Диапорама в Ваце

Диапорама в Ваце

Почти 30 лет в любительском творчестве европейских фотографов используется проекционная форма представления современного фотографического изображения. Это, собственно, иная форма общественного представления цветной фотографии. Среди социалистических стран самые длительные традиции этого творчества, известного в нашей стране под названием диафон, имеет Венгрия. За шесть лет до нашего чешского смотра в 1972 году фотоклуб города Вац организовал клубные и областные смотры-проекции диапозитивов, как отдельных, так и в сериях.
В мае прошлого года этот клуб организовал 1-ю международную конференцию социалистических стран при участии Болгарии, Чехословакии, Югославии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии и Советского Союза. После взаимной информации о состоянии и перспективах развития диапорамы в отдельных странах были уточнены даты, характер творчества, тематические направления, жанровые и технические вопросы, а также принята общая цель: "Развивать творчество, узко связанное с научно-технической базой современной информационной техники, и с помощью новейших записывающих и воспроизводящих устройств, электронных, запоминающих и приказывающих систем запечатлевать культурные, политические и экономические особенности своей страны и проблемы современной общественной жизни в мире."
Фотография в диапораме представляет новое качество, не только тем, что она передает посредством изображений, то есть связанными кадрами, но с помощью звука и музыки возвышает статическое изображение, дает ему еще одно динамическое измерение. Творцы и теоретики, присутствовавшие на конференции, единодушно подтвердили, что озвученная фотография позволяет более совершенно воспринимать изображаемое и углублять эмоциональные переживания при сосредоточенном рассматривании.
Вскоре после своего утверждения в области художественной любительской деятельности диапорама появилась и на поле различных учреждений, включив в свою программу темы рекламные, агитационные, образовательные. В некоторых случаях она прямо взяла на себя задачи из программ разных организаций (Красный Крест, молодежные организации. Союз женщин, кружки и организации по назначениям).
Тезисы, направления творчества, темы и стилистическое воплощение подкреплялись на 1-й конференции практической проекцией около 30 программ из Венгрии, Польши, ГДР. Югославии и Чехословакии. На опавском смотре «Диафон» мы уже познакомились с некоторыми творцами из Болгарии, а на встрече в Москве видели продукцию советских авторов. Были показаны программы, победившие на чехословацких, венгерских, польских и других смотрах. Высокой оценки заслужили авторы из городов Вац, Печ, Будапешт, Познань. Берлин, Темешвар. Суботица и от нас — из Опавы, Глинска и других.
В ходе конференции был избран координационный комитет, заместителем председателя которого стал опавский организатор, фотограф и режиссер АВ программ Войтех Бартек. а секретарем — Йозеф Кепперт из Братиславы. Председателем был избран долголетний работник, руководитель фотографов общества «Дунаканыар» в Ваце Иван Кочиш. Следующий международный смотр диапорамы социалистических стран состоится в 1988 году в Опаве. На национальные и общегосударственные смотры, регулярно проводимые в СССР - в Саратове. Новосибирске, Вологде. в Венгрии — в Ваце. Пече. в ГДР — в Вернигероде. Мальхове. в Польше — в Люблине, Щецине, в Болгарии — в Бургасе и Сандаскире. в Югославии - в Суботице, в Румынии — в Темешва-ре и Бухаресте, будут приглашаться по обмену представители остальных стран как для принятия участия в конкурсе, так и в качестве наблюдателей вне конкурса.
Была образована художественная и техническо-документационная комиссия. В заключение встречи было организовано торжественное представление для представителей министерств культуры всех стран, принимавших участие, которые до этого вели переговоры о координации культурных соглашений в Будапеште. Кроме них. были там также представители азиатских и американских стран (Коста-Рика. Куба. Монголия, КНДР, Вьетнам и др.). которых интересовала в первую очередь роль диапорамы в перманентном образовании взрослых и школьном образовании вообще. Чехословацкое участие в работе конференции открыло возможности для братиславской и опавской международных встреч, а ответственные представители чешского и словацкого министерств культуры подготовили на осень 1987 года обсуждение основных общественных и творческих вопросов этой области художественной самодеятельности, которая уже сегодня достигла большой общественно-художественной ценности.

ЛЮДВИК БАРАН

 
Яндекс.Метрика