Фотограф Андре Грантс & Фотограф Милош Полашек

Фотограф Андре Грантс

Тридцатилетний Андрейс Грантс относится к числу ярких представителей молодого поколения латвийской фотографии. Он родился в Риге в 1955 году, окончил тамошний университет и ныне работает руководителем фотокружка в рижском Дворце пионеров и школьников. Андрейс Гранте начал фотографировать еще в школе, но серьезно занимается творческой фотографией только восемь лет в Национальной фотостудии «Огре».
Фотография Грантса отличаются от работ большинства других латвийских фотографов, подчеркивающих традиционные эстетические ценности. Это снимки на границе репортажа и художественной фотографии. Подчас он отображает обычные явления, в которых на первый взгляд много надежд, где сама изображаемая действительность бывает лишь средством выражения определенных чувств и настроений, с большим трудом поддающихся истолкованию. Гранте говорит об этом так: «В определенные минуты что-то неожиданно привлекает наше внимание, будь то взаимные отношения предметов, настроение, скрытое в природной среде» или тонкие нюансы душевного состояния вокруг нас. Так появились эти фотографии — фрагменты реальной действительности» вызванные определенным настроением и идеями, которые по-моему наполнены внутренним смыслом)!. Содержание фотографий Грантса выявляет не то, что мы на них видим, а то, что мы можем почувствовать только из подтекста. Их автор хорошо работает с абсурдными контрастами различных мотивов» создающими визуальные метафоры, которые овладевают фантазией и восприятием зрителя. Простые вещи он видит по-новому, иначе, чем обычные явления. При этом он помогает сам себе искажением перспективы, необычными композициями, неожиданными прорезами. Такие формальные методы — не самоцель, они помогают образно выражать субъективный взгляд автора на мир.
Разумеется, Гранте не первый, кто работает с помощью этого метода. Различные формы подобных метафизически воздействующих «сверхбанальных» фотографий можно найти в творчестве многих современных мировых авторов, начиная с Ральфа Гибсона и Чарльза Гарбута и кончая, скажем, некоторыми работами литовских фотографов младшего поколения — Виргилиуса Шонты, Ремигиуса Пачесы и других. Не следует забывать и о творчестве известного рижского фотографа Эгонса Спуриса, бесспорно оказавшего влияние своими произведениями на Грантса. Андрей Гранте стоит только в начале своего творческого пути. Ему по-прежнему не достает более точной идейной концепции и более широкого круга тем. Но ряд его снимков уже сегодня свидетельствует об огромном таланте молодого автора, который бесспорно является большой надеждой современной латвийской фотографии.

ВЛАДИМИР БИРГУС

Фотограф Милош Полашек

Милош Полашек (родился в 1939 году, работает в Остраве) начал публиковать и выставлять свои фотографии в середине шестидесятых годов. Его путь к 1фофессиональной фотографии предопределялся, с одной стороны» любительским интересом) с другой - родственными областями, сохранившимися в традиции семьи (дед — переплетчик, отец — типограф). Некоторое время Милош Полашек работал фотокорреспондентом в периодической печати, затем редактором, а раньше художественным редактором «Ежемесячника культуры» в Остраве. В своем творчестве он совмещает опыт оперативного репортера с практикой графика. Владеет графической и репродукционной техникой, занимается прикладной графикой и типографской печатью. Понимает прикладную фотографию, а некоторые его произведения украшают различные интерьеры.
Первыми опубликованными работами Полашека стали фоторепортажи с остравских металлургических комбинатов и шахт. В промышленной области и в характерной городской среде он нашел богатый материал для своего последующего творчества, которое определялось в ходе семидесятых годов через репортаж к художественной фотографии.
Милош Полашек не ограничился одной лишь проблематикой города, в котором живет; он живо интересуется также районами Моравии, Словакии и Польши, где открывает для себя реальность села с целой галереей своеобразных образов. Фотограф старается проникать в самые затаенные уголки природы, чтобы выбирать элементы для чисто художественных композиций.
Однако, по существу, во всех жанровых областях он переходит от реальности виденного к индивидуальному, произвольно созданному изображению, от действительности явлений, из которой потом выбирает формы, к обработке конфигураций фотографическим путем или с помощью других интересных фотографических процессов. Цель такого творчества - тщательно продуманный в художественном отношении результат, то есть фотография либо еще чаще фотографика, претендующая на «равноправие» со свободным графическим произведением.
Характерное развитие воплощено и в последних сериях Полашека. Обычно автор не завершает их. Зачастую все вместе они образуют тематическую серию солитеров. Поэтому можно отчетливо проследить связь с предыдущим произведением, оценить творческую цель по большому объему материала.
Параллельно с другими тематическими областями Полашек увлекался и продолжает увлекаться актом. Сперва он создавал акты в определенной ситуации у себя в мастерской. Но постепенно отказался от реквизита, а сегодня склоняется уже больше к упрощенным и даже элементарным пластическим формам. Акт в творчестве Полашека появляется и в фотомонтажах: в первый раз это было в цикле видений и снов о городе, во второй — в новой серии «Судьбы». Эта серия фотомонтажей и ассамбляжей несет в себе не только черты абсурда в необычном совмещении разнородных элементов — или скорее вещей на месте, где их не должно быть, — но и иронию самого автора: в тот или иной момент он обращается с определенной частью своего творчества так, как ему захочется, и добивается парадокса отношений между произведением и авторством; он как бы сам избавился от своей работы тем, что «отложил» ее до следующего раза.
Последней серией» представляющей собой некий двойной цикл конфронтации» являются два тематических раздела «(Вчера» и «Сегодня». В одном случае — ретроспектива» в другом — экспрессивные движения или подчеркнутый удвоенными рефлексами на металлических и стеклянных поверхностях вопрос» что останется человеку либо от человека в насыщенном техникой мире. В серии «Вчера» есть любопытная в техническом плане макродеталь объектива старой камеры» в оптике которой отражается портрет. В результате не было получено фотомонтажа, ибо речь идет о реальном снимке» экспонированном благодаря специальному освещению» позволившему запечатлеть ситуацию. Во всех художественных фотографиях Иолашека последнего времени преобладает формальный и технологический эксперимент. Он» однако» отнюдь не самоцель. Если спросить о его смысле, автор ответит нам всем своим творчеством: он экспериментирует целенаправленно» и любая» на первый взгляд даже формальная проблема решается на основе реального мира и видения. Уже потому таким генезисом и напряженностью между реальностью и творчеством произведения Милоша Полашека несомненно привлекательны для зрителей.

МАРИЯ ПРОХАЗКОВА

 
Яндекс.Метрика