Прикладное искусство фото

Прикладное искусство фото художников до 35 лет

В недавно реконструированных выставочных залах Манесовской галереи в Праге в сентябре прошлого года состоялся смотр «Прикладное искусство художников до 35 лет». Более двухсот молодых членов Союза чешских художников и Чешского художественного фонда представило на нем образцы своих работ в области фотоискусства, графики, игрушек и кукол, оформительского и выставочного творчества, керамики, художественной обработки металлов и ювелирных украшений, сценографии, художественного стекла, текстиля и одежды, технического дизайна, видео- и мультипликационных фильмов. На этой выставке-смотре, которая явилась продолжением экспозиции «Художественно-прикладное искуссство молодежи-» (1979), фотография, как по объему, так и по качеству, была представлена хорошо.
Неуясненной, однако, осталась общая направленность фотографической части смотра — если некоторые авторы, в соответствии с узким значением названия выставки, представили на выставке работы из области фоторекламы и оформительского творчества, фотоплакаты и календари или монументальные снимки для оформления интерьеров, то другие продемонстрировали образцы своего свободного творчества, как это обычно бывает и на других комплексных выставках художественных направлений, объединенных в союзной секции прикладного искусства и дизайна (такие акции, например, время от времени организует Союз словацких художников в братиславском Доме искусств). Подготовительный комитет выставки, в котором фотографов представляли Владимир Козлик и Иржи Скупиен. в конце концов принял обе концепции и на выставку отобрал фотографии из области свободного и прикладного творчества.
Лучшие прикладные работы, к числу которых относились, например, гудечековские изящные проекты цветного календаря «Хемапола»», снимки Яна Малого для публикации «От модерна к функционализму» или фотоплакаты Козлика для Рекламного бюро, прямо образцово соединяли творческую изобретательность с техническим совершенством. В области свободного фототворчества особое внимание привлекли, например, необычные современные фотопортреты Ивана Пинкавы, броская конфронтация различных старых фото снимков в исполнении Павла Гечека или фигуральная аранжировка Тона Стана и Мирослава Кроба. Среди фотографов принявших участие в выставке полностью преобладали выпускники пражского факультета Академии изящных искусств, которые тем самым вновь подтвердили, что они составляют подавляющее большинство наших лучших авторов молодого поколения.
В Нойбранденбурге в прошлом году на 9-м съезде фотомастеров ГДР сошлось около 220 делегатов и гостей, которые обсуждали вопросы нынешнего положения фотографии в Германской Демократической Республике. Обсуждался широкий круг вопросов, в частности, проблемы развития фотографии за последние пять лет. Самым крупным и знаменательным событием этого периода, бесспорно, было основание Общества художественной фотографии при Союзе культуры ГДР (март 1982 г.). Это общество внесло существенный вклад в повышение общественного авторитета и значимости фотоискусства в ГДР, в расширение выставочных возможностей и увеличение числа высококачественных фотовыставок, в повышение уровня фотографического образования, а также исследовательских и теоретических работ в сфере фотографии.
На нойбранденбургском съезде было избрано также новое руководство Общества. Председателем вновь стал фоторепортер Вальтер Гейлиг, а его заместителями были избраны: фотограф, историк и педагог лейпцигской кафедры фотографии Вольфганг Г. Шретёр и фотограф и публицист Гейнц Гофман.
Прошлогодний общегосударственный конкурс любительской фотографии, известный под сокращенным названием АМФО, был открыт вернисажем выставки 5 сентября 1987 года в Пушечной башне крепости города Тренчин. На этом биеннале было представлено 300 фотографий известных фотолюбителей со всех концов страны.
АМФО отличается от всех остальных фотоконкурсов тем, что жюри оценивает коллекции, полученные от отдельных областей. Каждая коллекция, подобранная областными методистами совместно с членами областных консультационных жюри, является результатом стремления выявить превалирующие положительные тенденции в творчестве любителей за последние два года. Каждая коллекция состоит из 25 снимков и один автор может быть представлен в ней максимально тремя работами.
Призы министерств культуры ЧСР и ССР и Словацкого совета профсоюзов получили областные коллекции столицы ССР Братиславы, Южно-Моравской и Западно-Чешской областей. Правила этого конкурса позволяют также жюри выбрать у пяти авторов лучшие фотографии выставки. В прошлом году жюри предложило фотографии следующих авторов: «Портреты из семейного альбома» Мирослава Покорны, «Пейзажи» Иржи Фолтына, «Пары» Вацлава Плугаржа, часть серии «Возвращение с отдыха» Яны Шплихаловои и «Река» и «Планета» Иржи Лукса.
В общем плане конкурс АМФО необходимо все также считать важной составной частью организованной культурно-воспитательной работы, связанной с возможностью представить общественности лучшие фотографии. Выставка была также показана в городах Градец Кралове и Карловы Вары.

 
Яндекс.Метрика