Свадебный фотограф о цвете в свадебной фотографии

Свадебный фотограф о цвете в свадебной фотографии
Одним из преимуществ человеческого глаза является цветное видение. Сознание многоцветности нашей среды способствует не только безошибочной ориентации человека, но и обогащению его сведениями о реальной действительности. Однако субъект может не только воспринимать, но и сам создавать цветовые оттенки, помогающие эстетическому восприятию, их оценке и созданию художественных ценностей.
Первоначально фотография была черно-белой. Если исходить из действительности, из живописного изображения мира и привычки воспринимать окружающий мир в различных цветах, то это казалось весьма противоестественным. Интенсивность цветных тонов на черно-белой фотографии воспроизводилась в шкале одного цвета, полюсами которой был черный и белый цвет.
Как только фотография перестала быть курьезной новинкой, появилась необходимость не только призадуматься над такой радикальной редукцией цветов, но и использовать ее, главным образом для правдивого изображения пространственных размеров и планировки всей плоскости изображения: темные и светлые черно-белые тона стали неотъемлемыми элементами изобразительных средств, создающих композицию и ритмику снимка. Так невольная редукция вскоре превратилась в условность и свадебные фотографы стали воспринимать ее как нечто само собой разумеющееся. Этому способствовал и черно-белый рисунок карандашом и углем (или техника графики), который естественно внес в фотографию графические элементы.
Технический прогресс в фотографии, однако, вскоре показал, что редукция тонов может иметь различные качества и что фотограф не может удовлетвориться тем результатом, который дает ему тот или иной фотографический материал. Известно, что большой проблемой была редукция основных цветных тонов, которые на различном негативном материале получались по-разному. Для достижения возможно большей достоверности были разработаны такие эмульсии, которые лишь незначительно искажали действительность. Но возникли другие проблемы. Оказалось, что настоящее искусство начинается там, где кончается подражательство, а поэтому максимально достоверное изображение не всегда ведет к цели, которую преследует искусство. Стали использоваться различные фильтры, которые нарушали механическую редукцию шкалы тональностей и способствовали повышению средств изображения так, чтобы эмоциональное восприятие было наиболее сильным. Эту тенденцию поддерживали и эксперименты с объективами с различным фокусным расстоянием, общее стремление уйти от подражания и внести в фотографию черты настоящего искусства, конечной целью которого является трансформация увиденной действительности.
Вторжение цвета в фотографию можно сравнить только с вторжением звука в немой фильм. В таких случаях сначала обнаруживается беспомощность создателей. Творцы кино радовались, что их фильмы «говорят», фотографы были счастливы от сознания, что изображаемая действительность стала более верной: дерево зеленое, небо синее, а яблоко красное. Детская болезнь повторилась; первые цветные снимки удовлетворяли просто потому, что редукция, ограниченная гаммой черно-белых тонов, перестала быть неизбежностью. Таким образом, цвет стал решающим фактором, выведшим фотографию за рамки, отведенные ей существовавшей до сих пор техникой. Однако прошло немало времени, пока исчезла первоначальная неуверенность от ошеломляющего открытия, данного ей техникой же. Вскоре стало ясно, что цветная фотография неспособна изжить черно-белую, что и она является всего лишь редукцией и что ее преимущество тоже имеет свои границы, которые нельзя преодолеть без опасности потерять художественность, к которой стремилась и цветная фотография.
Также, как черно-белая фотография достигла своего автономного способа изображения действительности по принципу художественного творчества и создала свои собственные, специфические закономерности, так и цветная фотография (в сравнительной независимости от фотографии черно-белой) должна создать свои закономерности.
Первой и основной опасностью, которая встала на пути развития цветной фотографии, был натурализм. Цветные тона остались цветными тонами действительности, описательность стала еще более совершенной. Редукция пространства на двухразмерную плоскость снимка стала казаться гораздо меньшей, чем редукция у черно-белой фотографии, поскольку интенсивность отдельных цветных тонов с расстоянием уменьшается в соответствии с так наз. цветной перспективой. Цветная фотография (также, как когда-то черно-белая), желая выйти за рамки натуралистического описательства, должна была отказаться от непосредственного изображения природы.,На этот раз фильтров было недостаточно. И цветное освещение предмета не стало панацеей. Надо было использовать физико-химические свойства цветного материала, который давал возможность использовать многочисленные варианты дополнительных цветов, инверсию, частично и особые технические приемы, которые постепенно осваивались в практике черно-белой фотографии.
Таким образом, цветная фотография ограничила свою специфическую область и создала свои собственные закономерности. По сравнению с черно-белой фотографией, в цветной фотографии произошел коренной переворот в правилах композиции; если в черно-белой свадебной фотографии уравновешивались темные и светлые куски или площади примерно одинакового качества, то у цветной фотографии необходимо было считаться с гармоническими соотношениями цветных тонов, с дополнительными цветами и их интенсивностью. К работе с формами в черно-белой гамме добавилась работа с цветным спектром, крайне сложная и требующая еще одного аспекта размерности таланта: чувства цветной композиции и роли отдельных цветных тонов. Метафорические названия, данные отдельным цветам - теплые или холодные - в цветной фотографии перешагнули границы метафоры и стали практикой: на сцене появился ряд элементов, которые до этого не принимались в расчет и которые, однако, оказались настолько существенными, что без них бы цветная фотография потеряла свои качества. К изобразительной системе, кодирующей черно-белую фотографию, добавился код цвета со всем, что он принес с собой, и совершенно изменил первоначальную речь черно-белых комбинаций. Перестановок и вариаций здесь может быть бесконечно много и кажется - вопреки тому, что черно-белая фотография и впредь будет иметь свое место - что благодаря цветной фотографии нам удастся приблизиться к более точному описанию того, что называется пространством и временем. Если вас заинтересовала данная статья, то возможно это будет вам тоже интересно:

 
Яндекс.Метрика