Фотография без названия

Фотография без названия
За фотографию - фашистских застенок Йозеф Валента, главный редактор журнала «Живот страны»} председатель Союза чешских журналистов.
Фотография без названия, без имени автора. Известно только то, что сделана она в испанской Барселоне. Она попала ко мне в руки за несколько дней до смерти Франко и через пару недель после того, как весь мир восстал против убийства и его виновников, против казни пяти невинных. Это было глубокой осенью прошлого года, когда вновь с такой силой поднялась волна солидарности во всем мире, когда вновь, подобно тому, как это было 35—40 лет тому назад, мы обращали свой взор к героической Испании.
Уже тогда мы полюбили эту страну и ее народ, мы пели о людях Испании, об аромате испанских садов Пикассо для нас был не только великим художником, а Гарсия Лорка — не только поэтом. Мы, живущие в «сердце» Европы, и наши товарищи за Пиренеями имели много общего: у нас был общий враг, и у стен Мадрида шел бой за Прагу, вместе с Долорес Ибаррури мы подхватывали лозунг «Но пассаран!» Мадрид был предан, а в Мюнхене была предана Прага. Шла война, и не только в Испании, но и во всем мире, и в нашей стране. Советская Армия уничтожила немецкий фашизм, освободила народы Восточной и Центральной Европы. 20 миллионов советских граждан погибло во имя того, чтобы и мы — в Чехии и Словакии — вновь возродились к жизни.
Народ Испании не получил свободу. История не прямолинейна. Под оливами не было мира. Но народ не сдается. В этом его бессмертие и начало конца поработителей. В 1972 году на лейпцигском фестивале документальных кинофильмов я видел киноленту именно об этом. Неизвестный кинооператор тайно запечатлел на целлулоидной пленке жизнь, вернее страшное существование политических заключенных в одной из испанских тюрем. Может быть, это тоже было в Барселоне. Весь фильм необычайно грустный, кадры сняты в полутьме, но после просмотра ощущение подавленности не возникает. Автор сумел передать протест и решимость, поэтому фильм пробуждает в зрителях оптимизм и надежду. Так же, как и строки Ю. Фучика, описывающего празднование Первого мая 1943 года заключенными панкрацкой тюрьмы.
Виденный мной фильм и фотография на этой странице имеют много общего: прежде всего это то, что имя автора и в том, и в другом случае неизвестно из-за нелегальных условий работы, далее, простота композиции и техническая несовершенность, обусловленная опасностью. Но главное, что их объединяет, — это сила, убедительность и настоятельность представленного ими свидетельства о том, что люди не сдаются, что борьба продолжается. Эта фотография и увиденный мною в Лейпциге фильм обладают всем тем, что превращает документ в жанр высшего класса, поднимает его на уровень подлинного искусства. Они обладают аутентичностью, эмоциональностью, гуманизмом, правдивостью и партийностью.
И в том, и в другом документе мы ощущаем прошлое, настоящее и будущее Испании. Но три-четыре года, разделяющих их появление, все-таки свидетельствуют о том, что жизнь идет вперед. Патриоты уже не находятся только в заключении, под пулеметами, направленными на них со смотровых башен. Их еще преследуют, но они уже вышли на улицы, на них уже светит солнце. А завтра? Завтра победит их оружие и идеи. Прочно будут стоять они на земле своей родины, и солнце будет светить для всех. И не только в Испании всюду, где человека все еще подавляет фашизм. И тогда новые авторы, имена которых будут известны всем, создадут новые фотографии.

Начинает осуществляться извечная мечта человечества: Совещание в Хельсинки превратило прошлый, юбилейный год — год 30-й годовщины Победы над фашизмом — в исходный рубеж периода интенсивной международной мирной политики.
Стремление к дружбе между народами, взаимопониманию и взаимному согласию является прежде всего крупной победой социалистических стран, потому что в социалистическом образе жизни находят воплощение многовековые мечты прогрессивных людей во всем мире.
Неудивительно, что этот мир — мир мирного сосуществования и мирного строительства справедливого общественного строя — вызывает все больший интерес фотографов.
Работы советских и чехословацких авторов уже не первый год приветствуются на международном форуме, но в последний период к ним проявляется небывалый интерес именно в капиталистических странах. Они, как и фотографии из других социалистических стран, становятся желанным, интересным материалом для- специальных фотожурналов, в которых все чаще появляются положительные оценки прогрессивного общественного направления этих работ. Мир, изображаемый фотографами социалистических стран, как правило, в корне отличается от того мира, который мы видим на снимках, отражающих последствия драматических социальных антагонизмов. . В то время как главный интерес наших фотографов сосредоточен на человеке, его творческом труде, радостях, стремлениях и мечтах, на важных внутриполитических и международных событиях, современная западная фотография не дает зрителям радостных надежд или веры в будущее, радости жизни, чаще как раз наоборот. Лучшие фотографии отличаются исключительно сильной критичностью, иногда даже злостью, обвинением и иронией, нередко ностальгией и раздумьями или уходом от действительности в мир творчества ради творчества, порой идейного и творческого вырождения.
Фотография социалистических стран волнует, возбуждает своей жизнерадостностью, верой в будущее, оптимизмом. И было бы хорошо, если бы этот факт осознали именно в этом году все наши фотографы.

 
Яндекс.Метрика