Фотография советских республик

Так называлась выставка, организованная редакцией «Ревю Фотография» в октябре—ноябре 1974 г. в выставочном зале издательства «Орбис», Длоуга улица, 12. Пражская общественность имела возможность познакомиться с коллекцией фотографий 32-х авторов, представляющих современное творчество трех советских республик — Литовской, Латвийской я Грузинской, которые в современной советской фотографии занимают специфическое место и на их долю приходится значительная часть успехов фотографии СССР за рубежом. Посетители выставки увидели работы известных литовских авторов (А. Суткус, A. Мацияускас, В. Страукас, Я. Калвелис, А. Кунчюс, B. Бутырин. И. Гидрартиене, Р. Ракаускас и др.), латвийских авторов (Л. Балодвс, Э. Спурис, Г. Янайтис, Г. Станкевич, Г. Бинде, Я. Глейздс, Й. Крейцберг и др.) и двух грузинских авторов — C. Киладзе (его коллекция была самой обширной) и Александра Саакова.
Это фотографы, работы которых имеют несомненную эстетическую программу, продуманную композицию, художественную направленность, что относится и к репортерским снимкам. Их главное внимание, что, впрочем, характерно для советской фотографии вообще, сконцентрировано на человеке, на течении его жизни. Авторы всех трех национальностей с большим чувством повествуют о своей родине, об особенностях приморского северного края, о темпераменте солнечного юга, о нелегкой и одновременно богатой жизни своих соотечественников.
Выставка, подготовленная с помощью Литовского общества фотоискусства, Союза журналистов Латвийской ССР, Рижского фотоклуба и грузинского фотоклуба «Сакартвсло», «вызвала большой интерес общественности и внесла свежую струю в пражскую осеннюю культурную жизнь», как констатировалось в передаче чехословацкого радио. Рецензии на выставку и снимки ее поместили все ежедневные газеты и иллюстрированные ежедельники; чехословацкое телевидение сняло в выставочном зале интересный фильм. В январе вся коллекция фотографий трех советских республик была выставлена в Доме искусства гор. Брно, а потом она будет показана в Братиславе.
Посетителей выставки «Человек ХХ-го века», организованной летом прошлого года редакцией журнала «Т-74» в пражском зале «Фотосхема», ожидали фотографии, отвечающие самым разнообразным вкусам. Были здесь снимки строек новых жилых кварталов, плотин, металлургических заводов, мотоциклетных гонок, встреч по регби, фотографии, отснятые на улицах и в концертных залах, жанровые снимки из отпуска и попытки создания так наз. художественной фотографии. В невыразительной общей серости было, к сожалению, лишь несколько фотографий, что-то говорящих зрителю.
Осенью мы уже в пятый раз в том же зале могли познакомиться с результатами конкурса фотолюбителей «АФО 74/75», организованного редакцией профсоюзного журнала «Одборарж». В отличие от предыдущих лет, тематика выставки была ограничена девизом: «Человек — строитель этой страны», имевшим ряд тематических рубрик, и на конкурс принимались работы лишь 20 приглашенных авторов, отмеченных на предыдущих конкурсах «АФО». Организаторы, очевидно, хотели добиться более высокого уровня снимков, но трудно сказать, было ли это ограничение действительно на пользу дела. Так или иначе, появилась сравнительно качественная коллекция фотографий.
Премии «АФО» получили Я. Быртус (лучшая авторская коллекция), П. Пуртц (лучшая подборка с одного рабочего места), Ф. Домин (лучшая коллекция на рабочую тему), М. Боровичка (лучшая коллекция портретов), П. Сикула (лучшая подборка на тему «Культурная жизнь и спорт»), Ф. Маршалек (лучшие пейзажи) и Я. Явурек (вторая лучшая коллекция пейзажной фотографии).
Выставку «Фото-74» организовала столичная галерея совместно с Союзом чешских фотографов в мае 1974 г. в залах Староместской ратуши. По существу, были показаны результаты конкурса «Десять лучших» (на первенство Союза чешских фотографов). Первенство вторично завоевал остравский фотограф Петр Сикула.
Бесспорно положительным на этой выставке было то, что она дала возможность широко познакомиться с результатами деятельности Союза и творчеством его членов. Однако пункт конкурса, позволяющий авторам представлять и свои старые снимки, — не особенно удачен. Хотя в предисловии к каталогу и говорится, что некоторые фотографии не стареют, это положение нельзя безоговорочно отнести ко всем снимкам, которые уже появлялись на ряде других выставок. Наоборот, некоторые из них выглядели устаревшими уже при появлении на свет и включение их в число выставляемых фотографий лишний раз подчеркивало впечатление тематического топтания на месте.
Несмотря на то, что на всех этих выставках был представлен ряд неплохих и с технической и формальной точки зрения удачных снимков, это, к сожалению, не меняет тот печальный факт, что часто мало бывает новых тем и нового подхода, авторской- трактовки, творческого взлета, пусть даже фотограф с риском ошибок, и, наконец, контакта с современным мировым творчеством.

 
Яндекс.Метрика