Музей фотографии

Музей фотографии

В западногерманском городке Бургхаузене, на границе Баварии и Австрии, в июле 1983 г. открылся Музей фотографии. В его основании принял наиболее активное участие д-р Роберт Герлих, страстный фотолюбитель и коллекционер, ставший директором музея. Музей размещен в нескольких залах бывшей евангелистской церкви, расположенной в бургхаузенском замке; в распоряжении устроителей более 400 м выставочной площади. На первом этаже находятся исторические коллекции, на втором в большом зале помещена постоянная экспозиция произведений мастеров и образцов творчества современных лучших любителей. В следующем зале постоянно сменяют друг друга выставки местных и зарубежных авторов. Одно из помещений исторической экспозиции оборудовано под фотомастерскую начала века; в нем демонстрируются традиции бургхаузенской промысловой фотографии. В следующих трех залах собраны в первую очередь снимки, показывающие развитие Бургхаузена за последнее столетие, портреты прославившихся уроженцев города, документальные фото высокопоставленных визитеров и снимки, посвященные деятельности местных культурных союзов. Далее посетители могут ознакомиться с эволюцией фототехники и фотокартины: здесь есть репродукции снимков Ньепса и Дагерра, довольно обширное собрание оригинальных дагерротипов, амбротипов и фарротипов, серия образцов визиток и «кабинеток», репродукции знаменитых снимков XIX века и изрядное количество разнообразнейших аппаратов, объективов, экспонометров и вспышек.
Специальная выставка немецкой художественной фотографии на третьем этаже показывает ряд ценных произведений Гуго Эрфуртха, Аугуста Сандера, Альберта Ренгера-Пацше, Феликса М. Мана, Тима Н. Гидала, Харгешаймера, а из числа современных авторов — Томаса Хопкера, Хильмара Пабела и Карин Се-кеши. В основном эти снимки являются частью собраний д-ра Герлиха и Бернда Лозе. Любительская западногерманская фотография располагает в музее постоянной экспозицией, чей уровень, однако, весьма неровен. Итак, ФРГ получила в Бургхау-зене еще одну стационарную выставку фотографии помимо уже имевшихся музеев и собраний фотографии в Леверкузене, Мюнхене, Эссене, Кельне и Гамбурге.
В помещении шведской школы фотографии «Норденс Фотоскола», находящейся в историческом центре Стокгольма, на островке Гамла Став, в октябре прошлого года состоялась выставка работ студентов 4-го курса кафедры фотографии пражской ФАМУ Мирослава Кроба, Яна Погрибного, Рудольфа Прекопа, Васила Станека, Антона Стана, Мирослава Шволика, Иржи Вишека и Петра Жупника. Образцы учебных работ слушателей шведской школы были выставлены в ФАМУ шестью месяцами ранее.
Прошлогодняя всемирная выставка фото, кино- и аудиовизуальной техники «Фотокино-84» в Кельне не принесла много интересных сюрпризов в области техники или художественной фотографии. После десятилетнего перерыва ее культурная часть вернулась на территорию ярмарки, где, хотя её и посетило больше народу, она не нашла такой представительной и спокойной среды, как в Зале искусств, что в центре города, в котором она размещалась последние годы.
Темой главной выставки была печатная фотография. Составленная д-ром Карлом Штайнхартом и Алланом Портером экспозиция показывала развитие различных технических методов печатания и демонстрировала разные способы использования фотографий в книгах и журналах, на плакатах и марках, в календарях, на открытках и конвертах грампластинок. Редакции журналов, получавших Премию Саломона за хорошую работу с журналистскими фотографиями, представили на этой экспозиции образцы своих последних номеров. В другой части выставки показывались фотокниги, отобранные тринадцатью специалистами из числа историков фотографии, директоров музеев фотографии и заведующих специальными библиотеками. Чрезвычайно занимательным было сопоставление трех авторитетнейших» фотографических ежегодников 30-ых годов с современными ежегодниками коммерческого направления «Фотографи Энь-«озл» и «Бритиш Джорнэл оф Фотографи Эньюэл». Напротив, мало хороших снимков можно было увидеть в экспозиции 14 западногерманских фотожурналов, названной «Открытия» fb. почти их не было среди фото, победивших на двух больших фотолюбительских конкурсах ФРГ, чья подборка уже по традиции Дополняет главную фотовыставку «Фотокино».
При этом, несмотря на то, что собственно культурная часть «Фотокино» несколько огорчила большинство постоянных ее посетителей, привыкших к грандиозным мероприятиям типа груберовского Псевдомузея фотографии в 1980 г. или представительной выставки Хайтинга «Фотография 1922—1982» (см. наш № 3/83), никто не был разочарован серией 75 фотовыставок, которые во время «Фотокино» (а большей частью еще и в течение двух недель после ее окончания) прошли под общим названием «Международная фотосцена 1984» в многочисленных галереях, музеях и просто импровизированных выставочных залах по всему Кельну. В рамках «Фотосцены» состоялся ряд просмотров исторических фотографий (в частности, из собраний Музея Кодака в Харроу (Англия) и коллекции парижского Мюзе д,Орсэ, подборки фотографий из Баухауса, серия советских довоенных фотографий, снимки, публиковавшиеся в 30-х гг. журналами «Фотогрэфик» и «Лейка Фотогрэ-фи», цветные фоторепортажи 50-ых годов из собрания Феликса X. Мана и ретроспектива прошлогоднего обладателя культурной премии Немецкого общества фотографии Жак-Анри Лартига), впервые была в полном объеме показана впечатляющая коллекция Грубера, в настоящее время принадлежащая музею Людвига; состоялся, разумеется, ряд выставок современной фотографии, от прекрасной экспозиции работ студентов фотографического отделения Высшей специальной школы в Кельне, поражающих своей изобретательностью и техническим совершенством, нескольких попыток соединения современного изобразительного искусства и фотографии до в высшей степени оригинальной подборки снимков молодых кельнских фотографов Ульриха Тильмана и Вольфганга Фольмера, остроумно перифразирующих известные работы прославленных мастеров.
Программа 15-ой международной встречи фотографов в Арле (Франция) включала в себя около 300 выставок, 8 аудиовизуальных мероприятий, несколько лекций и симпозиумов и по меньшей мере 40 большей частью недельных фотоателье, руководившихся частично всемирно известными, частично мало кому знакомыми мастерами.
И на сей раз среди наиболее заметных гостей фестиваля был классик французской фотографии Жак-Анри Лартиг. По случаю его 90-летия открытие прошло в Античном театре, где был показан фильм режиссера Рейхенбаха о творчестве этого старейшины «молодых французских фотографов». 90-летие Андре Кертеша также стало одной из тем аудиовизуальной части программы. Большим успехом пользовался показ цветных фото из архива американского Национального управления по аэронавтике и космическому пространству (НАСА), которое впервые в таком объеме представило снимки, сделанные во время американских полетов в космос. Правда, показ этот страдал растянутостью и стереотипным повторением мотивов. Отдельные из менее удачных аудиовизуальных программ вызвали бурную реакцию публики, выразившую таким образом свое недовольство.
Уровень выставок, устроенных в разнообразных помещениях практически по всему городу, также был на сей раз довольно неровным. Среди лучших упомянем экспозицию мало известных сюрреалистических фотографий 7Ф-40 гг. авангардистского художника и скульптора Рауля Юбака, показ лучших образцов современной журналистское фотографии, подготовленный газетой «Либерасьон», подборку работ из ставшего уже классическим документального проекта «Фарм Секьюрити Адми-нистрэйшн», рассказывающего о жизни беднейших обитателей американской провинции во второй половине 70-ых годов, весьма субъективно понятую коллекцию молодого швейцарского документалиста Кристиана Бонзона, коллекцию Люсьена Клерга с оригинальными работами ведущих американских и французских авторов конца XIX-го — начала ХХ-го веков, собрание современных пейзажных фотографий, составленное Жан-Клодом Леманем, и тематический набор о свадьбах и их гостях, уже представлявшийся его составителем Лоренцо Мерло на фести-вале «Амстердам Фото 84». Остальные экспозиции в большинстве своем скатывались к формалистическим забавам, повторяли мысли или же чересчур грешили коммерческим духом.
И хотя выяснилось, что арльская встреча уже не играет в мире фотографии такую же важную роль, как лет пять или больше тому назад, когда практически не имела конкуренции в Европе, её богатая программа недружеская, неформальная атмосфера продолжают привлекать тысячи профессионалов и любителей.

 
Яндекс.Метрика