Современная словацкая фотография

Современная словацкая фотография

Большую роль в развитие фотографии играет выставка «Современная словацкая фотография» в северочешском музее в Либерце (1979 год) и другие выставки общегосударственного характера, организуемые пражской Галереей при сотрудничестве Союза чешских фотографов и Союза словацких фотографов. Эти мероприятия стали платформой для организации выставки «Чешская фотография — 1» (из депозита пражского Художественно-промышленного музея), которая проходила в июне 1984 года в Братиславе. Было решено продолжать в дальнейшем эху выставку. Систематически проводятся обмены авторскими выставками чешских и словацких фотографов, а также выставки фотографий городов Праги и Братиславы.
Там, где это было необходимо, словацким фотографам помогали чешские специалисты, на основе высокой творческой активности возникло партнерское сотрудничество, например, на конкурсах и выставках в ЧССР и других государствах. Конкретно эта помощь выражается, например, в Международном салоне художественной фотографии «ФОРУМ» в Ружомбероке, который организуется уже 19 лет.
Задача словацкой фотографий состоит в том, чтобы занять свое место в культурной жизни Словакии и всей ЧССР в ее познавательном и эстетическом смысле. Это связано с ее естественным развитием, в котором она желает сохранить доверие и поддержку центральных Партийных и культурных органов, зависит от партнерства с другими, достигшими более высокой ступени, художественными профессиями, которые имеют богатую традицию и достижения. Фотография — современная и перспективная профессия еще не имеет глубоких традиций, но уже можно представить ее блестящее будущее. Однако она еще должна завоевать свою культурно-общественную позицию, при этом необходимостью является ее организационное укрепление, упрочение ее материальных, воспитательных и творческих взаимосвязей и показателей.
Словацкая фотография отмечает большой размах в своем творчестве и проникновении в общественную практику — особенно после 1950 года. Ее обязанность — и в дальнейшем продолжать выполнение своих задач, успешно развивать существующее сотрудничество с чешскими специалистами-фотографами, которое в течение целых шестидесяти лет содействует нашей активности и творчеству.
Главный приз на прошлогодней восьмой выставке любительской фотографии Чешской Социалистической Республики в городе Оломоуц завоевала за серию снимков, тематически связанных с жизнью детей в обстановке крупного города, творческая группа фотографов, входящих в фото клуб Центрального Дома культуры железнодорожников с программным названием «Пород», Группа образовалась недавно, но ее члены давно знакомы друг с другом по работе в фото клубе. Она объединяет авторов, постепенно пришедших к единым фотографическим взглядам и особенно методам так называемой . живой фотографии, несмотря на то, что до этого некоторые из них занимались фотографией другого жанра и понимания. Хотя программа группы проста, она убедительно показывает, что ее члены стремятся прежде всего к выделению общественного значения и миссии фотографии. Центральной темой своего коллективного творчества эти фотографы провозгласили актуальные проблемы человека, живущего в большом городе. Конечно, важная в общественном отношении тема — это только одна сторона медали, вторую сторону составляют публичные отклики, то есть возникает непосредственная необходимость эффективного воздействия на общественность. И здесь усилия членов творческой группы «Город» четко обозначены: во-первых — один раз в год актуальная совместная выставка последних работ, отображающих, разумеется, одну из областей широкой проблематики жизни человека в городе; во-вторых— подготовка к выпуску рождественского альманаха фотографий в качестве постоянного документа общей деятельности группа. Ныне членами гругты, произведения которых мы включили в этот номер журнала, являются Павел Бржезина (1950), КареМБухачек (1932), Франтишек Достал (1938), Иозеф Гусак (1947), Павел Моудры (1940), Йозеф Зинк (1952). Постоянным его «спутником» бывает фотоаппарат. Впрочем, начнем с фотоаппарата. Первая встреча ИРЖИ ВАШКУ с этим магическим прибором произошла в 1932 году.
Разумеется, что как и большинство начинающих Иржи Вашку не избежал того, чтобы посредством его объективов не возникали различные в жанровом отношении фотографии. Вскоре» однако» он понял, что это не тот Путь, по которому ему хотелось бы идти. Иржи стал интересоваться возможностями изучения фотографии и поступил в Народную консерваторию в Остраве, после окончания которой успешно сдал приемные экзамены в институт художественной фотографии.
В процессе учебы Иржи устанавливал первые контакты с «миром фотографии)!. В колыбели новых знаний постепенно рождался фотограф. В 1977 году он впервые выставил свои работы. На этой выставке побывала писательница Здена Фрибова, в итоге была достигнута договоренность о сотрудничестве с Иржи Вашку. Именно она вместе с Илоной Борской познакомила его с журналистской фотографией. Отсюда оставалось сделать всего один шаг к сотрудничеству сразу с несколькими редакциями, упомянем хотя бы «Свет праце», «Власту» «Чехословацкого солдата», «Пограничника», «Здоровье». Рождались фоторепортажи» портреты выдающихся представителей культурной жизни.
Богатый урожай десятков, даже сотней снимков в мансардной мастерской в центре старой Праги и воспоминания Иржи Вашку о его пути к сегодняшней деятельности ныне уже известного фотографа предопределяют вопрос:
Впервые Вы выставлялись в 1977 году. Но отнюдь не в последний раз. Где, когда и какие работы могли посмотреть почитатели Вашего творчества?
«Видите ли, любое публичное выступление имеет под собой большую мотивировку. В то же время автор, как говорится, не находит себе места, думая о том, как будет воспринята его выставка общественностью, завершится она успехом или фиаско. Я называю это «выдержать экзамен перед общественностью». На вернисажах я постоянно говорю себе, что все нужно было сделать иначе, и испытываю желание передела» всю выставку. Подчас удивляюсь, что посетители не замечают ошибок — наверно, они хотят быть тактичными.
Пока я выставлялся неизменно в Праге. Вышеупомянутым дебютом была выставка в 1977 году в Доме культуры на Новодворской улице. В экспозицию входили избранные работы раннего периода творчества. Через год вместе с моим Другом резчиком Ярославом Кундратом мы представили комбинированную выставку резьбы по дереву и фотографий.
Основным сюжетом было дерево, моя доля охватывала коллекцию фотографий пейзажа и лесных натюрмортов. В 1979 году, по случаю Международного года ребенка, мы вместе с женой выставлялись в культурном центре Сокольников. Она — рисунки, я — фотографии на тему «Мир детей». В 1980 году открылась моя экспозиция на Вышеграде к программе «Виола». Она содержала снимки ночной Праги под общим названием «Пражский ноктюрн». И, наконец, в 1981 году в керчском торговом центре «Темп» была развернута еще одна моя выставка, подготовленная совместно со студентами Народной консерватории в Остраве».
Мы часто сталкиваемся с дискуссией на тему об оснащенности фотографа.
«Да, об этом говорят много еще до того, как человек вообще начнет фотографировать, да и потом оснащение служит предметом частых дискуссий, даже споров. Многие фотографы рисуют самыми сочными красками то, что они смогли бы сделать, если бы у них в руках была первоклассная техника. Вот только техника, пусть даже самая совершенная, еще не делает произведения искусства или мастера с мировым именем. Мне пришло в голову сравнение с автомобильным спортом — первоклассная машина может очень помочь, но сама первой к финишу не придет. А если вспомнить историю фотографии: какие фантастические снимки создавались в довольно примитивных условиях, посредством примитивных приборов.
Я лично не могу представить себе своих фотографий без отдельной фотолаборатории. Точно так же я утверждаю, что фотограф должен быть оснащен аппаратами на два формата, то есть для кинопленки и большего формата. Он должен иметь в своем распоряжении основную серию объективов, начиная с широкоугольных я кончая телеобъективами. Сам я пользуюсь преимущественно оборудованием производства Германской Демократической Республики».
Сколько времени отнимает у Вас фотографии?
«Если бы я утверждал, что двадцать четыре часа в день, это звучало бы глупо я, кроме того, не было бы правдой. Но остается фактом, что как только я вышел за рамки семейных снимков и начал искать более глубокое значение фотографии, наступил период, когда я активно или пассивно живу ею. Потом утрачивается понятие свободного времени, минуты и часы уже больше не играют роли. Иногда я прихожу в фотолабораторию днем, а ухожу из нее утром. Люди уже встали, идут на работу, и я иду вместе с ними, впереди у меня рабочий день».
Есть у Вас примеры, на которые Вы равняетесь?
«Я большой поклонник всех знаменитых мастеров фотографии и питаю к ним чувство глубокого уважения. Меня восхищают, например, работы Судека, его овеществление света, работы Арбусо и изображение ею внутреннего мира людей, запечатление неповторимого мгновения Брессоном. Перечислить всех невозможно, каждый что-то дает мне, чем-то обогащает мою фотографическую жизнь. Так что я не могу выбрать одного или двух фотохудожников и говорить, что это мой образец. Тогда я был бы несправедлив по отношению к другим, которых почитаю не меньше».
Прощаясь с нами, Иржи Вашку изложил свое творческое кредо, удачно характеризующее пройденный им до сих пор творческий путь. Он сказал: «с.. .нужно, чтобы сложные вещи упрощали, а простые не усложняли)». Эти слова я когда-то прочитал, и мне кажется, что они точные и важные. Я также считаю, что на основе познания следует искать и находить свой собственный путь. Люблю возбужденность, перемену обстановки! меняющиеся ситуации, непостоянство. Там, где ничего не происходит, я мучаюсь».
Откровенно звучат слова Иржи Вашку» из нашей беседы о творчестве и завершающие образ фотографа молодого поколения: «Я стараюсь критически относиться к самому себе и, может быть, поэтому никогда не удовлетворен своими результатами. Тем не менее я никогда не думал покончить со всем этим, но тысячу раз мне хотелось смести все со стола и снова взяться за тот же самый фото снимок».

АЛЕШ ПИВОДА

 
Яндекс.Метрика