Фотограф капитан Ярош

Военный герой капитан Ярош в роли фотографа
О его героической смерти рассказано в школьных учебниках. Его именем названы улицы; в советских городах Бузулук и Харьков, школа в Соколове. Его портрет украшает почтовую марку. В 1939 г. в? возрасте 27-ми лет Отакар Ярош бежал в Польшу, а потом в Советский Союз, где помогал формировать чехословацкую воинскую часть. Он стал командиром 1-й роты 1-й отдельной чехословацкой бригады и принимал участие в памятной битве у Соколова, в ходе которой 8 марта 1943 года погиб. За исключительную отвагу ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза и звание капитана.
Но что это был за человек? Какими были его впечатления, раздумья, интересы? Весной! 1931 г. появилось сообщение, что, по всей вероятности, существуют фотографии самого Яроша, которые могли! бы рассказать о нем с наибольшей полнотой» Они были сделаны как раз в период формировании чехословацкой воинской части в Бузу луке, Суздале и в окрестностих. К сожалению, найдены были только негативы, снимки не сохранились. Напрашивается даже мысль, что Ярош не напечатал ни одного снимка со своих пленок, скорее всего, он ждал возвращения домой, о фотографиях тогда некогда было и думать, да и материала, вероятно, не было. Поэтому несколько десятков катушек пленки были переданы эрудированному и технически сноровистому фотографу Станиславу Болоньскому — молодому документатору Краеведческого музея гор. Ростоки под Прагой. С большим интересом, бережно и с пониманием замысла автора Болоньский завершил, а в некоторых случаях буквально реконструировал то,что более 30-и лет назад запечатлел своим аппаратом Отакар Ярош.
Необычайно выразительная, неповторимая атмосфера фотографий возникла не случайно. Фотоаппарат был для Яроша чем-то вроде записной книжки, в которую человек в особо тяжелые времена заносит свои впечатления, а зачастую и настроение, состояние души. Он рассказал о военных буднях своих друзей, о военной подготовке, об отдыхе солдат, об их личной жизни, о прибытии новичков, о переживаниях людей, которых война заставила взяться за оружие. Фотоаппарат Яроша запечатлел и среду, в которой они жили: русскую деревню с типичной деревянной архитектурой, красоту задумчивого пейзажа. Все это позволяет судить о таланте, который бы, несомненно, в подходящих условиях созрел и развился, ибо над техническими недостатками любительских снимков доминирует тонкость видения, умение построить композицию кадра, общая культивированность мышления, повышающая уровень документально зафиксированной действительности. Но все обычно сложнее, чем кажется на первый взгляд. Каким образом появился у Яроша фотоаппарат ? Может, он был у него уже в момент ухода из дома? Где он нашел пленку? Кроме того, фотографирование на войне было связано с определенным риском. Необходимо было доказать, что снимки были делом его рук, хотя сомнений у нас самих быть не могло: на каждой катушке было написано его имя, а родственник, сберегавший до сих пор пленку, подтвердил, что, уходя из дома, Ярош забрал с собой аппарат марки «Кодак Ретина». Началась кропотливая работа, разговоры с ветеранами и военными историками, тщательное исследование пленок, сопоставление отдельных фотографий, при котором было обнаружено, что на групповых портретах иногда появляется сам автор снимков — Отакар Ярош. Исследования увенчались успехом. Так, через 32 года после своего возникновения в наши руки попал фотографический документ, историческая ценность которого не вызывает сомнений.

 
Яндекс.Метрика