Символы, которые не меркнут

Мирослав Дочкал, главный редактор журнала «Свет в образах».
Говорят, что книги имеют свою судьбу. Это относится и к фотографии» Когда девять лет назад ревю «Фотография» напечатало ставший уже легендарным снимок Тибора Хонти «Пал в последние секунды войны», в редакцию пришел отклик непосредственного участника запечатленного события Александра Китаина. Так появилось свидетельство очевидца: «На фотографии засняты похороны командира танковой бригады полковника Георгия Сахарова. Было это 10 мая 1945 года. Он погиб от фашистской пули 8 мая в четыре часа дня в городке Гротовице, через который проходила наша бригада, спешившая из Брно к восставшей Праге. Я хорошо знаю тех, кто запечатлен на этом снимке. Справа с наградами мертвого стоит капитан Владимир Беляцкий; с платком у лица — капитан Лившиц, проживающий ныне в Ленинграде, над павшим склонилась Марина Ивановна... Я всю войну прослужил в бригаде полковника Сахарова. Мы начали воевать под Воронежем и закончили в вашей Праге...»
Так просто была установлена личность героев славного снимка, долго остававшихся неизвестными общественности и самому фотографу.
Фотография сделана с исключительным чувством, поддерживающим героическую трагедию нежной лирикой, и относится к тем, которые, благодаря своему содержанию и концентрированному художественному выражению, превратились в символы — символы времени, означающего для моего поколения возвращение к жизни, искупленной миллионами Сахаровых.
Фотография, на которую я смотрю, — одна из тех, которые навсегда останутся в памяти и в сердце, потому что фотографии, имеющие «свою судьбу», заставляют думать, вспоминать, видеть взаимосвязи, волноваться. Они волнуют, ибо возвращают нас к решающим моментам, прожитым нами, в тот период, когда мы в свои двадцать или тридцать лет мечтали о новом, лучшем мире. А такие фотографии, даже если мы их видим снова и снова, не становятся обыденными, а, наоборот, вызывают все более глубокие чувства и влекут за собой другие ассоциации; видишь первый советский танк, проезжающий под Пороховой башней, исторический снимок Клемента Готвальда в 1948 году, как на киноэкране мелькают события последующих лет.
Фотография ныне уже покойного Тибора Хонти не нуждается в словах. Она необычна своим содержанием, своим непатетическим посланием, с которым обращается к человеку того времени, к человеку современному и к будущим поколениям. Даже если бы гроб павшего не был украшен сиренью, ее все равно видишь, как тогда, в руках наших женщин и в руках советских солдат. От этой сирени и начинается наш прямой путь к социалистической современности.
Эта известная фотография — лишь одна из серии снимков, на которых тридцать лет назад фотограф запечатлел прощание красноармейцев с их павшими товарищами. Выбранная из многих, она стала символом, прототипом майской Праги 194S года, символом тех, кто отдал жизнь за свободу наших народов, за перспективу их счастливого будущего. Видишь молодого солдата, который, если бы не было войны, сидел бы, наверно, в аудитории высшего учебного заведения, бойца, расстающегося со своим другом, шофера, на лице которого угадываются тысячи наезженных километров А тут, в военной форме, женщины, совсем еще молоденькие девушки, и невольно приходит мысль о том, кого они оставили дома, кто их ждет Отец, мать, любимый?
Над фотографиями похорон! красноармейцев осознаешь большую человечность автора, гуманизм его снимков. Такие фотографии нельзя сделать лишь из простого профессионализма, случайно, потому, что ему просто повезло и он оказался на месте. Этот и другие снимки из этой серии сделаны фотографом-гражданином. Да, Хонти обладал талантом чуткого художника, незаурядным даром вдохновения, но, прежде всего, у него было самое настоящее вдохновение.
Символы, которые не меркнут главное — внутренняя убежденность. Здесь снова подтверждается тот факт, что настоящие произведения не появляются неожиданно, а во взаимосвязи многих факторов, разума и сердца, что кроме художественных предпосылок решающую роль играет отношение автора к обществу, его моральный и политический профиль, умение распознать важные моменты в нашей жизни. Тогда и неоднократно выставляемые и публикуемые фотографии не только не меркнут, но становятся неотъемлемой составной частью нашего бытия.

 
Яндекс.Метрика