Жизнь фотографа начинается снова

Жизнь начинается снова

«Этого дня мы ждали 32 года. Мы боролись с японцами как партизаны, с французами как солдаты, с американцами—как ополченцы — и мы его дождались!» Ритмизованная проз» словацкого фотографа Мирослава Тулейи, совершившего недавно в качестве репортера газеты «Обрака лиду» свое третье репортажное путешествие во Вьетнам, обладает оригинальной прелестью образного языка восточных народов. Во время предыдущих поездок Тулейя познал страну, которая изо всех сил боролась за свободу. Теперь же ему предоставилась исключительная возможность видеть конец зО-летней войны, запечатлеть первые дни вьетнамского мира. Он смотрел глазами репортера и фотографа, поэтому его пражская выставка под названием «Жизнь начинается снова», составленная из вьетнамских снимков, сделанных в этот раз, производит большое впечатление именно соединением фотографии с текстом.
Трудно сказать, что автору удается лучше — фотография или проза. Необыкновенно органичный симбиоз изображения и слова создает очень впечатляющие контрапункты, вызвал даже иногда мысль о разложенной по стендам книге с одой» посвященной непокоренной жизни, поднимающейся из развалин и пожарищ.
Зная проблематику и обладая талантом, Тулея удачно избирает мотивы и тонко сопоставляет сегодняшний день страны с недавним прошлым, воспевая будущее. И вопреки всем очевидным или только обозначенным ужасам, он видит Вьетнам оптимистически, а его большей частью хорошие репортажные снимки в некоторых случаях достигают ценности своеобразных образов, как, напр. панорамный вид зарастающих травой развалин города Донг-Хея, которые в сопроводительном комментарии вызывают мысль о тихих, гостеприимных райских уголках, которые бомбы превратили в кладбища, или снимки детей, строящих своими силами новую школу. Выставка организована Чехословацким союзом журналистов, Чехословацким подготовительным комитетом Всемирного конгресса миролюбивых сил и издательством «Магнет». Уже в течение нескольких лет кипит бурная деятельность в стенах симпатичного выставочного помещения — на лестнице дома им. Тырша, в котором расположился пражский Музей физкультуры и спорта. В этом году там состоится уже 3-я по счету выставка, являющаяся заключительным этапом годового конкурса на лучший спортивный снимок. Кроме этого регулярного мероприятия, мы встречаемся здесь и с другими выставками, например, экспозицей репортажей по случаю чемпионата мира по хоккею в Праге, или тематической выставкой «Человек и конь». Кроме знаменитых матадоров спортивного репортажа, каким является, например, В. Йирса со своим снимком со скачек «Конец надеждам», здесь выставляют работы и менее известные авторы и репортеры, профессионалы и любители. В этих снимках жюри оценивает прежде всего качества репортажной фотографии (1-ю премию получил Б. Мартиновский за серию «День с Кертаком»), оперативность и находчивость, необходимые для журналиста; ряд снимков, бесспорно, отличают высокие художественные (Тереба «Испуганный победитель»; Дворжак «Девушка и конь»; Валента «Романтика»; Пехачек «Взрыв»; Багенский «Индивидуалист» и др.). Некоторые посетители выставки не без причины выразили в книге отзывов сожаление по поводу того, что для подобной темы не нашли более удобного и просторного помещения, так как она становится все популярнее с тех пор, как конь, когда-то тягловая сила, стал на наших улицах редкостью.
В подзаголовке издания указывается, что это — международный ежегодник рекламной и редакционной фотографии, то есть нечто противоположное тому, что содержит обычно альманах, издаваемый тем же самым издательством и являющийся ежегодником рекламной и редакционной графики. В книге содержится более 800 черно-белых и цветных снимков, вышедших из студий примерно 350 фотографов, графиков, художников и других представителей более 20 стран всех пяти материков. Это довольно обширный обзор, свидетельствующий о немаловажной роли фотографии в создавая рекламы. Здесь не хватает только фотоплаката, которому, начиная с прошлого года, посвящено специальное издание. Зато после 5-летнего перерыва в ежегоднике снова появился отдел экспериментальной фотографии в рекламе.
Основное внимание уделяется здесь фотографическому изображению в объявлениях. Объявление — это незаменимый стимулятор торговли, особенно в потребительском обществе. Объявления вместе с проспектами, являющимися по существу тоже объявлениями, занимают более половины книги, придавая ей тем самым совершенно определенный характер. Но несмотря на это, объявления, носящие характер политического, социального или культурного сообщения, хотя их значительно меньше, подтверждают тот факт, что фотография в рекламе помогает не только продавать товары, но и пропагандировать политические и общественно-воспитательные задачи, что она стоит на службе интересов культуры, здравоохранения, просвещения и т.д. С подобным использованием фотографии мы встречаемся отчасти и в видовых календарях, на обложках журналов, обертках книг, на конвертах грампластинок и в той части альманаха, где напечатаны образцы так наз. редакционной фотографии, то есть снимков, напечатанных не из коммерческих соображений, а с целью пропаганды определенных мыслей и идей.
У нас не принято разделять фотографии с этих точек зрения. В остальном создается впечатление, что они включены в ежегодник скорее с целью общего определения границ воздействия рекламной фотографии, чем с целью подробного их исследования. То, что представлено здесь в качестве редакционной фотографии, похоже скорее на бессвязную смесь журнальных иллюстраций, появляющихся на страницах и обложках журналов, самых разных по назначению. Здесь можно встретить серии детских снимков для периодического издания, в котором поднимаются общемировые проблемы питания детей; картины, символизирующие дискриминацию чернокожих в США; монтаж со статьей, посвященной символике коллажей, напечатанный в журнале «Польша»; кадры географического характера, снимки из области моды, косметики, кулинарии и т.д.
В главе экспериментальной рекламной фотографии — более 20 работ. Это преимущественно деформированные формы, видоизменения цвета; лишь несколько снимков производят эффект, используя ошеломляющее воздействие необычной реальности. Оба решения преследуют одну а ту же цель — привлечь внимание зрителя. Таким образом, так же, как я в отделе редакционной фотографии, прикладная рекламная фотография наиболее приближается к границам свободной фотографии, а иногда и переходит их.
Вступление к альманаху написал публицист К. Штейнорт. Он остановился на том, что явилось в рекламной фотографии решающим импульсом, повлиявшим на развитие цветной фотографии за последние 10 лет. Большое давление было оказано не только на политгра-фическую промышленность, которая должна была обеспечить безукоризненную репродукцию, но и на общественность с целью научи» ее правильно воспринимать цветное изображение. Эра цветной фотографии уже началась и немалая заслуга в этом принадлежит рекламной цветной фотографии.

Иржи Мацку

 
Яндекс.Метрика