Фотограф Георгий Петрусов

Творческая биография одного из наиболее талантливых советских фотожурналистов Георгия Петрусова очень похожа на биографии его сверстников и коллег. В первое революционное десятилетие дарования открывались внезапно и созревали быстро. Родившийся и выросший в Ростове-на-Дону, Петрусов уже в 17 лет начал трудовую жизнь, работая счетоводом-бухгалтером в Ростовском отделении Промбанка. В это же время у него пробуждается интерес к фотографии.
В 1924 г. Петру сов переезжает в Москву, сменив разом не только место жительства, но н профессию. Он становится фотографом. Начав с сотрудничества в профсоюзных журналах («Металлист», «Рабочий-химик»), Петрусов скоро обращает на себя внимание центральной печати.
Работа в крупнейших газетах «Правда» и «Труд», в лучших иллюстрированных журналах «Огонек» и «Прожектор» стала для него не только школой политической фотожурналистики, но и местом формирования его творческой индивидуальности. Здесь именно, во второй половине 20-х годов, сложились черты фотожурналиста, которые он пронес через всю свою богатую событиями жизнь. У Петрусова, как и у других советских фотожурналистов первых лет революции, главным движущим стимулом творчества был жгучий, ненасытный интерес ко всему новому, что входило в жизнь страны, к социально-экономическим преобразованиям, свидетелем которых он являлся. Вместе с А. Шайхетом, М. Альпертом, Б. Игнатовичем - зачинателями советского фоторепортажа — Петрусов был стойким приверженцем репортажного метода съемок. Его снимкам присуще стремление к синтезу двух основных направлений советского репортажа: того что уделяло главное внимание фиксируемым на снимке событиям, и другого, которое искало путь к новизне жизненного материала через своеобразие фотографических решений.
Петрусов один из первых в советском репортаже обратился к методу длительного фотонаблюдения. Когда стало известно о плане строительства Магнитогорского металлургического комбината он решил поехать на стройку, где провел два года (1928—30), запечатлев все этапы этого гигантского строительства, вплоть до ввода в строй первой доменной печи. В этой работе он преследовал цель не только фотолетописи, но и создания выразительного образа индустриализации страны.
В 1930—1941 гг. Петрусов работает в новом иллюстрированном журнале «СССР на стройке», созданном по инициативе М. Горького. По заданию редакции он объездил весь Советский Союз: разнообразие тем и высокий уровень их решения свидетельствовали о достижении фотографом профессионального мастерства. Критика тех лет особо отмечала композиционное построенние его снимков: сделанные просто, не назойливо , они вместе с тем отличались продуманностью решений.
С первых же дней Великой Отечественной войны Петрусов стал военным фотокорреспондентом. Представляя Совинформбюро и газету «Известия», капитан Петрусов дошел с советскими войсками до Берлина, запечатлев на пленке последний штурм столицы врага и подписание акта о безоговорочной капитуляции. Его лучшие военные снимки отличаются, помимо высокой степени информативности, еще и значительной долей обобщения: в них встает суровый, фотографически выразительный образ народной войны.
В послевоенное время Петрусов работал в издательстве «Изогиз» (1945—1956) и в агентстве печати «Новости» (1957 — 1971), выпустил немало фотокниг, посвященных искусству, художественной самодеятельности, жизни больших городов. Разнообразие интересов, широта художественного кругозора, хороший вкус — эти качества привлекают в его послевоенных работах, им обязан фотограф своим успехом на страницах - иллюстрированного журнала «Soviet Life», издаваемого АПН в США, с которым связаны последние 10 лет жизни и творчества одного из бойцов старой гвардии советских фоторепортеров.

 
Яндекс.Метрика