Фотограф Йонас Кальвелис

Фотограф Йонас Кальвелис

В мировой фотографии немного столь узко специализованных по своей теме фотографов, как Йонас Кальвелис. Он фотографирует практически только деревья и песчаные дюны, в течение многих лет расширяя два фотографических цикла, которые его давно уже поставили в первые ряды советских фотопейзажистов.
Йонас Кальвелис родился 11. мая 1925 года в литовской деревне Киконоси, среднюю школу закончил в гимназии города Купишкиш, год работал помощником лесника, а с 1946 года изучал радиотехнику в Каунасе, однако через два года прекратил занятия и только в 1958 году заочно закончил Каунасский аграрно-технический институт. Между тем был лесным техником, с 1954 года работал в проектном институте водного хозяйства в Каунасе, сначала топографом, а потом заведующим фотолабораторией.
Фотографировать начал в 1947 году, однако первые заслуживающие внимания успехи пришли почти двадцать лет спустя. В 1965 году принимал участие в выставке «Наша природа», организованной Комиссией по охране природы. Его пейзажные снимки привлекли такое внимание, что Каунасский фотоклуб предложил ему стать его членом. Так в 40 лет он оказался среди фотографов, большинство которых было на целое поколение моложе и имели гораздо больше фотографического опыта. Свой выкристаллизовавшийся стиль он нашел в самом конце 60-х годов, когда после довольно длительной творческой паузы, вызванной болезнью, снова вернулся к фотографированию, продолжив тему, запечатленную на нескольких старых фотографиях, и нанав последовательно создавать обширный цикл под названием «Лес».
Деревья относятся к старейшим и любимым мотивам в изобразительном искусстве, литературе и фотографии. Некоторые творцы были и остаются плененными многообразием их форм, многим они послужили импыльсом для размышлений о связи между человеком и природой и символом для выражения параллели с человеческой судьбой. Кальвелис запечатлевает деревья и лесные пейзажи, подчеркивая эстетическую сторону, создает фотографии, которые производят часто декоративное впечатление своими симметрично разложенными ветвями и листями, десятками белых березовых стволов, орнаментальными переплетениями корней или папортника. Часто использует специальные методы, прежде всего эффект Сабатье, с целью заглушения второстепенных элементов и подчеркивания графического характера снимков с эффектными контрастами черных и белых поверхностей. Кальвелис работает с большим количеством изобразительных элементов, которые ритмично расчленяет на квадратные композиции, показывая так природный порядок.
Не на всех фотографиях из цикла «Лес» он добивается столь же убедительных результатов. 3 случае, когда он слишком надеется на специальные техники, часто возникают лишь внешне эффектные формальные рисунки, которые хотя все еще пользуются успехом на любительских фото салонах, но уже стоят вне подлинно прогрессивного фотографического творчества. Кальвелис, однако, постепенно ограничил использование специальных фотографических процессов и в своих новейших фотографиях леса сосредоточился на поиски эмоционально действенных элементов прямо в природных мотивах и в изобразительной композиции их фотографического отображения, а не при дополнительном вмешательстве в снимок с помощью специальных фото процессов.
Но лучшим в творчестве Кальвелиса является, без сомнения, цикл «Дюны». Он не первый фотограф, открывший красоту песчаных образований этого характера. Эдвард Уэстон, Ансел Адаме и другие члены известной американской группы «Ф-64» уже перед второй мировой войной создали совершенные по форме и тональностям композиции с мотивами дюн калифорнийских пустынь. Песчаные дюны на литовском побережье до Кальвелиса фотографировал Аудриус Завадские и Вацловас Страукас. Но, кажется, ни один из фотографов не занимался этой темой столь долго и так последовательно.
Йонас Кальвелас ездит фотографировать дюны в Неринзе с 1973 года. Его завораживает изменчивость их форм, монументальность и покой. Критик Валентин Михалкович точно отметил при оценке литовской фотографии в Московском институте искусствоведения в сентябре 1979 года, что Кальвелис на своих фотографиях не запечатлевает песок, а какую-то неукротимую праматерию, плазму, земную ткань. Его фотографии действительно стоят как бы вне конкретного времени и пространства. На них присутствуют пустынные воображаемые места, где единственными признаками жизни являются лишь мелкие кустики травы, часто почти исчезает горизонт, а земля почти незаметно переходит в небо. Некоторые фотографии невольно припоминают цикл «Сотворение мира», созданный в 1905—1906 годах литовским фотографом Микалоюсом Чиурлионисом — одним из пионеров абстрактной живописи. Кальвелис, однако, в отличие от произведений этого мастера, изображает подлинно существующую реальность.
В своих снимках он часто сводит песчаные дюны к основным линиям и тонам, изолирует художественно наиболее действенные формы, в некоторых деталях подавляет простор и реальные масштабы, приходя так к чистым эстетическим формам, в которых, однако, остается достаточно места для полета фантазии. Известные мотивы он показывает новыми и неожиданными, открывает в них незнакомые аспекты. Этому содействует и совершенная техника, подчеркивающая максимально резку передачу структур и богатую тональную шкалу с тонкими оттенками серого цвета.
Фотографии Кальвелиса из цикла «Дюны» являются не только исключительно оригинальным изобразительным жанром, но и новаторским анализом мира природы, воспеванием ее великолепия, для более восприимчивых зрителей — вдохновляющим импульсом для глубоких онтологических размышлений.

ВЛАДИМИР БИРГУС

 
Яндекс.Метрика