Фотограф Бараускас

Фотограф Бараускас

Иллюстрированные издания о городах пользуются большим спросом, это хороший подарок и сувенир. К сожалению, эти книги редко превышают обычный стандарт, потому что в большинстве случаев ах создатели удовлетворяются общей и довольно шаблонной характеристикой средствами изображения. Поэтому любая попытка преодолеть эти сложившиеся редакционные, издательские и авторские нормы является приятным сюрпризом. Последнее относится и к работе двух «двух видных. литовских фотографов, знакомящих читателей со столицей республики Вильнюсом, одним из центров бурной фотографической деятельности. Оба автора — фотокорреспондент АПН Маркус Баранаускас и моложе его по возрасту фотограф журнала «Швытурио» Лиудвикас Рунскас — благодаря журналистскому образованию приступают к выполнению своей задачи как репортеры, умеющие безошибочно передать атмосферу и оригинальную неповторимость города и его людей. Одинаковый стиль позволяет редактору поместить их работы на страницах одной книги, в которой, естественно, собраны снимки различных жанров. Создается впечатление, что мастер свободной фотографии Баранаускас больше связывает себя тематической задачей, чем Руискас. Оба, однако, с успехом справляются с жанровым характером в показе деталей, что позволяет им проявить юмор и остроумие, и не менее удачно снимают оригинально увиденные памятники архитектуры. Жаль, что редакторы книги не ограничили столь многообразный и изнуряющий обширный рассказ о богатом, кипящем жизнью городе, в котором культурное наследие прошлого тесно переплетается с социалистической современностью; это позволило бы им строже отбирать снимки и найти более удачное и с художественной точки зрения более оригинальное решение всей книги. Почти 200 снимков для такой книги — слишком много. Это вносит в нее раздробленность. Иржя Шкох: »Высокоидейная художественная фотография как одно из средств культурно-воспитательной работы)» (Прага, 1973).
В этой рубрике нечасто можно прочесть что-нибудь о дипломных работах студентов, остающихся, как правило, достоянием института. Но по правде говоря, среди дипломных работ немного найдется таких, предметом исследования которых является фотография; исключением являются заключительные теоретические работы выпускников фотографической кафедры ФАМУ, тоже, кстати говоря, заслуживающие внимания. Ответ на вопрос, почему автор решил заняться этой областью, прост. Шкох по профессии фотограф. Несколько лет назад он окончил фотографическое отделение пражского графического училища; с тех пор у него было несколько самостоятельных выставок.
Свою дипломную работу на философском факультете Карлового университета по кафедре социологии и культурного воспитания автор посвятил вопросам использования художественной фотографии в эстетическом воспитании, значение которого в современном мире, все сильнее ощущающем на себе результаты развития цивилизации и техники, не подлежит сомнению. Он поставил перед собой задачу определить, какое место занимает фотография в воспитании человека вообще и какова в этом роль именно художественной фотографии.
Неясности во многих теоретических, зачастую и кардинальных теоретических вопросах фотографии заставили Шкоха вновь сформулировать или хотя бы критически проверить исходные понятия, на которых основывается его работа: в первую очередь» взаимосвязь фотографии и искусства, а также идейную роль фотографии, выражающей гражданские позиции фотографа. В полемической литературе и в существовавшей до сих пор практике к фотографии применялись будь то критерии теории средств информации, или критерии теории искусства. Шкоху удалось найти синтезирующее решение, с одной стороны, представляющее фотографии более широкое поле деятельности, чем это позволила бы ей основательнее и точнее разработанная, хоть логически слишком строгая и рациональная теория информации в фотографии, а с другой стороны, дающее для часто неточных критериев теории искусства крепкую рамку и форму. Шкох считает, что фотография — это специфическое средство информации, которое может стать художественным изобразительным средством в том случае, если возникнет как результат целенаправленного творческого процесса.
Для своей работы автору пришлось уяснить и понимание идейного творчества. Частое употребление этого слова способствует расплывчатости понятия. В зависимости от отношения к изображаемой действительности Шкох разделяет идейную фотографию на социально-критическую и апологетическую. Нейтральной областью между этими двумя видами он считает фотографию социально-документальную, характерным признаком которой является ее беспристрастная описательность, в то время, как идейную фотографию он считает лишь высшей ступенью фотографии социально-критической или социально-апологетической.
Этот разбор, занявший более половины дипломной работы, позволил Шкоху подойти к ядру проблемы, а именно, к эмпирическому использованию некоторых основных вопросов, выплывающих из его рассуждений, и к их окончательной оценке. Он собрал богатый и интересный материаль с частью которого уже ознакомил читателей в «Ф-73/3». Стоит остановиться еще над заключительным ответом на ключевой вопрос всей работы. «Фотография действительно может стать идеальным средством эстетическоговоспитания, — утверждает Шкох, — при условии, что будет сохранен контакт с художественными ценностями и вне области фотографии.» Этим он еще раз подтверждает целостность культурного воздействия и взаимосвязь всех его частей. Далибор Кусак — Властнмнл Пантучек «Брно и его окрестности» («Пресс-фото», Прага, 1972) .
В последние годы в нашей республике неуклонно растет популярность небольших монотематических региональных изданий, не только зазывающих туристов, но и выполняющих роль путеводителя и сувенира одновременно. Это подтверждает и количество книг, изданных в прошлом году издательствами «Орбис» и «Прессфото». Одной из них является книжка о Брно.
После короткого, иногда даже чересчур поверхностного знакомства с историческим и культурно-политическим развитием города следуют 77 цветных фотографий Д. Кусака, по которым читатель постепенно знакомится с историческим центром города и современной архитектурой, узнает празднично украшенные улицы Брно в период ярмарки и облик города в будничные рабочие дни. Однако фотографа не интересует только архитектура» он умеет с тем же мастерством запечатлеть и полузабытые уголки или передать ритм жизни города. Традиционные фотосюжеты, кадры, которые благодаря неизменности наших видовых открыток превратились в сознании широкой общественности почти в символы, автор хочет увидеть в новом ракурсе. В большинстве случаев это ему удается.
С точки зрения фотографии наиболее ценны те снимки, ради которых автор покинул узкие улочки города и отправился а его окрестности. Архитектура замков и богатство их интерьеров дали ему возможность поиграть с цветом.

 
Яндекс.Метрика