Кинемафотографическое каприччио и Портреты актеров

Кинемафотографическое каприччио и Портреты актеров

Живописность или суровость больших и малых гор с давних пор привлекает внимание фотографов. Сегодня уже принято считать» что певцом Крконош является Зденко Фейфар, Шумава принадлежит Карелу Куклику, и перечисление можно было бы продолжать до Йизерских гор, которые с начала 60-х годов фотографирует Иржи Бартош. И тут же следует добавить, что с успехом. Он является признаным участником многих конкурсов, на которых завоевал множество призов и дипломов. В ЧССР ему был присужден главный приз «Пик Вилема Геккела» за серию фотографий «Йизерское утро», за границей он был отмечен на конкурсах ФИАП во Франции и Финляндии.
У Иржи Бартоша было 14 персональных выставок, некоторые — в более отдаленных европейских городах, как, например, Сан-Себастьян в Испании или города в Италии. Фотографии Бартоша можно встретить на страницах чехословацкой и иностранной. Крупноформатные фотографии украшают стены кафе Культурного дома при Городском национальном комитете города Вишнова, зал заседаний Прядильной фабрики в Распенаве.
Но Иржи Бартош занимается не только горным пейзажем или деталями природы и интересными структурами самых разнообразных материалов. Его интерес привлекает также архитектура, иногда он соединяет фотографическое мотивы с помощью монтажа в новые по содержанию взаимозависимости, где первоначальная реальность представлена в совершенно ином значении.
Кто однажды встретился с этой красивой темноволосой женщиной, не может забыть ее искренней улыбки и живость ее выразительных карих глаз. Такие же живые и непосредственные, как она сама, и ее фотографии.
Магда Б. Мюллер родилась в 1937 году в Будапеште, изучала философию и эстетику. Фотография была ее хобби и только позже увлечение превратилось в смысл ее жизни. С 1969 года она является фотографом киностудии «МОСФИЛЬМ». Принимала участие в создании более чем 50 картин, среди которых были такие ленты, которые помогли Венгрии занять одно из ведущих мест в мировой кинематографии (например, «Синбад» режиссера Гусарика, «Фотография» Золнаи, «Мефистофель» и «Полковник Редл» Иштвана Сабо). Мюллер, будучи фоторепортером студии и автором рекламных материалов по тому или иному фильму, никогда не удовлетворяется ролью пассивного хроникера. Объектив ее фотоаппарата следует буквально по пятам в течение всех съемок не только за главными героями возникающего произведения — актерами, операторами и режиссерами, но и за ассистентами, гримерами, просто всеми, кто занят «на площадке» и без чьей координированной и самоотверженной работы нельзя было бы создать в наше время кинокартину.
Некоторое время тому назад Мюллер издала подборку снимков из кинематографической среды в книге, название которой возникло из парафразы названия, под которым в Венгрии шла с большим успехом картина чешского режиссера Иржи Менцеля «Деревенька моя районная». Венгерские зрители получили ее под названием «Пивоваренное каприччио». Магда Б. Мюллер назвала свою фотографическую книгу «Кинематографическое каприччио». Более чем на 200 страницах проходят перед нами создатели кинокартин, большей частью те, чьи лица почти неизвестны обычному кинозрителю. Расположение фотографий, избранное автором — снимки режиссеров в моменты творческого напряжения с подобными жестами рук (у портретов), почти балетная поза режиссера Миклоша Янсо, отдельные режиссеры, «дирижирующие» киноштабом со стремянки — все это точно отвечает замыслу, по которому Магда Б. Мюллер «попыталась средствами лирического гротеска, иронии и сатиры запечатлеть радости и заботы людей, стоящих перед и за кинокамерой» (из текста каталога пражской выставки Магды Б. Мюллер в Венгерском культурном центре). И нет необходимости еще раз говорить о том, что культивированная ирония и сатира в фотографии все еще редко встречаются.

ВЕРА ВАХОВА

«КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЕ КАПРИЧЧИО» и «ПОРТРЕТЫ АКТЕРОВ»

Венгерский культурный центр в Праге снова предоставил свой выставочный зал фотографии. После молодого мастера фотографии Шандора Апати-Тот и старейшины венгерских фотожурналистов Ми-клоша Рева в июле прошлого года показала свои работы фотограф киностудии «МАФИЛЬМ» Магда Б. Мюллер. Для выставки она отобрала работы из более чем 200 снимков, вошедших в ее фотопублйка-цию под названием «Кинематографическое каприччио».
Кроме того, для участия в выставки работники культурного центра пригласили известного словацкого мастера художественной фотографии Зузану Миначову, которую с Магдой В. Мюллер связывает фотографическая деятельность в области кино.
Для этой выставки Зузана Миначова выбрала стилизованные портреты актеров. В этих снимках лица актеров и в особенности актрис представляют собой базу, на которой с помощью специальных фотографических приемов или путем вкопирования иного мотива она создает свое произведение.
«В киностудии у меня была возможность фотографировать актеров. Моя задача заключалась в том, чтобы запечатлеть их лица в самом выигрышном виде. Сначала мне было приятно, что отдельные портреты актерам нравились, но чем легче мне это удавалось, тем больше я стала искать, что можно в такой разработанной области, как портретирование, найти нового при сохранении всех положительных моментов, связанных с человеческим лицом. Так. собственно, начались мои композиционные эксперименты в области портрета-информации», — говорит Зузана Миначова. Первые портреты такого характера возникли в начале 70-х годов и с тех пор она программно продолжает работу в этой области.
Чисто художественные «Портреты актеров» Зузаны Миначовой явились интересной противоположностью свежих документальных фотографий «Кинематографического каприччио» Магды В. Мюллер. Совместная выставка венгерского и словацкого фотомастера — одно из мероприятий, направленных на взаимное познание и взаимопонимание двух соседних народов, живущих в центре Европы в течение тысячи лет. Признательности за это заслуживает Венгерский культурный центр. Теперь очередь за чехословацкой стороной.

 
Яндекс.Метрика