Два молодых карловарских фотографа

Два молодых карловарских фотографа

Два молодых карловарских фотографа Владимир Гоудек (год рожд. 1959) и Мирослав Ружичка (год рожд. 1957) фотографируют не только каждый за себя, но и весьма активно представляют любительскую фотографию нашего известного западночешского курорта. Они же стоят во главе оживленной деятельности фотогруппы «Пролог». В конце 1986. года в выставочном зале отеля «Термаль» состоялась их совместная выставка.
Оба фотографа являются представителями популярного течения современной фотографии у нас, обобщенно называемого «субъективный документ». На поле чешской любительской фотографии их работы не представляют собой что-то новое, но отличаются добросовестным подходом к избраной теме (опыты Ружички по фотографической замене сна или представлений и действительности, работа Гоудека по документированию исчезающей старинной городской архитектуры) и фотографическим формам. Именно к ним относится та мысль, что определенная сумма частичных свидетельств дает в конечном итоге более полную картину. А оба карловарских фотографа являются усердными работниками в коллективном усилии особенно молодого поколения создавать осмысленную, модерную в своей сущности фотографию. Название группы «Пролог» очень меткое — оно выражает понимание того факта, что ее члены стоят в самом начале своего целеустремленного творчества. О том, что карловарские фотолюбители не хотят оставаться на этой ступени, свидетельствует и признание Мирослава Ружечки: «Я фотографирую, как думаю, как живу. Но и этого иногда мало. Иногда нужно придать что-то большее: нужно найти и сказать больше того, что мы до сих пор знаем...»
Интерес к истории фотографии ведет многих исследователей к изучению ее развития в региональном масштабе. Именно такой характер имеет предлагаемая работа, цель которой заключается в описании развития фотографии и фотографических ателье и студий на территории сегодняшнего Оломоуцкого района.
Первоначально фотографическая деятельность широко развивалась в городах, хотя и проникала в них с разной интенсивностью, и постепенно стала составной частью образа жизни тогдашнего общества. Значительное влияние на возникновение первых фотоателье имело общественное и экономическое значение города. В данном регионе с этой точки зрения приоритетное положение занимал город Оломоуц, за которым следовали Литовель, Уничов и Штернберк.
Оломоуцкое общество имело возможность впервые познакомиться с самым старшим среди известных фотографических процессов — дагерротипией — в феврале 1840 года, когда аптекарь Штёттер выставил в витрине краевой аптеки дагерротип, на котором была запечатлена венская крепость. Первые сообщения о деятельности дагерротипистов и фотографов в Оломоуце появляются одновременно с развитием общественной жизни в 1848 году и основанием оломоуцкой газеты «Ди нейе цайт». Одним из первых был дагер-ротипист Антон Галауска, организовавший свою студию в саду дома № 33 в районе Пршедгради. С июня 1848 года до начала 1850 года он давал регулярные объявления о создании дагерротипических портретов по цене от двух до трех золотых. Свои опытные снимки он выставлял в магазине Полашека, где продавались художественные предметы, а позднее также в книжном магазине Эдуарда Хёльзеля. В марте 1850 года Галаусек перенес свою студию на улицу Фердинанда, где работал до августа того же года, а потом на том же месте основал книжную типографию.
С бурными событиями 1848 года связано и основание оломоуцкой «воскресной школы для взрослых», целью которой было ознакомление интересующихся с техническими новинками и поднятие престижа ремесел. При ней же был организован и первый оломоуцкий музей. В списке лекций по физике и технологии за месяцы апрель — июнь 1848 года есть упоминание о том, что 6 июня была Аитана лекция о дагерротипии для исполнения портретов и пейзажей с демонстрацией практических методов. Через месяц было продемонстрировано фотографирование на бумагу — тальботипия.
Растущий интерес к дагерротипии и вообще к фотографированию проявился и в деятельности оломоуцких торговцев, которые с 1848 года помещали объявления о продаже соответствующих аппаратов и специальной литературы.
В течение 50-х годов XIX века увеличилось количество передвижных фотографов, которые на короткое время останавливались в Оломоуце, чтобы сделать на заказ несколько чаще всего портретных снимков. Для этого периода характерно переплетение разных фотографических техник. Больше всего было заметно родство молодой фотографии с живописью, поскольку первыми владельцами постоянных фотостудий становились в первую очередь обученные художники-портретисты. В сентябре 1850 года в Оломоуце побывал гданьский фотограф Э. А. Лау. Его фотостудия располагалась в саду гостиницы «Голиаф». Он работал методом тальботипии и предлагал подкрашенные фотографии. В мае 1854 года появился дагерротипист Й. Броси из Венеции, создававший портреты-дагерротипы и репродукции картин. В феврале 1856 года которкое время работало фотоателье Гёфлингера и Диггера.
Интересной личностью был живописец-портретист Ян Фридрих из города Уничов, кторый с 1850 по 1870 год работал в Оломоуце. На его судьбе можно проследить проявление общего кризиса портретной живописи. Недостаток заказов и необходимость заработать средства на жизнь совершенно закономерно привели его к тому, что в 1856 году он начал заниматься в своей мастерской на Ножиршской улице также фотографией. В мае 1858 года он еще титуловался «академическим художником по портретам и историческим сценам, фотографом», однако в его объявлении перечислялись одни только фотографические работы разного характера.Он создавал фотографические портреты разной величины (и подкрашенные), фотографии интерьеров, пейзажей, архитектурных памятников, занимался репродукцией и тиражированием. К сожалению, не удалось выяснить, какими были его снимки. Известно только, что фотографированием он занимался еще в начале 1863 года.
После Яна Фридриха Оломоуц избрал местом своей деятельности в июне 1857 года художник и фотограф Теодор Кубицки из Забржега. В январе и феврале 1857 года там побывал дагерротипист из Братиславы Иоганн Бубеник. В марте—апреле 1858 года — венский художник и фотограф Йозеф Шиновски, который изготовлял и стереоскопические фотографии. В мае 1858 года в трактире «У золотого льва» на Нижней площади работала женщина-фотограф Юлия фон Ковач. Сначала она предлагала раскрашенные и оформленные в рамочках дагерротипии и ферротипии. При этом она утверждала, что фотографии на полотне, бумаге и стекле не могут равняться портретам на серебряных и металлических пластинах. К концу своего пребывания она дала в октябре 1858 года объявление о том, что кроме указанных работ, она делает также фотографии на полотне и на бумагe. Изменения в методах ее работы можно объяснить понижением интереса к дагерротипии при усиливающемся спросе заказчиков из мещанской среды на более дешевую паннотипию и фотографию на бумаге.
В январе 1856 года в Оломоуце состоялась передвижная выставка под названием «Париж и промышленная выставка 1855 года», на которой жители города могли впервые видеть стереоскопические снимки, которые своей способностью пластически передавать сюжет завоевали большую популярность. Поэтому такие снимки стали предлагать фотографы, работавшие в Оломоуце в 1857 и 1858 годах. Этот большой интерес проявился и в предложениях оломоуцких торговцев, а частности Эдуарда Хёльзеля, который с конца 1859 года предлагал стереоскопические снимки Парижа и Лондона с соответствующими аппаратами для просматривания.
Первое крупное фотоателье открыл в Оломоуце на Пекаржской улице 6 июня 1859 года берлинский фотограф Германн Гаубенрейс-сер. И хотя в Оломоуце он работал посеэонно — с весны до осени и только до 1861 года, ему принадлежат два приоритета: по желанию оломоуцкого городского совета он сделал 6 сентября 1860 перед ремонтом башни ратуши несколько снимков внутренней части города. Фотографии, созданные в форме репортажа, были 15 сентября вложены в купол башни с описанием проведенной работы, собственноручно составленным самим фотографом, из которого следует, что он работал с мокрыми коллодиевыми пластинками. Через год, во время своего последнего пребывания, он ввел фотографии формата визитной карточки, которые и здесь способствовали бурному распространению фотографического ремесла. Большой спрос на эти в общем-то дешевые портреты отразился в расширении деятельности кочующих фотографов, среди которых можно назвать Каролину Сао, Франца Цайтгейма и венских фотографов и компаньонов Петера Пеннинга и Гальбрайтера.
В конце 1862 и начале 1863 года в Оломоуце уже имелось большое количество постоянных фотостудий. С декабря 1862 по март 1863 года было создано пять новых фотоателье, так называемых стеклянных салонов, которые использовались исключительно для фотографирования. Это было ателье Энгельберта Зелингера, далее, филиалы ателье Шлезингера и компании на Чешской улице, Зеебургера и компании на Остружницкой улице, Пихлера и компании на Чешской улице. Стеклянный салон на Нижней площади и Оскара и компаний у Катержинских ворот. Это ателье представляло собой, в соответствии с сохранившимся планом, одноэтажный деревянный барак, покрытый гонтом, который стоял на открытом пространстве. Внутри было три помещения. Лесенка вела в приемную, за которой было отапливаемое железной печкой помещение, предназначенное для фотографирования, а дальше — фотолаборатория.
Работа этих новых фотоателье отодвинула на задний план деятельность студий художников-фотографов Яна Фридриха и Теодора Ку-бицкого, которые занимались фотографированием лишь в качестве подспорья. В работе девяти фотоателье преобладал портрет формата визитной карточки и только Мария Рейхова все еще занималась паннотипией.
От периода расширения фотографий-визиток сохранилось большое количество портретов, по которым можно проследить работу отдельных фотографов. Фотографированием города тогда занималось лишь ателье Пихлера и К0. Оно делало фотографии большого формата, предназначенные для украшения интерьеров. Их уникальность объясняется частично и характером тогдашнего Оломоуца: ведь еще в феврале 1867 года комендант оломоуцкой крепости требовал от городского совета, чтобы он уведомил местных фотографов о том, что запрещено фотографировать укрепления как в общем плане, так и в деталях.
В 60-е годы в фотоателье происходило много перемен. В эти годы большую предпринимательскую деятельность развила Генриетта Луиза Зеебургерова. Помимо уже упоминавшегося ателье на Остружницкой улице, она в декабре 1863 года открыла Стеклянный салон на Нижней площади, а в октябре 1864 года заняла одну из студий на Чешской улице. Свою деятельность она не ограничила лишь Оло-моуцем и в начале 1865 года основала филиал в городе Шумперк. а в 1868 году — в городе Рожнов Радгоштем.
Но еще раньше от нее отделились два ее бывших компаньона — в мае 1866 года Фридрих Вильгельм Фишер обосновался в студии на Чешской улице, а через год Германн Зеебургер — в студии на Ос-тружницкой улице.
Период с 70-х до 90-х годов прошлого века характеризуется застоем в фотографической жизни города, когда там работало одновременно не больше пяти фотоателье.
Самым известным оломоуцким фотографом последней четверти XIX века стал Зигмунд Вассерфогель, который в октябре 1870 года купил студию на Нижней площади. Он же был одним из немногих фотографов, занимавшихся и предпринимательством: он основывал филиалы в других городах. Значение 3. Вассерфогеля заключается в том, что он единственный систематически документировал медленно изменяющееся лицо города в течение последних трех десятилетий XIX века сначала на фотографиях формата визитной карточки, а с половины 70-х годов — на фотографиях кабинетного формата и до конца века — на крупноформатных снимках.
Из сохранившегося фотографического материала следует, что в работе фотографов преобладала портретная фотография в форме популярных визитных карточек, менявших свой вид по мере изменения моды, а начиная с 70-х годов — кабинетные снимки. Город в период с 1870 до 1900 года известен нам посредством работ 3. Вассерфогеля, а также случайных снимков Энгельберта Зелингера и Венцла Лахника. В 90-е годы в этой области успешно работал Германн Шлейф, конкурировавший с 3. Вассерфогелем.
Тород Литовель во второй половине XIX века был маленьким. И хотя в 1848 году он стал центром политического района, все же по своему значению не мог соперничать с тогдашним Оломоуцем. Поэтому о деятельности первых тамошних фотографов сохранились лишь обрывочные архивные сведения, дополненные немногочисленными фотографиями.
Первую фотостудию в городе основал, по-видимому, художник и фотограф Рихард Николаус Шимонски из Могельнице. Сробщение о нем встречается впервые в октябре 1859 года. Не удалось определить, жил ли он в городе постоянно, но известно, что в 60-е годы он бывал там с короткими перерывами и занимался фотографированием, о чем свидетельствует взымание налогов с его ателье в 1863 и 1864 годах, а также первые снимки города Литовель. На основе некоторых сохранившихся групповых портретных снимков можно отметить пребывание в городе в 1865 году венского фотографа Петера Пеннинга, а в начале 1868 года — оломоуцкого ателье Антона Чурды и Пихлера. Из этого можно сделать вывод, что здесь работали как кочевые фотографы, так и фотографы из недалеких оломоуц-ких фотостудий. Традиция стационарных фотоателье начинается с фотографа Богуслава Румла, обосновавшегося в Литовеле в 1896 году. Из его работ сохранилось множество портретных снимков формата визитной карточки. Изредка Румл делал крупноформатные снимки города. В начале XX века его деятельность продолжил известный фотограф Франтишек Вопат, который в короткий срок стал обеспечивать своей работой широкие окрестности. К началу его деятельности относится ценная сохранившаяся фотография интерьера его фотоателье.
Уничов, как и Литовель, был маленьким городком, значение которого после 1848 года все более уменьшалось. Первые отрывистые сообщения о деятельности фотографов в этом городе сохранились в архиве и относятся к периоду широкого распространения дешевых фотографий-визиток. В 1863 году среди ремесленников, плативших налоги, приводится имя фотографа Франца Смерзека, о котором нет, однако, никаких других сведений и отсутствует подписанный фото* графический материал, что в местных условиях характерно для 60-х годов XIX века. Первое более известное фотоателье основал в Уни-чове в 1871 году фотограф Антон Мичала из Забржега, который в 80-е годы прошлого века развил предпринимательскую деятельность и создал филиалы своего фотоателье в Могельнице, Либине и Литовеле. Из его работ сохранилось не только большое количество портретов на визитных карточках и кабинетных, но таюле снимки
Еще одно фотоателье было основано в Уничове в январе 1886 года фотографом Иоганном Габриэлем, который занимался преимущественно портретной фотографией. Известны его отдельные снимки для визиток и кабинетного формата, относящиеся к 90-м годам.
В отличие от Литовеля и Уничова Штернберк был во второй поло-вине XIX века довольно крупным городом и значительным промышленным центром. Тем не менее и здесь, ввиду отсутствия печатных источников, невозможно проследить деятельность фотографов в 50-е .годы прошлого века. Поэтому остается лишь предполагать, что и там работали кочевые фотографы, как это было в Оломоуце. И только в период расширения модного портрета-визитки в Штерн-берке появляется оломоуцкий фотограф Генриетта Луиза Зеебурге-рова, о деятельности которой нет подробностей, но известно, что в городе она находилась с ноября 1861 по апрель 1862 года. Владельцем первого фотографического «дела», с которого взымали налог, стал в декабре 1862 года Корнелиус Оленшлагер, от работ которого, созданных в Штернберке, сохранилась одна-единствённая фотография формата визитной карточки, представляющая собой репродукцию портрета штернберкского мастера-ткача Шуберта.Как и в Оломоуце, здесь появились модные стеклянные салоны. В марте 1863 года это было фотоателье Эммериха Клосса, а позднее — фотоателье Вильгельма Дикла. Первый из упомянутых фотографов стал самым известным штернберкским мастером последнего десятилетия XIX века. Уже в 60-е годы он создавал не только портретные снимки для визитных карточек, но начал также фотографировать город. Благоприятное развитие фотоателье в 60-е годы в последующий период сменилось застоем, длившимся до 90-х годов, когда снова началось значительное оживление. Помимо существовавшего ателье Э. Клосса, еще несколько фотографов создали свое «дело», однако их деятельность была недолгой, если исходить из небольшого количества сохранившихся фотографий. Это были Адольф Гюбнер, Рудольф Плева, Антон Петниц и Адольф Рехнитцер. В течение 90-х годов XIX века постепенно количество фотоателье в городе увеличивалось, однако выше среднего уровня был только фотограф Отто Клосс, который, как и его отец Эммерих, фотографировал с 1895 года разные части города на снимки кабинетного формата. В заключение необходимо упомянуть о проблематике развития ремесленной фотографии в деревне. Постоянные фотоателье в деревнях нынешнего Оломоуцкого района появились в половине 90-х годов XIX века. Их возникновение было вызвано развитием фотографии в этот период. Большую роль сыграло усовершенствование технической стороны фотографии, что, в свою очередь, упрощало оборудование деревенских фотолабораторий. Во многих случаях речь шла о фотографах, которые в летние месяцы кочевали с передвижными ателье по определенной территории. Фотографии, которые появились в результате деятельности деревенских фотографов в этот период, сохранились лишь в небольшом количестве. К первым деревенским фотографам относится Флориан Глаудер, который создал свое ателье в 1896 году в селе Велка Быстржице, и Карел Чигалик в селе Тршице. Значительное увеличение числа деревенских фотоателье на территории сегодняшнего Оломоуцкого района относится уже к началу XX века.

 
Яндекс.Метрика