Окурки фотографа Ирвинга Пенна

Народного художника Карела Плицку мы не будем представлять читателям - его обширное и многостороннее творчество давно уже является неотъемлемой частью культурного богатства страны и национального сознания народа.
Выставка его фотографии разделена на две части. Первая включает известные и менее известные факты его биографии: годы учительствова-ния, начало публицистической деятельности, растущий интерес к этнографии и фольклору. Эту биографическую часть выставки завершает целый ряд публикаций, сборников народной поэзии и сказок, сборников народных песен. Вторая часть включает свыше ста фотографий, в которых передано этнографическое восприятие Чехословакии автором. Снимки расположены по темам: семья и материнство, дети и их игры, пейзаж и архитектура, труд, народные обычаи и праздники. Самое сильное впечатление оставляют портреты в разделах «Галерея национальных типов» и «Рассказчики и певцы». Экспонированные фотографии были созданы в период между двумя мировыми войнами в основном в области Словакии и ныне представляют собой уникальные художественные документы. Выставка, достойно отметила творчество замечательного фотографа.
Хотя количество фотовыставок в г. Брно неустанно растет, брнен-ские авторы участвуют в них сравнительно редко. Поэтому приятной неожиданностью было участие одновременно трех молодых брненских фотографов в выставках, организованных в октябре прошлого года.
Душан Климеш представил несколько фотоциклов, отражающих его отношение к избранной теме. Единственным статическим сюжетом были Высокие Татры. Главную часть выставки автор отвел фотографиям И. Стивима и концертам битовой музыки, остальные снимки — непосредственно увиденные «обыкновенные люди». Климеш чутко относится к действительности и не стремится к ее односторонней интерпретации.
Олдржих Перница получил уже несколько медалей на любительских фотовыставках. Наиболее известны его сюжетные циклы, но он умеет делать и репортажи, а иногда использует специальные технические приемы даже в своей профессиональной работе театрального фотографа. Снимки Перницы — типичный образец главного течения нашей современной любительской фотографии. Властимил Жила относится к новым авторам. Этот фотограф-самоучка уже ряд лет делает снимки на одну и ту же тему — словацкие народные пиры и масленицы. Его работы, подобно снимкам Климеша, отличаются чистым репортажным почерком.
Серж Лютэнс, цветные портреты которого, выполненные в стиле отдельных направлений современного живописного творчества, были опубликованы на обложке «Ревю Фотография-75/4», выставлял эти и другие работы в Праге на выставке «Искусство грима-Диор». Выставку организовала эта известная французская фирма мод и косметики в ноябре прошлого года в Зеркальном зале Клементинума.
Ирвинг Пенн, американский фотограф, прославившийся прежде всего своими фотографиями моды для журнала «Вог» и портретами знаменитостей, продемонстрировал летом прошлого года в нью-йоркском Музее современного искусства 14 платинотипных копий, объединенных одной темой: окурки сигар и сигарет.
«Забавный характер этой темы, столь несвойственный его творчеству, в сочетании с высококуль-тивированной обработкой, дает основание считать эти фотографии художественными произведениями», -сказал на открытии выставки директор фотографического отделения Музея Джон Шарковски.
«Может показаться, что эти снимки означают отход Пенна от его предыдущего творчества, но намного вероятнее предположение, что это следующий шаг по пути к цели, от которой Пени не отклоняется с первых дней своей профессиональной деятельности. Это путь к совершенной, гармоничной фотографии, которая способна существовать самостоятельно», — сказал далее Шарковски.
Платинотипные копии, размеры которых (примерно 50x60 см) непривычно велики, были получены методом контактного копирования с двух крупноформатных негативов с различной тональностью черно-белой шкалы; бумага была покрыта двумя слоями эмульсии и два раза экспонирована, что помогло добиться исключительного богатства оттенков. Платинотипия, относящаяся к разряду технических методов так наз. благородной печати, была особо популярна на рубеже двух веков благодаря высокому качеству, напоминающему рисунок мягким карандашом. Пени снова открыл эту технику и вполне использовал ее возможности.
Ирвинг Пени родился в штате Нью-Джерси в 1917 году. С 1943 г. сотрудничал с американским журналом «Вог». Пени автор двух книг: «Запечатленные мгновения)» (1960) и «Весь мир в маленькой комнате» (1974). Первая состоит преимущественно из портретов знаменитостей и натюрмортов, вторая содержит снимки, сделанные в «фотографическом кабинете» Пена - в палатке, заменяющей ему при путешествиях в фотолабораторию. Так фотографировал Пенн представителей целого ряда народов и этнических групп.

 
Яндекс.Метрика