Начало фотографии в Кошице

Начало фотографии в Кошице

Впервые общественность Словакии встретилась с открытием Луи Жака Манде Дагера посредством печати и иностранных путешествовавших дагеротипистов, которые свои портреты изготовляли под открытым небом или в переносных палатках, а иногда в больших деревянных студиях.
Так было и в городе Кошице. На основе сохранившихся и обнаруженных данных в 1843 году там работал венский скульптор и живописец Вильгельм Берг. В объявлении о его пребывании сообщалось, что академический скульптор и живописец из Вены обращает внимание дворянства и уважаемой публики на то, что он располагает ««новейшим дагеротипным аппаратом для создания портретов». В своих путешествиях он доехал до Кошице и Пре-шова, где собирался провести какое-то время. Известно, что там он пробыл 8 дней. Художник сам хвалил свое фотографическое искусство. Его дагеротипы совершенны. Отдельных людей и целые группы он располагал так, чтобы получалась приятная картинка. В объявлении также указывалось, что изготовление портретов проводится при любой погоде, за исключением дождливой. Цена одного портрета на французской серебряной пластинке в рамке составляла 6 золотых, снимки меньшего формата — 7, большего — 9 золотых, а специальные портреты с цветной вуалью — 12 золотых. Портрети-рование проводилось с 8 часов утра до 18 часов, в полдень был получасовой перерыв.
Вывеска, относящаяся приблизительно к тому же периоду, сообщает, что в городе проходила 1-я выставка большой панорамы Д. М. Хортца из Германии, на которой были представлены дагеротипы Парижа и его окрестностей. Помещение выставки освещалось 200 керосиновыми лампами. В 50-е годы XIX века именно в Кошице, наряду с Братиславой, все больше энтузиастов среди живописцев, химиков, аптекарей начинает заниматься фотографией. В конце 40-х годов здесь окончательно обосновывается после многолетнего обучения за границей уроженец Кошице Имрих Эмануэл Рот. Он родился в 1814 году и умер в родном городе в 1885 году. Художественная общественность знала уже в 30-е годы по его живописным работам. Он работал в Вене, Мюнхене, Дюссельдорфе, побывал в Париже, Александрии, Константинополе.. В 1843 году работал в Будапеште. Для этого периода характерно его портретное творчество. Спустя год он представился кошицкой публике: создавал свои произведения и давал частные уроки живописи и рисования. Его учениками были художник Леопольд Горо-витц и доктор Й. Москових, который отказался впоследствии от живописи ради изучения медицины. Однако И. Э. Рота все больше привлекало новое открытие — фотография, с которой он познакомился во время своих заграничных поездок. Вероятно, тогда же он купил там и свою первую дагеротипную камеру.
В начале 50-х годов он оборудовал фотостудию на нынешней улице Ленина. Первые сообщения в печати о ее работе относятся к 1855 году. Это было первое постоянное фотоателье в Кошице и вообще на территории Восточной Словакии. Пока неизвестно, были ли у Рота другие фотостудии. Хотя фотографировать Рот начал уже в конце 40-х годов, «дело», по имеющимся данным, было зарегистрировано только в 1864 году. В 1887 году студия выла передана Р. Эдеру. Некоторые источники сообщают, что фотографией И. Э. Рот занимался до 1872 года. В своей работе он удачно сочетал художественный вкус живописце с технической сноровкой фото-графа.' Его раскрашенные портретные фотографии, вставленные в резные золоченые рамки, создают впечатление живописных портретов того времени. Дагеротипное творчество представлено двумя портретами, относящимися к 1848—1849 годен. Это дагеротип Фридриха Йозефа Да-ниэла, торговца железом, и его жены Каролины Фридриховой, урожденной Янта-роаой. И. Э. Рот использовал известную технику цвета — хромо фотографию. Сохранился портрет полковника Яна Корпо-най, участника национально-освободительной борьбы 1848—1849 годов, ставшего позднее архивариусом Абовской жупы. В фотоателье Рота почти за 20 лет его деятельности возникли сотни портретов формата Визитной карточки и кабинетного формата. Среди множества безымянных или еще не идентифицированных мужчин, женщин и детей есть и такие известные имена, как Войтех и Флориан Климкович — основатели Музейного общества в городе КоШице (1872 г.), Юрай Ревес — художник, работавший в Будапеште и Кошице, Л. Штейнгауэ — один из рисовальщиков, работавший над реставрацией Кошицкого собора в 1896 году, очень ценные автопортреты И. Э. Рота в его живописной мастерской и как фотографа в экстерьере. Любопытны снимки цыган, о которых печать в то время писала в шутку, что произошло переселение народов — кошицкие цыгане переселились из Чермельской долины в витрину фотоателье И. Э. Рота (в 1856 году).
Рот остался верным своей страсти к путешествиям. Со своей камерой он бродил по городу, побывал в Бардейовё и его окрестностях. Так возникло несколько десятков редких фотографий, на которых запечатлены виды обоих городов в 50 - 60-е годы прошлого века. Интересны и фотографии его ателье.
О том, что И. Э. Рот был не просто ремесленником, но тонким художником, свидетельствует его живописное творчество и участие в 1-й Верхневенгерской сельскохозяйственной и промышленной выставке в Кошице, состоявшейся в 1867 году. В том же году он принимал участие в качестве фотографа в междунеродной выставке фотографии в Брюсселе. Лейпцигский фотографический журнал номер 4 положительно отозвался о его фотографиях, которые там выставлялись.
Своеобрезным обзором всего фотографического Творчества И. Э. Рота является альбом, вероятно собранный самим автором, в котором наклеено 4 312 фотографий (1 силуэт, 52 пейзажа, более 4 000 портретов формата визитной карточки и около 100 кабинетных портретов).
Благодари нескольким коллекционерам, проживающим в Кошице, удалось часть творчества этого фотографа сохранить для будущих поколений в Восточносло-вацком музее. В настоящее время в собрании исторической и художественной фотографии музея находится 4 500 фотографических рабЪт И. Э. Рота: ценные раскрашейные портретные дагеротипы супругов Даниэл, хроматография Я. Корпоная, раскрашенные и вставленные в рамки портреты женщин, визитки на твердом картоне, виды Кошице и Бардейова и уже упомянутое большое количество позитивов, наклеенных в альбоме.
Творчество И. Э. Рота можно разделить на портретное и пейзажное. Он использовал разную технику, относящуюся к 50—60 годам XIX века, что отвечало его взгляду на действительность с точки зрения художника-фотографа. Многие фотографии отражают определенную шаблонность в подходе к объекту съемки и рутину в обработке, но с некоторых ранних работ на нас дышит очарование старинной фотографии. Фотография Рота, как и хорошая картина, оказывает на зрителя сильное эмоциональное действие. Но и он не составлял исключения и поддавался требованиям портретируемых, желавших использования все большего количества реквизитов. Первые снимки, относящиеся к началу его творчества, отличаются простотой позы портретированного лица и спокойным фоном. Позднее начинает использоваться декорация интерьера — стол, стул, ваза, цветы, драпировки, пейзажный фон, колонна и т. д. Раскрашивание, которое было призвано заменить совершенство живописного портрета, в некоторых случаях проведено очень тонко, подчеркивает личность, одежду, ювелирные изделия. В других случаях вмешательство очень грубо, как если бы раскрашивание производил кто-то другой» Эти | фотографии теряют свою художественную ценность и имеют для нас значение только как документальный материал. На основе богатого портретного творчества можно проследить еще один важный момент — одежду жителей городе Кошице в 50—60-х годах прошлого века. Пейзажные фотографии являются весьма важный историческим документом, отражающим развитие города, его жизнь.
Художественно-исторический отдел Во-сточнословацкого музея городе Кошице организовал в 1983 году выставку творчества И. Э. Рота под названием «И. Э. Рот — кошицкий живописец и фотограф». Живописное творчество было представлено 3 портретами и S этюдами, фотографическое — портретной фотографией, видами Кошице и Бардейова, двумя ценными дагеротипами и альбомом. Были выставлены также фоторепродукции оборотной стороны портретов формата визитной карточки с различными фирменными знаками фотоателье.
Фотографии И. Э. Роте были использованы на трех других выставках Восточносло-вацкого музея города Кошице: в 1885 году — не выставке под названием «Восточная Словакия объективом фотографов», в 1986 году — на выставке «От миниатюры к фотографии» и в 1987 году — на выставке «Кошице на старинных фотографиях». Эти выставки, а также различные заметки в печати способствовали тому, что общественность познакомилась с творчеством автора, внесшего значительный вклад в историю фотографии в Словакии. В заключение можно констатировать тот факт, что И. Э. Рот был первым и, по всей вероятности, единственным местным дагеротипистом в Кошице, хотя фотографов во второй половине 50-х годов и в 60-е годы было довольно много. Его творчество является ценным вкладом не только в историю и развитие словацкой фотографии, но и художественным и историческим наследием для будущих поколений. Созданная им галерея известных личностей, посетивших его фотоателье, отражает и общественные отношения 50—60-х годов XIX века в Кошице.
В настоящее время в нашем музее продолжается изучение фотографического творчества И. Э. Рота, постоянно пополняется фотографическая коллекция. Можно надеяться, что в недалеком будущем И. Э. Рот и его художественно-фотографическое наследие будут представлены общественности в монографии.

КРИСТИНА РЫБАРОВА

 
Яндекс.Метрика