Фотографии нашего времени

Бес войны приводил людей в ужас в Древней Греции точно также, как в период наполеоновских нашествий или в наше время. Такое положение, когда военные фотокорреспонденты в один прекрасный день оказались бы вдруг без работы, чего так страстно желал Робер Капа, к сожалению, до сих пор еще неосуществленная мечта, несмотря на все усилия предотвратить военные конфликты. Столкновения державных интересов сопровождают человечество на протяжении всей его истории. По мере развития техники количество жертв увеличивается в геометрической прогрессии, что особенно наглядно и страшно доказал 20-й век.
Фотограф нашего времени должен воспринимать этот факт со все более возрастающей остротой, зависящей от того, насколько разрушительное оружие он изобретает, сколько еще страниц бесславной истории было перевернуто, как увеличивается количество сообщений, в которых фотография и фильм играют ключевую роль, приближая нам больные места нашей планеты. Вьетнам, Ближний Восток, Ирландия, Чили, Кипр — это самые свежие раны.
Но понимаем ли мы эту жестокую действительность во всех ее последствиях? Не притупило ли ежедневное косвенное соприкосновение с полем боя посредством печати, кино и телевидения наше восприятие настолько, что мы уже почти не осознаем всего ужаса?
Дональд Маккаллин, Англия/Кипр,1964 Вот уже 10 лет Маккаллин со своим аппаратом следит за проявлениями человеческого безрассудства: Биафра, Кипр, Ларри Барроуз / Камбоджа, 1970 В феврале 1971 года в Лаосе упал американский вертолет, на борту которого среди нескольких американских журналистов находился и английский фоторепортер Л. Барроуз, который всю жизнь работал для американского журнала «Лайф». Он считался одним из наиболее отважных военных фотографов. Во Вьетнаме Барроуз провел 9 лет в чрезвычайно опасных условиях. Руководство журнала неоднократно предлагало ежу менее рискованную работу, которую он каждый раз принимал, однако снова и снова возвращался во Вьетнамэ говоря, что судьба его находиться именно там у и мечтая когда-нибудь прожить во Вьетнаме первый день мира. Барроуз был традиционно вежливый англичанин, сердечный с друзьями, хлоднонровный в бою. Его страстью было будоражить души своими военными фотографиями. Он отдавал себе отчет в риске, которому подвергался, и знал, что в один из дней с поля боя может не вернуться. «Он мог быть одинаково хорошим солдатом, хирургом или кем угодно, кто-то написал после его трагической смерти один из руководителей «Лайфа», — но он выбрал фотографию, которая настолько захватила его что весь мир он видел в формате 24 X 36 мм». Филип Джон Гриффит, Англия (из книги «Вьетнам Ннкорнорентед», изд. Collier Books, которая в 1971 г. стала бестселлером и до сих пор находится среди наиболее продаваемых книг). Гриффит родился в 1936 году, фотографировать начал с 25 лет. Два года провел на войне в Алжиере, где был репортером газеты «Обсервер», потом три года работал для журналов «Лук»; «Лайф», и «Санди Тайма» в 1966 г. агентство «Магнум» послало его во Вьетнам. В течение всего времени он скорее собирал материал для этой книги чем регулярно посылал в газеты сенсационные фотографии. В настоящее время он занимается иной формой фотосвидетельства — документальным фильмом. И все-таки существуют фоторепортажи, относящиеся к еще не столь отдаленному времени, снимки, при виде которых мороз по коже подирает, заставляющие нас хотя бы на мгновение почувствовать положение, в котором они были сделаны. Снимки грустные, трагические, ранящие и абсурдные. Их авторы ушли на войну, потому что были против нее.
Многие из них заплатили за это своей жизнью. Только вьетнамская война за последние три года до заключения перемирия стоила жизни почти 40 фотографам и операторам. Количество корреспондентов, погибших в других местах, еще неизвестно, поскольку постоянно растет. Поэтому военные репортажные фотографии часто имеют цену, которую невозможно выразить в деньгах — за их создание было заплачено человеческими жизнями. Все новые и новые военные пожары и акты насилия, которые могут вспыхнуть сегодня или завтра в близком или отдаленном пункте земного шара, оставляют мало надежды на то, что военные репортеры в скором времени останутся без работы. Да и есть ли в нашем сегодняшнем мире такое место которое было бы настолько далеко от нас, что мы могли остаться равнодушными к тому, что там гибнут люди? Мы полагаем, что воспроизводимые фотографии дают на этот вопрос однозначный ответ.

 
Яндекс.Метрика