Голландский журнал «Фокус»

Голландский журнал «Фокус»

Голландский журнал «Фокус» ряд лет ориентировался прежде всего на любительскую фотографию и давал, главным образом, технические советы, публиковал характеристики новой фототехники и фотооптики, помещал на своих страницах несложные, но броские фотографии. Но с того времени, когда его главный редактор Дирк ван дер Спэк стал и его издателем, уровень журнала резко повысился. Его тираж постепенно превысил тираж конкурентного ежемесячника «Фото» и «Фокус» стал крупнейшим голландским фотожурналом, который по тиражу значительно превосходит и недавно основанный журнал «Профессионелле фотографией (выходит раз в два месяца) и документали-стически ориентируемый журнал «Платверк».
В каждом номере «Фокуса», имеющего более чем сто страниц, имеется несколько регулярных рубрик. В первой из них, названной «Агенда», помещаются краткие сообщения о выставках, о работе фотомастерских и школ, о различных акциях, организуемых редакцией (недавно, к примеру, это было пятидневное путешествие в Будапешт с фоторепортером Петером Мартенсом, в котором могли принять участие 25 читателей). Основную часть иллюстрированного раздела журнала составляют обширные фотоподборки. Многие из них представляют авторов, которые ныне демонстрируют свои работы в галерее «Фокус он фотографи», расположенной в здании редакции на оживленной амстердамской улице Утрехтсестрат. Галерея была открыта в мае 1986 года выставкой итоговых работ, созданных в результате реализации фотографического проекта «24 часа в Амстердаме», и с тех пор уже организовала ряд интересных выставок, которые всегда прямо или косвенно связаны с содержанием очередного номера журнала «Фокус». В последнее время, например, были огранизованы экспозиции декоративно стилизированных и исполненных в мастерской мужских и женских актов, которые создал американский фотограф Лин Бианчи, экспрессивных снимков нью-йоркских улиц его соотечественника Брука Гилдена, изобретательно использующего в настоящее время так модную подсветку электронной вспышкой, или чарующих цветных снимков -различных частей земного шара.
В иллюстрированной части помещаются и другие авторские фотоматериалы, повествующие о творчестве современных голландских и зарубежных фото мастеров, фрагменты и информация о выставках, вызвавших интерес, и время от времени публикуются материалы, посвященные истории фотографии.
Венгрия дала миру большое количество выдающихся фотографов, которые суше ственным образом повлияли прежде всего на фототворчество первой половины нынешнего столетия. Венгерского происхождения были такие крупные фотомастера, как, например, Андре Кертес, Брассаи, Мартин Мункачи, Люсьен Эйгнер, Робер Капа, Ласло Мохой-Надь и другие авторы, которые в своем большинстве прославились за пределами своей родины. О том, что и в самой Венгрии создавались превосходные снимки, подали свидетельство две обширные выставки венгерской фотографии, проведенные параллельно в конце прошедшего лета. Первая из них под названием «Историческая фотография в Венгрии в 1900—1945 гг.» была организована Министерством культуры Чешской Социалистической Республики при сотрудничестве с Посольством ВНР в Праге. Экспозиция была развернута в пражском выставочном зале Центра народных художественных ремёсел. Вторую, получившую название «Венгерская взаимосвязь», для Национального музея фотографии, кино и телевидения в североанглийском городе Брэдфорд подготовил его директор Колин Форд в сотрудничестве с Каталиной Нерай и Марианной Мейр — сотрудницами будапештской галереи «Мючарнок», а также с Бела Албер-тини из Союза венгерских фотохудожников.
И если в пражскую экспозицию были включены работы из различных областей венгерской фотографии первой половины XX века, то брэдфордская выставка в первой части «Истоки фотожурналистики»» была посвящена венгерской репортерской фотографии, а во втором разделе „Венгерская фотография сегодня 44 было представлено творчество десяти современных венгерских фотографов. В Праге посетители могли получить почти полное представление о венгерской художественной фотографии, включающей не совсем оригинальные примеры импрессионистского и модернистского пикториализ-ма, превосходные естественные фотографии Андре Кертеса или Кароя Эчера, фотограммы, фотомонтажи и экспериментальные снимки Ласло Мохоя-Надя, различные аппликации принципов новой конкретности или функционализма, социальные документы членов группы „Социофото44 и других авторов, романтически настроенные салонные фотографии Эрне Вадаша или Рудольфа Балога. У ряда экспонатов можно было определить некоторые параллели, найти общие моменты, характерные для чехословацкой фотографии того времени, в которой нет стольких примеров прогрессивной фотожурналистики, но которая намного богаче в области авангардной фотографии 20—30 годов.
Брэдфордская экспозиция, целиком раз-вернутая на одном из этажей огромного объекта Национального музея фотографии, кино и телевидения, была менее комплексной, но богаче на сюрпризы. Одной из замечательных „находок", несомненно, явилась превосходная коллекция до сих пор почти неизвестных фотографий Будапешта, созданных Яношом Мюльнером (1870—1925), произведения которого не выставлялись на персональной выставке даже у себя дома. Работая с громоздкими крупноформатными фотоаппаратами, Мюльнер сумел запечатлеть чрезывчайно оперативно, непосредственно и высокохудожествено каждодневную обыденную жизнь и важные события своего времени. Он заснял, к примеру, похороны писателя Мора Йокая в 1904 году, политические демонстрации, Будапешт во время первой мировой войны, возникновение и подавление Венгерской Советской Республики (1919). На его снимках зафиксированы сценки из жизни и быта простых людей. Он фотографировал на рынке, в школах, на вокзале, в трамваях, на аукционе. Он создал превосходный иллюстрированный дневник, качество которого соизмеримо разве что лишь с подобными произведениями Керте-са или Лартига. Мюльнер обладал подобным чувством и подмечал самые красноречивые и характерные моменты, он был способен подчеркнуть аутентичность, обобщить тему и скомпоновать понятную композицию.
О том, что подобных пионеров современной фотожурналистики венгерская фотография имеет еще больше, свидетельствовали работы из другого раздела выставки под названием „Маленькие события", в котором были представлены, для своего времени необычайно непосредственные, снимки Мора Эрдея, Рудольфа Балога, Акоша Гарая и многих неизвестных авторов. Репортерские фотографии доминировали также в экспозиции, посвященной фотоконкурсу газеты Эрдекеш, который проводился в период первой мировой войны для венгерских солдат и офицеров. Непосредственно сама война, однако, на этих, преимущественно идеализированных, снимках присутствовала весьма отдаленно.
Четвертый раздел выставки состоял из работ Кароя Эчера (1890—1966), одного из самых талантливых венгерских фоторепортеров своего времени, который с незаурядным мастерством создавал социально-критические фотодокументы. Он снимал повсюду: на улице, в театре, создавал репортажные пор-теты и снимки. Об уровне современной венгерской фотографии убедительно свидетельствовали прежде всего подборки репортеров и документалистов Тамаша Фенера, Петера Корниша. Тамаша Урбана и Имре Бенкё. Не совсем характерными были работы на рубеже фотографии и графики Габора Керекеша и Андраша Бараняйя. Обе выставки отличались друг от друга по концепции, на обеих был представлен не одинаковый материал, но обе убедительно подтвердили качество венгерской фотографии.

ВЛАДИМИР БИРГУС

 
Яндекс.Метрика