Фотографические поиски

На последующих страницах представлены молодые фотографы, которые принадлежат примерно к одному поколению.
Это — не представительный образец молодой чешской фотографии, не творческая группа, новое течение или направление — авторы даже не знакомы друг с другом. И все же в их творчестве есть одна общая характерная черта: поиски новых путей, уводящих от уже устоявшихся канонов в области тем и формы. Правда, иногда эти поиски напоминают скорее игру, упражнения фантазии или некое фотографическое заигрывание, в других случаях это уже зрелый взгляд. Но для всех характерна инициатива и свежий взгляд.
Интересное переплетение фотографий Лооса, изображающих человеческие фигуры и лица, со скульптурами О. Зоубека отражает попытку проникновения во внутренний мир человека в исключительных и ежедневно повторяющихся ситуациях: движения людей, жесты, гримасы, взаимные сближения или столкновения. В сущности, эти снимки являются продолжением цикла Лооса «Ярмарки», опубликованного в «РФ-73/4». В снимках Петра Згоржа не виден столь сильный тематический заряд, но зато они отличаются юмором, новыми идеями и фотографической эрудицией. Петр Баличек обрабатывает темы на первый взгляд совершенно не фотографические. Работы Ладислава Говорки отражают сильный эмоциональный взгляд на человеческие руки, снимки Кокштайна светятся радостью, цветные изображения Яны.Котиковой показывают одну из иллюстрационных возможностей цветной фотографии.
Иво Лоос (1934) начал фотографировать сравнительно I поздно — в 22 года, во время учебы на архитектурном факультете в Праге. Первая его выставка состоялась в 1970 г. в пражской Малой галерее Дома чехословацких писателей (цикл «Ярмарки»). Годом позже представил на брненскую выставку «Чехословацкая фотография 1968—1970 гг.» цикл «Лица», в котором стремился запечатлеть «людей из толпы». В 1973 г. Лоос имел авторскую выставку в брненскойгалерее «Профиль», повторно участвовал в выставке «Чехословацкая фотография 1971—19721 гг.» и впервые опубликовал снимки в нашем журнале («Ф-73/4»). Помимо организации других выставок — в 1974 г. в Доме господ Кунштатских (Брно) и в Музее искусства в Сан-Паулу (Бразилия) — начал работать над циклом «Едоки сосисок». Иво Лоос фотографирует аппаратом «Пента-консикс» только на полный квадратный формат, чтобы, как он|говорит, не думать все время, {какую избрать композицию — в высоту или в ширину. Ни один из его циклов окончательно не завершен.
Петр Згорж (1948) первый фотоаппарат получил в 12 лет. В 1970 г. начал сотрудничать с телестудией в Брно, через год переселился в Прагу, где пробуеткилы в разных профессиях, а|с 1975 г. пол-Петр Баличек (1942) окончил природоведческий факультет и работает генетиком в клинической детской больнице в г. Градец Кралове. Фотографией занимается с детства. Сначала пробовал различные приемы, потом фотографировал акты, а в последнее время сосредоточился на режессированной фотографии, особенно на портретах. Автор утверждает, что он фотографирует не очень часто, но зато в большинстве случаев тщательно обдумывает тему заранее и подготавливается к ее воплощению. При работе придерживается точной i композиции для формата снимка и последовательной режиссуры, поскольку, по его словам, это вносит в уже многократно обыгранный диапазон фотографических возможностей новые элементы. Предпочитает широкоугольные объективы, В выставках участвует редко.
Ярослав Кокштайн (1932) в детстве увлекался спортом, химией и фотографией. Во время военной службы получил тяжелое повреждение позвоночника. После четырех лет лечения снова может ходить на костылях. Он оказался на перекрестке, где для него было открыто очень ограниченное количество! дорог.
Когда родилась его племянница, он собрал все свое умение фотографа и сделал несколько снимков для семейного альбома. Один из них вскоре получил третью премию на конкурсе «Современные дети», объявленном в 1958 г. газетой «Млада фронта». Под влиянием этого успеха купил «Флексарет» и с воодушевлением занялся фотографией. Сначала фотографировал все — от архитектуры до репортажа, но вскоре на его снимках стали преобладать люди, а среди них — девушки и женщины, которых, по его словам, он фотографирует из-за их прелести, простоты, неги и красоты, во славу жизни.
Яна Котикова (1948), сдав экзамены на аттестат зрелости, освоила профессию кинолаборанта на киностудии «Барран-дов» и работала по этой специальности пять лет. Здесь были созданы ее первые фотографии, сначала черно-белые, потом цветные, а в последнее время — с преобладанием специальных технических приемов, которые I используются не для произвольных экспериментов в i фотолаборатории, а для выражения избранной темы так, как ее представляет автор. Эти специальные приемы позволяют проявиться и ее увлечению рисованием и достигнуть таким образом более сочных и ярких цветов, чем приклассическом способе работы с красками.
Мирослав Сыхра (1950) свою первую фотопластинку проявил в погребе, отведенном под картофель. Ему было тогда 13 лет. А через два года увлечение фотографией привело его в Художественно- промышленную школу города Брно. В настоящее время Сыхра изучает фотографию на кинотелевизионном факультете пражской Академии искусств. Время от времени он жалуется, что у него не остается времени для своего собственного творчества. Опубликованные снимки из серии «Игра с красками» (1974) представляют, следовательно, исключение из правила.
Ладислав Говорка (1949) с детства учился игре на скрипке, которая была его самым большим увлечением, а позже к этому увлечению добавилась химия. Когда ему было 14 лет, взрыв в домашней лаборатории повредил ему правую руку. Во время трехмесячного лечения в больнице, положившего конец надеждам на карьеру скрипача, он решил начать фотографировать. Поступил на фотокурсы в Пражскую народную школу искусств. С 1972 г. учится на кинотелевизионном факультете Академии искусств. У него было уже несколько самостоятельных выставок.

 
Яндекс.Метрика