Фотограф Душан Сливка

Фотограф Душан Сливка

Цветная фотография стала за последние десятилетия весьма актуальным понятием. Мы встречаемся с ним в самых разных областях нашей современной фотопродукции: в художественной, документальной и рекламной фотографии, на страницах иллюстрированных изданий, журналов и т. д. Расширение и мотивация ее использования связана, однако, с тем, что в большинстве случаев автор остается неизвестным, хотя, конечно, мы могли бы привести исключения, имена тех, кто достиг в цветной фотографии удивительных результатов. Но часто преобладает главным образом стремление использовать цветные эффекты, а в природных сюжетах — достоверно передать атмосферу пейзажных мотивов, с выделением их привлекательности, порой даже на границе низкопробной бульварности. Таким образом, определившихся взглядов на метод и собственно обработку избранной тематики не много. Душан Сливка входит в небольшое число авторов, работы которых в своем роде исключительны; их своеобразие заключается в итоге творческого процесса, развития, на формирование которого оказывало и продолжает оказывать влияние отношение автора к природе, его взгляды на современное изобразительное искусство.
Душан Сливка (родился 21 мая 1944 года в Брезне) учился в 1937—1968 гг. на отделении кино- и телевидения кинофакультета пражской Академии музыкального и театрального искусства. После нескольких лет работы оператором в областной редакции Чехословацкого телевидения в Банска-Быстрице перешел в 1974 году к свободной профессии и полностью посвятил себя фотографии. Ныне занимается художественной фотографией, уделяет большое внимание области пропагандистской и документальной фотографии. На основании сотрудничества с различными чехословацкими учреждениями принимал участие в выпуске ряда изданий (преимущественно с тематикой живой и неживой природы и ее охраны), разнообразных печатных материалов, аудиовизуальных программ. Выставляется с 1961 года, первую персональную экспозицию представил в 1980 году.
Фотографии пейзажных мотивов Душана Сливки легко различимы от других работ, направленных на природную тематику. Объяснить это двумя словами невозможно. Прежде всего уместно будет привести недвусмысленную исходную концепцию автора, характерную для всех его произведений. Эта концепция образовалась не сразу, она формировалась в ходе предыдущего развития творчества Сливки, формировалась все более определенно. Один из самых влиятельных моментов, составляющих основные черты его фотографий, заключается в самом выборе мотива и его обработки. Душан Сливка не снимает любые природные сюжеты, а очень тщательно выбирает только «свой» тип пейзажа. Он ищет не живописную, привлекательную среду, а, наоборот, самые простые, на первый взгляд скромные и невыразительные, но гармонически в сбалансированные ландшафты, детальные виды определенных сцен природы. Характеру мотива отвечает способ композиционного решения фотографий; автор исключает все неважное, превращает расчлененную местность пейзажа в композиции с разнообразной плоскостью, в которых доминируют горизонтали, подчеркивающие контраст землистых структур природной местности и чистого, ясного неба. Горизонталь простора, отчетливо разграничивающая два мира, близкого и далекого, смыслы постигаемой действительности — земли и бесконечного неба — преобладает в большинстве композиций.
Душан Сливка абсолютно не подавляет присущие пейзажу черты, хотя мы чувствуем в фотографиях его почерк. Он подходит к работе с заранее продуманным планом, то есть рационально, утонченность его фотографического видения и изобразительная фантазия гарантируют точное воспроизведение атмосферы среды, которую он изображает. Душан Сливка хорошо знает фотографируемый пейзаж, поэтому он чутко реагирует на его изменения; подчас он долго ждет нужного освещения, выделяющего те черты, на которые он хочет обратить внимание, так как считает их существенными для выбранного сюжета. Его единые в стилевом отношении фотографии словно перекладывают на стихи исходный мотив, который очень прост, неэффективен, фотографии имеют часто характер баллад. Они дают возможность для воображений, обдумывания индивидуальных интерпретаций, представляют собой обобщение реальной модели. Из фотографий Сливки исходит спокойствие, абсолютная тишина; самого человека на них не видно, присутствуют лишь следы его труда на широких полях и лугах или дороги, которые он проложил. Мы воспринимаем это как тонкие штрихи холмистой местности необозримых полей, акцентирующих их мягкие, плавные линии контуров либо с геометрической точностью расчлененные, вытянувшиеся в длину плоскости, составляющие простые фигуры. Такая лаконичность изображения и выражения очень типична для фотографий Сливки; за счет максимального упрощения визуального восприятия и концентрации внимания на самом существенном усиливается их поэтика, мощное эстетическое и эмоциональное воздействие.
Фотографии Душана Сливки не искрятся пестрой шкалой красок, их колорит, наоборот, редуцирован в несколько приятных оттенков, порой на редкость гармоничных. Их характерная черта — монументальное распределение цветных плоскостей, чувство гармонической уровновешенности всех элементов изображения. В мелодическом колорите цветная атмосфера мотива, выраженная зачастую лишь несколькими оттенками одного тона, в отдельных местах звучит сильным, полным красок аккордом. Фотографии Сливки совершенны не только с точки зрения изобразительного решения и окончательного великолепного технического исполнения. Они не позволяют зрителю быть посторонним наблюдателем, а вдохновляют его и различные ассоциации. Эти снимки наполнены таинственностью, они пробуждают чувство времени и неограниченности пространства. Не будет преувеличением, что мы назовем фотопейзажи Душана Сливки одними из лучших работ в современной чехословацкой цветной фотографии.

 
Яндекс.Метрика