Фотограф Игнац Йозеф Шехтл

Фотограф Игнац Йозеф Шехтл

Игнац Йозеф Шехтл — одна из интересных личностей чешской фотографии конца прошлого века и самый знаменитый из фотографов, работавших вне крупных городов. Его путь к популярному ателье в городе Табор был непростым, отмечен многими неудачными Экспериментами и лишениями, которые испытывала его семья. Но во многом он был типичным с точки зрения общественного понимания роли фотографии и фотографа и может служить примером продвижения от кочевого фотографа к постоянному ателье.
Игнац Йозеф Шехтл является первым представителем «фотографической династии» Шехтлов. После него в семейном ателье работал сын Йозеф и внук Йозеф, который вместе с женой Марией стал воспринимать фотографию как средство самовыражения. Общий путь в фотографии этих трех поколений можно было, бы в подзаголовке уточнить как развитие от кочевого ремесла к членству в художественном союзе. Южночешское издательство готовит публикацию, которая отразит творчество этих фотографов и одновременно будет своего рода возданием должного Южной Чехии, ибо представит фотографии Шехтлов, сделанных в этом краю на протяжении почти 120 лет. Таким образом она явится и оригинальным вкладом издательства в год 150-го юбилея фотографии. Об Игнаце Иозефе Шехтле как фотографе нет никакой отдельной работы. Важной, однако, является работа Зденека Штаблы, который многие годы занимался кинематографическими опытами И. Й. Штехла и опубликовал в 1978 году в издании Чехословацкого киноинститута статью под названием «Игнац Шехтл — таборский пионер кинематографии».
Игнац Йозеф Шехтл родился 26 мая 1840 года в Праге в семье мельника. Семья часто переезжала и жила довольно скромно. Игнац Йозеф должен был стать торговцем. В годы учения, когда он помогал в лавках в разных городах Чахни, юноша познакомился с фотографией. Это произошло, по всей вероятности, в Пльзене, откуда в 1863 году он перешел в Кладно. 26 марта 1865 года Районнная управа города Унгошть выдала ему подтверждение, что его фотографическое «дело» зарегистрировано в Кладно. Было ему в то время 25 лет. В 1867 году он попытался создать самостоятельное ателье в Пльзене — втором самом большом городе Чехии. Попытка не удалась, даже а печати того времени о нем нет ни одного сообщения, за исключением короткого сообщения о фотографировании памятника скульптору Вильдту, снимок которого «удался, несмотря на неблагоприятную погоду». Это сообщение доказывает, что в начале своей фотографической карьеры И. Й. Шехтл занимался и фотографированием вне стен ателье.
Во второй половине 60-х годов модная волна и конъюнктура фотографии слали и к следующему десятилетию остались лишь сильные ателье, владельцы которых, помимо собственных предпосылок, имели еще и общественные связи и экономическую базу. И. Й. Шехтл вскоре стал искать в Пльзене компаньона. Но в паре с Берг-манном ему не везло. Разочарованный Шехтл покинул город и стал кочевать с фотоаппаратом по маленьким городкам и деревням. Его работы визитного формата того времени подписаны «инж. Йоз. Шехтл из Праги». Наряду с портретами он делал виды некоторых южночешских и эа-падночешских городов. В этот трудный период в молодой семье появилась дочь Антония. Игнац Йозеф, стремясь обеспечить семью, попытался найти счастье на чужбине. В октябре 1871 года он приехал в Бухарест. После возвращения в Чехию попытался обосноваться в Непомуке, а потом в Прахатицах, где в марте 1874 года умерла его жена. Игнац Йозеф остался с четырехлетней дочкой. В Непомуке и Прахатицах он занимался также топографической фотографией, которая, как кажется, интересовала его больше, чем портретирование.
Его новой подругой жизни стала Катерина Штастна — сестра жены Кареле Немеца, сына Вожены Немцовой. Катер-жина Штастна несколько пет была у него экономкой. Свадьба означала для Игнаца Иозефа новую жизнь. Из Прахатиц он переехал в Табор, где окончательно обосновался. Было ему 36 лет. 30 мая 1876 года на ивштврской площади он открыл свою «фотографическую мастерскую», которая пользовалась успехом а такой мере, что первый таборский фотограф Александр «Лик (1824—1905), чтобы положить конец конкурентным трениям, попытался оба «дела» объединить. В; апреле 1878 года в таборской газете «Чешский юг» опубликовано объявление, сообщающее о совместной работе обоих ателье и о том, | что прибыль «будет делиться поровну». Неясно, как долго сотрудничали оба компаньона. Имя Йозефа Шехтла приобрело в Таборе вес.
В таборской переписи 1880 года впервые указан в качестве помощника в ателье Шехтла Ян Восечек, бывший первоначально разъездным торговым агентом. Его связи по всей Чехии и организаторские способности привели к тому, что около 1895 года он стал компаньоном. Ян Восечек был старый холостяк, его любила и уважала вся семья Шехтла, заменившая ему собственную. Его патриотизм оказал влияние и на Игнаца, который стал писать свое имя на чешский лад — Гинек Шехтл. Портретное ателье в Таборе преуспевало, однако Игнац Йозеф неустанно старался улучшить экономическое положение семьи. Он пустился в предпринимательскую деятельность, пробовал разные формы коммерции, но все его усилия ограничивал недостаток финансовых средств и нехватка счастья. Он открыл филиалы своего ателье, но только ателье в городе Пельгржимов перешило десятилетия. И. Й. Шехтл отличался предприимчивостью с романтическими склонностями и одновременно необыкновенной тщательностью в работе, он постоянно стремился получать все необходимые информации о новинках в области фотографии. В семье рассказывают, что за высококачественным объективом Даллмайера, который он не мог купить Чехии, Шехтл поехал в Лондон. Предприимчивость и любопытство привели его к опытам с «оживленными фотографиями» кинематографом, о чем подробно говорится в упомянутой статье Штабла. Игнац Йозеф был владельцем одного из старейших кинематографических аппаратов в Чехии, он был первым чехом, который пытался усовершенствовать его. Кинематорафический эпизод в жизни Шехтла так оценил в заключение своей статьи 3. Штабл: «Его действия открывают человека скорее с романтическими чертами характера, чем расчетливого коммерсанта-спекулянта. Поэтому результаты его предприимчивости с кинематографом приобрели в конечном итоге трагикомические черты».
После Игнаца Йозефа Шехтла сохранился богатый архив негативов, большая часть которого хранится в Районном архиве в Таборе. Позитивы разных форматов находятся в разных собраниях. Стеклянных коллодиевых пластинок сохранилось очень мало и только три датированы 1884 (формат 24 на 30 см). Самые старые кадры И. Й. Шехтла позднее часто перефотографировались, обычно на пластинки 13 на 18 см.
Анализ портретов, сделанных в ателье, показывает, как ателье постепенно улучшалось, оборудовалось инвентарем и нарисованными задниками. Очень хорошо было оборудовано новое ателье на На-дражни улице в 1908 году. Освещение корректировалось с помощью занавесов, укрепленных на потолке. Среди портретных работ документальную ценность имеет цикл фотографий национальных костюмов и портреты известных личностей, очень приятное впечатление производят некоторые режиссированные групповые сцены, в которых проскальзывает юмор. Исключительно интересен для нас автопортрет И. Й. Штехла, приготавливающего фотографические растворы и занимающего ретушированием. Это монтаж двух негативов, где воображаемый компаньон имеет богатые усы и бороду, отличающие его от Игнаца Йозефа, склонившегося над ретушированием. Сюдя по лицу, этот снимок возник еще в Пльзене.
Для фотографирования в пленэре, что было его хобби, Шехтл носил специально изготовленную корзину, в которой было все необходимое для создания и проявления мокрых коллодиевых пластинок и установки небольшой палатки в качестве фотолаборатории. Автопортрет Игнаца Йозефа с этой корзинкой тоже является ценным фотографическим документом. Позже корзину заменила тележка на двух колесах.
Старейшими снимками являются вид ворот города Прахатице, монастырь в Милев-ско, замок Блатна. Игнац Йозеф много фотографировал город Табор и его окрестности, а также всякие знаменательные события, которые там происходили. После начала нового века трудно определять авторство снимков, поскольку уже начал работать сын Йозеф, рожденный в 1877 году.
Циклы снимков с Выставки соотечественников в Таборе в 1902 году и строительства и торжественного начала работы Кржижиковой алектрической дороги от Табора до Бехине, делали, вероятно, оба фотографа — 25-летний Йозеф и 62-летний Игнац. В ателье делались и некоторые специальные работы, например, микрофотографии и копии цветов для Таборской высшей экономической школы.
Игнац Йозеф Шехтл изготовил самые старые фотографические изображения ряда памятников в Южной и Западной Чехии. Его настойчивостью и трудолюбием была создана почти полная фотографическая хроника Табора с начала деятельности его ателье. В портретной работе, которую можно было бы назвать «художественными этюдами», отличился сын Йозеф, которым руководил его отец. В ателье постоянно работал Ян Восечек в качестве компаньона. Изобразительная хроника этого ателье — это уже другая глава истории. Игнац Йозеф Шехтл умер в 1911 году.

ПАВЕЛ ШЕЙФЛЕР

 
Яндекс.Метрика