Фотография - Фото выставка 74

Выставка, по-моему, была успешной. Даже скептики, не верившие в разделение этой международной фотографической ярмарки на две части, были приятно удивлены. То, что наметила пражская «Интеркамера» — пространственное отделение торговой и технической части от фотовыставок — удалось осуществить в прошлом году и организаторам «Фотокина» в Кельне. Более того, культурную часть выставки в центре города отделяли от ярмарки пять километров, которые посетители должны были преодолевать на трамвае или автобусе.
Поскольку «Фотокина-74» с технической точки зрения не принесла каких-либо существенных новинок, я остановлюсь лишь на культурной части, состоявшей из 14 отдельных экспозиций, из которых я вкратце упомяну о девяти наиболее интересных.
Столь же удачным было разделение фотовыставок на две части — на «веселый» и «тихий» зал. В первом экспонировались также две исторические выставки: «Движение на снимках» (фотографии конца 19 века, стремившиеся запечатлеть движение посредством кинематографа) и «Время в фотографии» (попытка ответить на вопрос, является ли фотография искусством).
Критик-специалист мог бы отметить, что на нынешней ярмарке недоставило многого, что должно было дать исчерпывающий обзор современной фотографии.Но «Фотокина», как и каждое аналогичное мероприятие, имеет свои границы, а потому вполне понятна и дилемма, стоившая сценаристу немало бессонных ночей, которая в итоге принудила его оказаться от многого из первоначально задуманного, поскольку просто невозможно представить на выставке все входящее в понятие фотографии и аудиовизуального творчества. Именно это заставило автора культурной части Л. Ф. Грубера отдать предпочтение качеству перед количеством.
Это касалось и внешнего оформления выставки, включая технику, позволившую использовать для выставочных целей также вестибюль, входную лестницу и прочие пространства, выполнявшие функцию связующих звеньев между! отдельными экспозициями. Несмотря на замечательное внешнее оформление, специалист все же может найти определенные недостатки там, где критика их издавна ищет и, как правило, находит — в самых выставленных экспонатах. Вне всяких сомнений, организаторы. «Фотокина» путем отбора снимков стремились дать повод к обмену мнениями по всевозможным аспектам фототворчества. Их целью было показать не отдельные шедевры, но как можно более широкий спектр .всего, что ныне подразумевается под понятием фотографии, т. е. от обыкновенной «моментальной фотографии» до художественной цветной композиции, от игры с оптическими эффектами до научной интерпретации цветного рентгеновского снимка.
В отделении мультивизии (диапозитивы, проецируемые на несколько экранов с музыкальным! сопровождением) было подготовлено пять тематических выставок. Первая демонстрировала возможности любительской фотографии, вторая -огромную широту профессионального творчества, третья — масштабы пейзажной и естествоведческой фотографии, четвертая — применение фотографии в науке и технике. Последняя знакомила на экране размером 3 х 9 м со всеми областями, где фотография является незаменимым! компонентом. Это было очень интересное зрелище с использованием веселых оптических: трюков, которое, к сожалению, кульминировало несколько ложным девизом: «Все это доступно и тебе». В другой части выставки при помощи телевизионной установки, связанной с электронно-вычислительной машиной посетители могли составить по собственному усмотрению более миллиона лиц. 160 цветных портретов молодых жителей Кельна были разрезаны на три части (лоб, нос и глаза губы и подбородок) которые можно было комбинировать с помощью нескольких сотен кнопок на пульте управления что давало в итоге 1|млн. 240 тыс. всевозможных вариантов. По-моему ни один из посетителей не прошел здесь без улыбки не попробовав притом составить хотя бы одну из возможных комбинаций. И каждому было ясно что он находится в «веселом» зале.
Немного дальше, на стене высотой в пять метров висели все 4333 фотографии» посланных на конкурс, организованный западногерманским телевидением по случаю прошлогоднего первенства мира по футболу. Победившие снимки находились в центре панно, так что посетитель имел возможность сопоставить собственное мнение с решением жюри и, тем самым прикинуть шансы на успех того, кто решит принять участие в этом массовом фотоконкурсе»
Входную лестницу и фойе галереи окаймляли огромные фотографии формата 3 х 15 м Это были в основном цветные эксперименты, основанные на принципе телефото. Аппарат для изготовления таких фотографий был сконструирован в Японии и назван «Big Scan Color Neco». Световой луч постепенно «снимает» образец — цветной оригинал и переводит его в цветовые «экстракты» , кодируемые в свою очередь в числовую систему. На гигантский барабан натягивается материал — бумага, материя, пластик, металлическая фольга, на который должна быть переведена фотография. Вдоль барабана движется качающееся плечо, несущее три форсунки с красками, которые по командам, закодированным снимающим лучом, наносят на барабан отдельные основные цвета с расстояния 1—2 см. Таким образом зарисовывается вся поверхность гигантского барабана. Из этого зала, где посетителю было немного не по себе от столь колоссальных размеров демонстрируемых фотографий, он мог перейти в «тихий» зал выставки. Его основой была экспозиция ста фотографий, выбранных международным жюри из 14 тыс. снимков у присланных из 45 стран на объяввленный ООН конкурс под названием «Мир для всех». Эти снимки относились к наиболее увлекательным и захватывающим экспонатам фольга, на который должна быть переведена фотография. Вдоль барабана движется качающееся плечо, несущее три форсунки с красками, которые по командам, закодированным снимающим лучом, наносят на барабан отдельные основные цвета с расстояния 1—2 см. Таким образом зарисовывается вся поверхность гигантского барабана. Из этого зала, где посетителю было немного не по себе от столь колоссальных размеров демонстрируемых фотографий, он мог перейти в «тихий» зал выставки.
Его основой была экспозиция ста фотографий, выбранных каждый снимок в отдельности, один за другим. Здесь был лишь один недостаток, а именно: фотографин сопровождались описаниями с пространными рассуждениями о боге и мире, но почти ничего не говорящими о самом снимке. Проблематика увязки текста с изображением тут проявилась в полной наготе, что еше раз подтвердило старое правило, что хорошая фотография говорит сама за себя и не нуждается в комментарии. И текст к цветной серии «Десять заповедей современности», охватывающей снимки 23 авторов, имел слабые стороны, хотя сама идея была замечательной. Морализирующий тон, которого авторам удалось избежать на снимках, все же проявился в описаниях к ним в виде фраз, в которых глубокомысленные размышления переплетались с неглубоким констатированием. Жаль, что эта феноменальная идея не была доведена до конца.
Выставку восьми известных фотографов, размещенную в отделениях, напоминающих базилики, характеризовала импровизация. На этой выставке, носящей название «Аспекты фотографии», были представлены цветные снимки Э. Фигера (ФРГ), Г. Фейрера (Швейцария), Ф. Фонтано (Италия), Ф. Гидальго (Испания), Э. Хосо и М. Накагава (Япония), Г. Сахса (ФРГ) и Т. Сеннетта (США). Каждый из них выбрал по собственному усмотрению 6—15 своих лучших работ. Подробное описание этой выставки наверняка не уложилось бы в рамки этой статьи, поэтому я ограничусь лишь констатированием, что выбор снимков был удачным, поскольку они показали многообразие стилей, обусловливающих возможности эпической цветной фотографии. В особенности отличились своими работами Ф. Гидальго, Ф. Фонтано и Э. Фигер.
«Фотокина» всегда служила трамплином для талантов. Поэтому в заключение мне хотелось бы обратить внимание читателей на коллекцию фотографий с конкурса под названием «Средство выражения — цвет». Дело в том, что до сих лор аналогичные конкурсы в рамках «Фотокина» посвящались лишь черно-белой фотографии. В этот раз цвет был впервые решающим фактором. На конкурс было представлено 7000 снимков 560 авторов (любителей и профессионалов), подтвердивших, что цветная фотография уже окончательно и в широком масштабе проникла и в любительское творчество. 180 лучших снимков этого конкурса притягивали посетителей, как магнит. У некоторых авторов мы заметили совершенно новый подход к трактовке фотографии — тем самым блеснула надежда, что определенный застой фотографического творчества, проявившийся в некоторых экспонатах, будет в конечном итоге преодолен. Надеемся, что следующая «Фотокина» в полной мере оправдает наши надежды.

 
Яндекс.Метрика