширена, доведена до кульминации и раскрыта. Так это в литературе, в киноискусстве, в телевидении. Это вполне применимо и в фотографии.
Одним из самых первых репортажей является разговор Надара с химиком Шевроле в 1886 г., запечатленный Полем Недаром; одним из первых современных репортажей является серия Феликса Г. Мана «Один день из жизни современных бонзов», «Двадцать четыре часа семьи Филипп» М. Альперта, А. Шайхета и С. Ту леса или «Гигантстроитель» М. Альперта), что вжились понятия «photostory» на анг¬лийском и «фотоочерк» на русском языке.
Если подвести окончательные итоги, то становится ясным, что в тех случаях, когда говорится о так наз. художественном репортаже, дело, собственно, репортажа не касается. В этих случаях только иногда имеется в виду «story», т. е. рассказ, составленный из нескольких снимков. Термином «репортаж» здесь, как правило, обозначается один снимок с выразительной темой действия или же с важным идейным содержанием.
В истории фотографии известны репортеры, отдельные фотографии которых получили известность как образец современного понимания репортажного снимка. Кроме упомянутого уже Ф. Г. Мана, напомним имя его еще более славного современника Эриха Соломона, который благодаря своим фотографическим информациям из дипломатического мира получил прозвище «Король неделикатности». Но и эти снимки зачастую являются только частью более широких серий. Если же рассматривать их самостоятельно, то они являются информационными, а не репортажными.
Что касается, следовательно, термина «художественный репортаж», то его использование вызвано неясностями в современной классификации и фотографической терминологии. Дело здесь идет не о репортаже, а об особом виде фотографии, являющемся очень широким - от снимка испытания мостового столба до снимка Роберта Капы «Смерть республиканского солдата» - для которого нет другого названия, как документ.

 
Яндекс.Метрика