Фотограф Борис Мэсметс

Фотограф Борис Мэсметс

Борис Мэсметс: «Киви киви пеал» («Камень на камне», издательство «Ээсти Раамат», Таллин, 1972).
Таллин — это славная история Эстонии, увековеченная в каменных постройках, рассказанная вам автором в более чем ста фотографиях. И даже не зная эстонского языка, достаточно просмотреть снимки Мэеметса, чтобы полностью прочувствовать идиллию уголков и улочек старого города со строгими каменными башнями и готическими фронтонами остроугольных крыш, ощутить холодок готических сводов, насладиться прелестью меланхоличной красоты этой северной столицы.
Снимки автора говорят вам о его любви к городу. Он запечатлел красоту грубой структуры камня, единственного строительного материала, из которого вырос город. «Мир Вьетнаму» (коллекция видовых открыток, издательство «Орбис», 1973)
Форма подачи злободневных событий, которая должна быть не только политически действенной, но и эстетически выразительной, — вот проблема, с которой публицист неоднократно встречается в своей практической работе. Фотографическая коллекция «Мир Вьетнаму», вышедшая как раз в момент окончания долголетней войны, является прекрасным примером решения такой задачи. 12 снимков ко лекции — это работы передовых чехословацких фотографов, побывавших в последние годы во Вьетнаме.
Коллекция дополнена несколькими снимками агентства, запечатлевшими то, что является, собственно, задачей военного корреспондента и с чем обычный фоторепортер не встречается. Особого внимания в коллекции заслуживают полные гуманизма репортажные портреты В. Ламмера и Й. Дезорта и пейзажи В. Хохолы. Хорошо напечатанные фотографии формата видовых открыток дополняет волнующая статья парижского корреспондента Чехословацкого радио Й. Готмара в перечень дат важнейших событий вьетнамской истории за последние три десятилетия.
Время неудержимо летит, и вот в прошлом году исполнилось 20 лет и польскому ежемесячнику «Фотография». В послевоенной Польше, как и в других странах, быстро росла популярность фотографии среди широчайших слоев населения. В 1948 г. возник Союз польских художников-фотографов и с того времени польская фотография пользуется все большим успехом на родине и заграницей. Недаром очень скоро начали говорить не только о польском кино, но и о польской фотографии.
Сама редакция проявляет скромность, однако следует признать, что в достижении всех успехов, особенно в росте, фотографической «грибницы», так наз. любительской фотографии, значительные заслуги принадлежат журналу «Фотография» именно потому, что он всегда стремился публиковать не только профессиональные снимки, заниматься и углублять теорию и критику фототворчества, но и давал советы любителям, не скупился на техническую информацию, которая так важна для развития молодой творческой дисциплины.
Со всем этим связана и организаторская деятельность. Название журнала можно найти среди организаторов национальных и международных конкурсов и читательских дискуссий. Соответственно успехам растет и тираж «Фотографии», ибо нынешних 40 тысяч экземпляров в 4 раза превышают первоначальный тираж. В настоящее время он распространяется, помимо Польши, в 27 странах мира. Именно эта популярность выдвигает перед редакцией журнала новые и более серьезные задачи, которые он хочет решать и далее прежде всего в интересах польской фотографии. Желаем братской «Фотографии» много успехов в этом деле. Редакция Борис Кудояров, старейшина советской фотожурналистики, недавно трагически погибший в Средней Азии, продемонстрировал на московской выставке «Моя Родина», открытой по случаю 50-летия СССР, серию снимков «Средняя Азия. 20-ые —70-ые годы». 50 лет развития среднеазиатских республик красноречиво характеризуют парные фотографии с одинаковым сюжетом, из которых одна была сделана в 20-ые годы, а вторая возникла в последнее время. Если на одной люди обрабатывают землю мотыгой, то на другой мы видим полностью механизированную вспашку. Об орошении полей, столь типичном для этих мест, рассказывают две фотографии: на одной изображен конный привод, с помощью которого люди раньше черпали воду, на другой — двухлинейная трасса оросительной системы, диаметр труб которой достигает метра. Но особенно значительны перемены в облике самих людей. Рядом с женщинами, закутанными в паранджу, Кудеяров поместил снимок современных эмансипированных женщин.
Советскому историку фотографик Л. Ф. Волкову-Ланниту исполнилось 70 лет. Свой жизненный путь юбиляр начинал в качестве художественного редактора. Статьи, посвященные в большинстве случаев вопросам фотографии, он опубликовывал еще на страницах «Нового Лефа» Маяковского. После войны полностью посвятил себя фотографии. Помимо работ с ленинской тематикой, Волков-Ланнит — автор интересной книги, озаглавленной «Историю пишет объектив».
Первый факультет фотографического искусства в Литовской ССР был открыт при народном университете в г. Шяуляй. «Зрители чисто критикуют цветные фотографии, — пишет П. Лангнер в ежемесячнике «Фотография» (ГДР), — так как цвет не отвечает действительности. Я считаю, что фотографу нужно предоставить полную свободу для выбора фильтров, отвечающих его субъективному цветовому восприятию. Важно не то, чтобы отдельные цвета отвечали действительности, а то, чтобы они точно передавали содержание изображенного на снимке».
Рост импорта советской кино-фото-оптики в ГДР повлек за собой ряд перемен в системе обслуживания заказчиков по образцу чехословацкого предприятия, обслуживающего аппаратуру «Меопта». Гарантийный ремонт советской аппаратуры производится в настоящее время на 18 предприятиях ГДР, размещенных во всех концах страны.
Дрезден я Ленинград решили регулярно обмениваться фотовыставками, которые будут размещаться в витринах крупных универмагов, чтобы знакомить прохожих в жизнью города-друга. Коллекции будут путешествовать по всему городу, со временем будут пополняться и варьироваться. Ответственными за это мероприятие будут ленинградское отделение ТАСС и дрезденское отделение АДНЛ.
«Зенит 15» является новейшей моделью известных советских камер малого формата, выпускаемых Красногорским заводом точной механики. Аппарат снабжен затвором до 1 /1000 сек., объективом «Гелиос-44 М» с автоматической диафрагмой, вертикальным щелевым затвором, матовым стеклом с линзой Френкеля, а также другими деталями на уровне современной международной техники.
Поль Алмаси, известный французский фотограф, венгр по происхождению, продемонстрировал в Будапеште коллекцию из 76 снимков, названную им «S.O .S. —Борьба трех материков за жизнь». По образованию Алмаси юрист. В начале 30-ых лет он поддался волшебству фотографии, уехал во Францию и там осел. После второй мировой войны по поручению ЮНЕСКО создал несколько крупных фотоколлекций о культурных, санитарных и социальных проблемах развивающихся стран Азии, Африки и Южной Америки. Из числа этих фотографий была составлена и Будапештская коллекция.
Болгарское «Прессфото» является одним из 4 главных отделений Болгарского телеграфного агентства. Кроме основной задачи — подготавливать, собирать, обрабатывать и распространять в стране и за границей фотоинформацию всех видов, оно должно готовить иллюстрированный материал для витрин под названием «В мире и у нас» и «Физкультура и спорт» тиражом в 2 тыс. экземпляров и рассылать их во все уголки страны. Ежегодная продукция снимков «Прессфото» уже превысила 5 млн. экземпляров. Из этого количества 42 тыс. было отослано за границу авиапочтой и 1000 — по телефото.
Первая большая болгарская выставка, состоявшаяся в Пловдиве осенью 1892 года, была посвящена сельскому хозяйству и отчасти начавшей тогда расти болгарской промышленности. Несмотря на то, что прямой связи тут как будто нет, можно сказать 3 что живительные корни традиции современных плов-дивских ярмарок идут глубоко, вплоть до этой премьеры. Эта выставка оказала благотворное влияние и на развитие болгарской фотографии: она послужила не только объектом фотографирования, но в рамках общей выставки была показана самостоятельная фотоэкспозиция; золотые медали получили софийские фотографы — братья Каростоян и Д. Кавра.

 
Яндекс.Метрика