Богумил Беничек: Камера в мажорном тоне

«Благодаря тому, что он сидит в заднем ряду оркрестра, на возвышении, он часто откладывает свой тромбон, берет в руки аппарат и фотографирует коллег, солистов и, главным образом, дирижеров в таком ракурсе, о котором фоторепортер может только мечтать», — пишет об авторе снимков знаток закулисной музыкальной жизни, музыкант, профессор Вацлав Жилка, дополняющий визуальный юмор Беничека специфическим словесным юмором. Член симфонического оркестра Чехословацкого радио, разумеется, знает среду концертной сцены лучше, чем профессиональный фотограф, поэтому он умеет уловить тот момент, когда нужно нажать на спуск, чтобы запечатлеть кульминационную ситуацию. Поскольку еще не забылась выставка: его снимков выдающихся дирижеров мира, организованная в пражском Театре музыки, вызывает сожаление, что для книжной публикации было выбрано лишь то, что вошло в небольшой сборник серии «Гу-Гу» («Гудба и гумор» — музыка и юмор). Малый формат и несколько не фотографический подбор снимков, вероятно, удовлетворит музыкантов и поклонников музыки, т. к. представляет их любимцев, если можно сказать, в неглиже. Мы ничего не имеем против юмора, особенно в фотографии, где еж очень нужен, тем не менее, нам кажется, что эти снимки — не просто интересный документ. Напрасно автор не использует форму секвенции, состоящей из большого количества юмористических снимков, являющихся лишь частью более глубокого фото эскиза, отражающего психологию творчества музыкантов-исполнителей. Эта заметка не направлена против юмора, наоборот, она выступает лишь против одностороннего использования фотографий, которые заслуживали бы и более солидного применения.
Волкер Камен: La photografie est-elle un art? («Является ли фотография искусством?» Изд. «Шен», Париж, 1974)
Выпуском своей новой книги, появившейся спустя некоторое время после повторного издания публикации «Глаз и фотография» — одного из основных трудов по эстетике фотографии периода между двумя войнами Щ французское издательство «Шен» подтвердило, что теоретическая литература в области фотографии будет, по-видимому, издательским антиподом выпускаемых им популярных фотопубликаций и монографий. На этот раз речь идет о книге западногерманского теоретика Волкера Камена, изданной в оригинале на год раньше в Тюбингене.
В своей книге автор исходит из грудов В. Беньямина, посвященных вопросам фотографии, в особенности из его «Малой истории фотографии» (с трудами В. Беньямина наша общественность, к сожалению, до сих пор незнакома), и в их духе прослеживает четыре десятилетия, отделяющие нас от их создания до сегодняшних дней. Этот исходный пункт, еще более подчеркнутый тем что свой труд Камен посвятил памяти В. Беньямина, свидетельствует о том, что эта небольшая книжка, в которой текст занимает менее 30 страниц, не относится к области теории искусства; затронутая проблема в ней разбирается лишь с точки зрения социологии искусства. Многочисленные цитаты из художественно-социологического очерка французского фотографа и социолога Жизель Фрёнд «Фотография и буржуазное общество» еще более подчеркивают направленность данной публикации.
На поставленный в заголовке вопрос книга прямого ответа, собственно, не дает. Камен на собирает доказательства для положительного ответа — уверенность в нем чув-ствуется уже с первых строк предисловия. Он лишь приводит отдельные мнения, высказывавшиеся по этому вопросу на протяжении всего существования фотографии, начиная с легендарного первого судебного процесса, состоявшегося в 1862 году в Париже. Отдельные аспекты, оказавшие впоследствии влияние на его решение, существенно расходятся. Но в итоге они помогают создать целостный образ фотографии как сложного, разветвленного организма с множеством различных общественных ассоциация и отзвуков. В результате сам вопрос и отклики на него в различные периоды существования фотографии предстают веред нами в яркой, наглядной форме.
Немалые заслуги в этом принадлежат богатой фото документации, которая по своей значимости эквивалента тексту, но по объему превосходит его в восемь раз. Камен иллюстрирует и документирует свои заключения 370 снимками, в числе которых есть и цветные. Имена авторов публикуемых снимков — Арбус, Атже, Бренди, Брассаи, Картье-Брессон, Искин, Эванс, Хилл, Кертеш, Лартиг, Мая Рей, Мэнбрндж, Ренгер-Пац, Сандер, СтеЙхен и Уэстон — в какой-то мере указывают Fa то, какие достоинства фотографии занимают автора  и фотографа этой книги. В публикацию включено также несколько десятков репродукций неизвестных фотографов, над которыми автор кадрировкой или сопоставлением работает так, чтобы и визуально документировать свои тезисы.

 
Яндекс.Метрика