Фоторепортер Виктор Ахломов

Виктору Ахломову тридцать семь лет. Его работы были представлены на выставках в Америке, Европе, Азии, Африке и Австралии. Он снимал в Японии, Италии, Англии, США, Финляндии и Чехословакии, где бывает особенно часто. Прага — по его словам — его большая любовь: он приехал сюда в 1$$8 году, во время своей первой зарубежной поездки, и с тех пор снова и снова стремится раскрыть этот город в своих снимках. Ахломов — фотокорреспондент газеты «Известия» и многолетний сотрудник журнала «Ревю Фотография». Основная часть его работ создана, естественно, в Советском Союзе.

Когда впервые Вы столкнулись с фотографией?

Это было довольно обычно. Мне было тогда шесть лет. Я наблюдал, как мой сосед — бухгалтер по профессии, но по призванию фотограф — в своей самодельной лаборатории колдовал над увеличением черно-белых картинок. Тогда для меня в этом было скрыто куда больше очарования, чем в самых фантастических сказках о Синей Бороде или Красной Шапочке.

Значит, как только Вы научились держать в руках аппарат...

Совсем нет! Сначала я любил рисовать и закончил художественное училище. Но судьба вмешалась на этот раз действительно с помощью фотоаппарата, который я получил в подарок от отца за успешное окончание училища. Мне было тогда 17 лег. И первый снимок, сделанный этим аппаратом, появился в печати через год после этого.

Художественное образование Вам как фотографу, очевидно, очень помогло.

Наверное, потому что через два года после публикации моей первой работы Союз журналистов принял меня на курсы фотокорреспондентов, куда в те времена принимали в основном уже известных фотографов.

Однако курсы Вы закончили с отличием и на выставке дипломных работ представили самое большое количество снимков. Повлияло это каким-то образом на Вашу дальнейшую работу?

К счастью, да. На выставке побывало немало журналистов, и мне предложили стать фотокорреспондентом «Недели», субботнего приложения газеты «Известия», где я работаю по сей день. Уже во время прохождения курсов я утвердился в том, что репортаж — это высший класс фотографии, ее наиболее характерное проявление. Свои фотографии я почти никогда не готовлю заранее и не инсценирую их. На мой взгляд, нет лучшего режиссера, чем сама жизнь. Может быть, когда я выйду на пенсию, я попробую работать в иных жанрах. Но пока глаз, сердце и рука фотографа способны реагировать одновременно и передать неповторимое мгновение жизни, я буду использовать это до конца.

При Вашей загруженности работой остается ли у Вас время фотографировать еще и «для себя» ?

Кроме снимков для редакции, я постепенно подготавливаю серии на различные темы. Например, на тему «Ожидание». Ведь каждый человек постоянно чего-то ждет: мать — рождения ребенка, девушка — любимого, шахматист — ошибки своего партнера, металлурги — пуска плавки. Тему «Ожидание» я начал снимать шесть лет назад, когда ждал рождения моего первого сына. Я провел два месяца в родильном доме, буквально жил там: вместе с врачами был на ночных дежурствах, пил с ними чай, переживал драматические мгновения рождения нового человека и, конечно, снимал и снимал. Я стал свидетелем рождения более 60 новых граждан нашей страны, и главный врач сделал даже комплимент, сказав в конце моей работы, что мои знания находятся на уровне знаний студента 4-го курса медицинского института. Есть у меня такие серии, как «Голова», «Руки», «Ноги», которые многое могут раскрыть в человеке.

Как Вы относитесь к требованию, чтобы фоторепортаж был художественным?

Репортаж, как мне кажется, наиболее характерное проявление фотографии. Он является свидетельством нашей жизни, людей, с которыми мы живем, нас самих. Для фоторепортера важно непрерывно фотографировать, быть, как говорится, в центре главных событий. Очень сложно, однако, ежедневно создавать репортаж, обладающий высоким эстетическим уровнем, произведения непреходящие, хотя именно эту цель должен иметь каждый репортер. Репортер-солдат, мечтающий стать репортером-генералом.

Относятся ли к "Вам в редакции, как к специалисту на определенные темы?

Не могу сказать, что я отдаю предпочтение какой-либо теме. Считаю себя «многоборцем», говоря языком спортсменов. У нас в редакции считают, что каждый фотограф должен уметь хорошо снимать все. Но уже, видимо, по привычке я фотографирую спорт, культуру, создаю портреты, а мои коллеги взяли на себя область науки и производственную тему.

Ваше наиболее сильное впечатление как фотографа ?

Посещение горной Сванетии на юге Советского Союза. Мне посчастливилось снимать одно из древнейших грузинских поселений VIII века, место, куда можно добраться только на вертолете.

А зарубежные впечатления?

Это, конечно, Америка, где я был с делегацией советских журналистов. Конкретной программы у нас не было, поэтому я снимал и днем, и ночью. Смешная история произошла со мной в Японии во время Олимпийских игр. Я оказался рядом с императором Хирохито, который приветствовал олимпийцев. Решил его сфотографировать. Вдруг я случайно попал в поле зрения императора, и его рука, протянутая для приветствия, его улыбка замерли. Прошло мгновение, прежде чем я понял, что его величество был удивлен тем, что я в его присутствии не снял головного убора. Я быстро исправил эту оплошность. Словом, репортеру приходится мгновенно реагировать и на те явления, которые не запрограммированы но, как говорится, самые интересные впечатления впереди. Чехословакию я считаю одной из самых «фотогеничных» стран, мечтаю создать о ней фотокнигу. Беседу вела А. Чилякова.

 
Яндекс.Метрика