Институт художественной фотографии

Институт художественной фотографии

Институт художественной фотографии (ИХФ) Союза чешских фотографов (СЧФ). несмотря на «приливы и отливы» вот уже более пятнадцати лет своего существования привлекает внимание любителей и знатоков фотографии. И это уже подходящий срок для подведения итогов, для оценки прошедшего периода. Рецензируемая выставка, однако, взяла курс на современность. Организатор выставки и нынешний ведущий лектор ИХФ Владимир Биргус отобрал коллекцию фотографий, за уровень которой не постеснялась бы даже фотошкола с более высоким формальным статутом. (ИХФ — это форма самодеятельного обучения для членов Союза чешских фотографов,).
На выставке демонстрировались прежде всего те работы, которые заметно превышают средний уровень института (но и в тоже время находятся на более высоком уровне, чем обычная любительская фотография). Да это и не удивительно, ведь ряд выпускников обучался в Академии искусств, они работают в качестве фотографов-профессионалов или же связаны с творческой и художественной сферой. Выставочная коллекция представляет собой своеобразную «витрину ИХФ». что ни в коем случае не умаляет ее достоинства. Наоборот, выставка подтвердила исключительное значение личности в лекторском коллективе, а также важность его мировоззренческой ориентации. Кроме того, выставка со всей очевидностью свидетельствует о том. что выпускники ИХФ, зачастую выступающие в качестве членов жюри и лекторов, являются высококвалифицированным и теоретически подготовленным авангардом в борьбе за повышение качества чешской и словацкой фотографии. И в этой целенаправленной деятельности — без учета достижений на творческом поприще — заключается дальнейшее значение этой высшей формы самодеятельного образования фотографов.
Подборка более 150 фотографий, созданных преимущественно за последние пять лет, представляет собой прежде всего образцы творческих работ слушателей треь-его курса, на котором они под наблюдением преподавателя разрабатывают темы, которые сами избирают. В экспозиции были представлены и удачные работы слушателей первого и второго курсов.
Ориентация на фотографическую действительность и окончательный отказ от композиционных и тематических принципов, присущих фото работам салонного типа (и несмотря на безрезультатные протесты приверженцев старого стиля), представляет собой волну репортажного и документального восприятия. Выставка ИХФ вновь подтверждает, что не нужно опасаться модности документальной фотографии, так как ныне она представляет собой широкое, дифференцированное и хорошо закрепившееся направление: со всей убежденностью можно предположить, что инициатива в этой области (и благодаря ИХФ) опередила общественную потребность. Осторожная и внимательная ориентация недавних выпускников дала свои положительные результаты —- были созданы художественные работы, многие из которых демонстрировались на общегосударственных конкурсах и выставках, а также были опубликованы в печати.
На выставке доминируют работы одного из способнейших выпускников ИХФ последних лет Павла Шешулки, творчество которого было представлено в трех различных плоскостях. Одновременно с сериалом о работниках Диагностическиго института (по стилю эта подборка является как бы продолжением гуманистического репортажа сороковых и пятидесятых годов), который отличается смелостью избранной темы, были представлены и превосходные художественные фотографии. Его, вновь современные, натюрморты, как впрочем, и его экспрессивная тематическая серия фотографий «Горожане», привлекают внимание благодаря самобытности авторского почерка и совершенности формы. Павел Пеха в подборке свободных документальных фотографий и в области фоторепортажа достиг убедительных результатов. Фотографиям Радована Бочека, снятым им в Великобритании, хотя кое-чего и не хватает для того, чтобы приблизиться к явному эталону (Новотный. Биргус), но быстрый взгляд автора является гарантией его дальнейшего творческого роста. Циклы «Сад» и «Варнемюнде» Йозефа Гусака, которые мы знаем по выставкам и из печати, вероятно уже не нуждаются в комментарии: эти новаторские работы можно приравнять к направлению, которое мы начинаем называть субъективным документом. Другие авторы в своих работах неплохо справились с тематикой будней и праздничных дней (например. Иржи Куделка фотографировал Остраву, Петр Шимр — Либе-рец. Михал Бартош запечатлел автомотогонки за Большой приз в Брно). Станислав Ружичка и Ярослав Шинделка (из известного фотоклуба в городе Ждяр-на-Сазаве) в сериале «Велке Даржко» ограничились кратким и лаконичным документализмом. который в их восприятии превалирует (броские и колоритные типы отдыхающих) над стилизацией фотографического образа. На границе между документальной и художественной фотографией находятся абсурдные, неестественные, судорожные, но и в тоже время реально существующие, ситуации, которые обнаружил Вацлав Подестат.
В фотографии кое-где позабытое портретное творчество в подобии работ слушателей ИХФ создало неожиданные ценности: социологически направленные, но одновременно, однако, и весьма мягкие психологические портреты Алицы Марковой контрастировали на выставочных вытринах с портретами Яна Глозара, который запечатлел ряд современных типов (культурист, панк, фарцовщик и т. д.). Противопоставлением этим работам являются групповые портреты Людмилы Ку-биковой, которая слегка ироническим способом отображает экологическую моду большого города.
Цветной фотографии даже в ИХФ приходится нелегко. Единственную пробу в этой облаасти представляют собой подборки Ир-жи Цайски, которые вплотную подходят к работам Павла Мары.
Цивилизационные и минималистские мотивы доминировали в подборке художественных работ слушателей. Рудольф Юнг, Ду-шан Ланцигер, Збынек Иллек и Милан Бу-реш в рамках обучения создали фото произведения, которые по своему значению (с точки зрения требований к качеству любительской художественной фотографии) превышают уровень работ, созданных под наблюдением руководителя-специалиста. К числу снимков, вызвавших чрезвычайное впечатление, относился и цикл Иржи Марковского «Сплин». Не меньший интерес вызвали весьма успешные фрагментальные акты, выполненные техникой высокого тонирования, автором которых является Петр Калька, хотя именно эти работы я считаю несколько академически холодными. Экспозиция была дополнена витриной с образцами творчества постоянных преподавателей и лекторов института (Владимир Биргус, Милослав Сти-бор. Мирослав Билек, Милан Боровичка, Антонин Браны, Томаш Фассати. Мирослав Мышка, Войтех Сапара, Йозеф Валек. Мирослав Войтеховский и секретарь ИХФ Карел Каменик).
Данные работы убежают в том, что ИХФ. также благодаря изменениям в структуре обучения, превращается в подходящую форму образования для тех. кто интересуется фотографией, а также для тех. кому по различным причинам обучение в художественном учебном заведении недоступно. Одновременно они показывают необходимость и важность приемного отбора и личного контакта с лектором-наставником. Фотоработы из ИХФ, по моему мнению, можно было бы более широко использовать в виде методического материала для обучения фотографов в кружках и клубах.

ПЕТР КЛИМПЛ

 
Яндекс.Метрика