Конкурс фотографии A Graphis Posters 73

Конкурс фотографии A Graphis Posters 73

A Graphis Posters 73 (Международный ежегодник плакатного фото искусства. The Graphis press, Цюрих, 1973)
Ежегодники прикладной графики, выпускаемые издательством «Гердег» в Цюрихе, выражают общее стремление к высокому уровню прикладного художественного творчества, отстаиваемого известным ежемесячником того же издательства — журналом «Графис». Фотографии в них уделяется значительное внимание. Один из ежегодников, как об этом свидетельствует уже само название «Фотографией, посвящен ей полностью, но и в ежегоднике плакатного искусства, впервые выпущенном в этом году, ей отведена отнюдь не последняя роль.
Плакаты, несомненно, способствовали демократизации изобразительного искусства. В этой связи французский теоретик искусства П. Рестани во введении к альманаху обращает внимание на то, что художественный плакат все более тяготеет к эстетическому выражению, чем к семантическому, а его создатели стремятся к тому, чтобы плакат оценивался как красивая картина. Так возникает конфликт между красотой и смыслом, между экспрессивной самостоятельностью картины и ее непосредственной действенностью, причем «самые красивые» плакаты бывают далеко не самыми выразительными.
В самом ежегоднике достаточно примеров, свидетельствующих о том, что эта опасность значительно менее угрожает «фотографическому плакату», чем графическому или рисованному. Документальная объективность фотографии, независимо от того, представляет она лишь часть или целый плакат, сохраняет многое из убедительности сообщения и в этом жанре. Поэтому фотография получила значительное распространение, например, в рекламном плакате.
Ему посвящена и самая обширная глава ежегодника. Из общего количества 845 репродукций, опубликованных в книге, 365 включенных в эту главу фото снимков свидетельствуют о том, что в западном мире реклама остается важной движущей силой. Из 32-х стран, авторы или организации которых представлены в альманахе, одна четвертая часть репродукций взята из социалистических государств. Традиционно широко представлены польские авторы, участие чехословаков в этот раз невелико и, наоборот, хорошее впечатление производят работы болгарских авторов.
Плакаты социалистических стран особенно выразительны в главе, посвященной культуре, где использование фотографий ограничено, и в главе социального плаката. В этой области применение фотографии незначительно, хотя, например, репродукции финских антивоенных плакатов свидетельствуют о том, насколько действенным элементом она может быть и здесь. Зато примерно в 30 репродукциях декоративного плаката фотографии принадлежит главная роль. Это — интересные и эффектные работы, но некоторые из них очевидно относятся к группе социального плаката (снимок Бишофа из Гонконга или фотография Биллгарда из Вьетнама и др.). В итоге можно сделать вывод, что в плакатном искусстве фотография заняла прочное место.
Цвет (Издательство Time Life International, Голландия. Немецкое издание 1972 г., первоначальное американское издание 1970 г.)
Фото иллюстративная книга знакомит читателя на 237 страницах с основными и новейшими данными по цветной фотографии. В первой части наглядно объясняется принцип возникновения цветного изображения, аддитивный и субтрактивный методы, влияние света, выбранного цветного материала и техники обработки на окончательный результат. Дается сравнение 12 разных цветных пленок (инверсия и негатив, малочувствительные и высокочувствительные) и изменений в цветной подаче. Самые большие изменения из всех эмульсий претерпевает желтая: от светло-восковой до ярко-оранжевой. Авторы обращают внимание на то, что в настоящее время точная репродукция цветной действительности обычно еще не достижима. Несмотря на это, цветная фотография содержит больше информации, способна более точно определить время дня и атмосферу, сильнее воздействовать на чувства, чем черно-белый снимок.. Ряд знаменитых фотографов доказывает, что подходящей комбинацией красок можно намеренно создать снимок, производящий впечатление романтичности, чувственности, высокомерия, пышности и драматичности.
Глава, посвященная развитию цветной фотографии, дает сжатый обзор основных видов техники, а примеры цветных оригиналов, характерных для своего времени (Л. Дюко дю Орон, Д. Капстаф, Л. Люмьер н др.) напоминают почти о всех пионерах цветной фотографии. Главное внимание авторы сосредоточили на двух фотографах-любителях — Леопольде Годовском младшем и Леопольде Маннесе, которые после многолетних опытов разрешили проблемы, связанные с практическим применением цветной фотографии, И хотя на основе их исследований фирма «Кодак» выпустила в 1935 г. цветную пленку «Кодахром», а через год после этого — цветную обратимую кинопленку, Маннесу и Годовскому не удалосьприготовить эмульсию, которая содержит цветообразующие составные части — они содержались в проявляющих растворах. Через несколько месяцев после начала производства пленок «Кодахром» немецкая фирма «Агфа» сообщила принцип создания цветной пленки, содержащей цветообразующие вещества уже прямо в эмульсии. Американцы проникли в тайну производства этой пленки только после занятия завода «Агфа» в г. Вольфен в 1945 г., когда немецкие специалисты и изобретатели были переведены на службу в фирму «Кодак». И хотя заслуги Маннеса и Годовского значительны, современная цветная пленка, применяемая в фотографии и кинематографии, немецкого происхождения. И, наконец, в книге упоминается об изобретении д-ра Э. Ланда, получившего в 1962 г. патент на одноступенчатый цветной процесс «Полаколор», при котором цветной позитив проявляется прямо в камере в течение 60 сек. после экспозиции.
Последующие главы посвящены мастерским образцам творческих возможностей, предоставляемых цветной фотографией, в зависимости от времени для и года или от климатических условий, и техническим проблемам работы с цветной фотографией. Здесь наглядно разбирается (включая снимки, указывающие последовательность работы фотографа) фотографирование при прямом и непрямом освещении, при искусственном и смешанном свете.
Заключительная часть книги посвящена технике цветного увеличения н заметкам о специальных процессах: фотографирование при инфракрасном свете, соединение нескольких цветных диапозитивов, окраска черно-белых фото снимков с помощью фильтрации, использование маски, соляризации и т. п. Заслуживают упоминания и опыты по комбинированию цветной фотографии с живописью и заметка об использовании цветного фотографического творчества для рекламы.

Людвик Баран

 
Яндекс.Метрика