Фотограф Гагик Арутюнян

Моменты вечности в фотографиях Гагика Арутюняна.

Может быть, вы еще помните статью «Армянские путешествия», напечатанную в «Ревю фотография» год тому назад. Помимо фотографирования в Армянской ССР, мы, естественно, тогда стали интересоваться и тамошней фотографией. Во время первого пребывания в Ереване нам это не удалось, но по возвращении в ежемесячнике «Чехословацкая фотография» номер 5 за 1982 год мы увидели небольшое сообщение о будапештской выставке советского фотографа Гагика Арутюняна. Потом мы стали встречать это имя под фотографиями в армянских журналах «Советакан Гаястан» («Советская Армения»), «Гаястан Айзор» («Армения сегодня»), в литературно-художественном ежемесячнике ЦК КСМ Армении и Союза писателей Армении «Гарун». Творчество Г. Арутюняна заметил и журнал «Советское фото», где о нем писал в 6-м номере за 1984 год Анри Вартанов. В журнале «Гарун» (7-й номер за 1985 год) Юри Гаковьян напечатал статью «Лирический объектив», посвященную творчеству фотографа, который бесспорно относится к лучшим в Армении.
Путь Арутюняна в фотографию не был прямым. С фотоапаратом он познакомился, будучи студентом техникума. Фотографирование настолько захватило его, что дело дошло до открытого конфликта между фотографией и полученной профессией, который под давлением родственников привел к ликвидации всего, что было связано с этим видом деятельности, включая и архив с негативами. Поэтому его друзьн позднее удивлялись, почему самые старые работы Гагика относятся к периоду его фоторепортерской работы в республиканской газете «Комсомолец». К счастью, влечение к фотографии у него не прошло, и в начале 70-х годов он становится фотографом одного научно-исследовательского института, позже руководит фотокружком при Доме пионеров, но по-настоящему профессиональная дорога начинается в 1972 году, когда Арутюнян стал сотрудником упомянутой газеты «Комсомолец». Через два года он становится фотографом Армянского общества дружбы и культурных связей с заграницей (АОКС), где работает главным образом для журнала «Гаястан айсор» («Армения сегодня»). Позднее Арутюнян начал сотрудничать и с месячником «Гарун», а в рамках работы в АОКСе организовывать свои выставки, сначала в Ереване и в Москве, а потом и заграницей — в Австрии, Люксембурге, Гвинее, Сенегале, Венгрии. В 1984 году иллюстрировал поэтический сборник Вагана Девтяна «Луйс аравоти» («Утренний свет»).
Арутюнян отвергает поверхностные эффекты. Язык его фотографий исходит из традиций. Он — национальный фотограф. На его фотографиях — та Армения, которая не часто вдохновляет художников: камни, скалы, земля, сожженная солнцем. Но зритель видит картины, полные поэтических размышлений. Фотограф документирует жизнь со всех сторон, но жизнь, которая течет спокойно, ровно и умиротворенно. Он отмечает те моменты, которые ясно несут знаки вечности, поэтому с удовольствием фотографирует стариков и старушек, людей, занимающихся повседневным трудом, старается вырвать человека из вечной спешки, поймать его в минуты размышления.
Тематической диапазон работ Арутюняна исключительно широк. Достаточно перечислить его циклы «Деревня», «Весна», «Лаваш», «Молодость», «Гончары». Сам он говорит: «Я не против того, чтобы иметь собственную тему, но мне кажется неинтересным постоянное обращение к одному и тому же, не вижу смысла в самоограничении. Человек должен пробовать все, фотографировать не только горы, но и море, и поле ...»
Гагик Арутюнян имеет возможность путешествовать в интересные страны, но его никогда не соблазнила экзотика. Как и дома, он там наблюдает людей, их лица, ищет в них знакомые черты — то, что людей объединяет. В этом его собственная тема. Возможно, вам кажется несущественным говорить о вещах, являющихся для нас почти обычными. Но следует понять положение в армянской фотографической жизни: ведь в миллионном Ереване серьезно занимается фотографией лишь около 30 фотографов — любителей и профессионалов.
В Армении, как и во всем Советском Союзе, фотографы организованы в фотосекции Союза журналистов. Так сложилось в историческом развитии советской фотографии, что главное место там всегда занимала журналистская фотография, которая своими средствами выражения стремилась как можно точнее отражать развитие советского общества, как можно активнее содействовать ему. Однако в последнее время становится все более очевидной необходимость в качественных фотографиях чисто художественного характера.
Сегодня секция объединяет практически всех профессиональных фотографов республики, независимо от того, являются ли они членами Союза журналистов, или нет. Не закрыта она и для талантливых, по-настоящему воодушевленных любителей.
Первоначально восьмичленный клуб фотолюбителей в настоящее время насчитывает 25 человек, которые могут совершенно равноправно соперничать со своими профессиональными коллегами. За недолгое время его существования четыре члена уже оставили свои профессии и стали фотографами республиканских журналов, один — фотокорреспондентом АПН.
Тот факт, что между любителем и профессионалом может быть лишь терминологическая разница, доказывает и ряд совместных мероприятий. Ежегодно организуется выставка ко Дню печати и смотр работ фотографов столицы под названием «Ереван — Ереванцы».
Здесь следует отметить специфические условия Армянской ССР — трехмиллионной горной республики с более чем миллионной столицей, где фотографам не угрожает конкуренция московских коллег. Когда мы встретились с некоторыми из них, то начали понимать, что здесь необходимо смотреть на фотографию с иной точки зрения. Они живут и развиваются почти без прямого контакта с европейской фотографической жизнью, что для нас является совершенно естественным, а иногда даже решающим. Они же богаче нас в силу завидной близости природы, истории, человека. И, кажется, это чувствуется в фотографиях Гагика Арутюняна.

ЯНА И ЛЮБОМИР СТИБУРКОВЫ

 
Яндекс.Метрика