Фотографии Милоша Коречека

Фотографии Милоша Коречека

Как-то - прочитал статью, разграничивающую фотографию от традиционного изобразительного искусства тем, что фотограф связан непосредственно материей образа, а потому она не западает в рамки смыслового эксперимента, ибо речь идет о действии, происходящем а макроструктуре. Существует, однако, «втор, которого нельзя подвести под анализ данной статьи и который, я хотите, представляет собой исключение, подтверждающее правило. Таким автором является Милош Коречек.
Он родился в 1 мая » Простейове в учительской семье с музыкальными традициями. После получения аттестата зрелости окончил факультет математики а начертательной геометрии вряенского университета, затем работал преподавателем а средней школе. Впервые выставил свеж работы а сорокалетнем возрасте с брненской авангардной группой «Ра» (вместо с Внлемом Рейхманом, Йозефом Истлером, Богданом Лапиной и другими). Потом на двадцать три года прекратил творческую деятельность. Его произведения, подобно творчеству некоторых других видных представителей чешской фотографин (Рейхмаиа, Вобецки), формировались в иоде двух довольно отдаленных друг от друга по временя этапов.
С. 1071 года Мнлош Коречек вновь усиленно развивает свой интерес и экспериментальному фотографическому творчеству — фока л к у. Термин «фокалк», употребленный в ранние послевоенные годы, но всей вероятности, впервые самим Коречеком, стал постепенно народным, а описание этой технологии попало в несколько искаженном виде почти во все руководства по специальным видам фототехники. С этимологической точки автор образовал данный термин от декалка — творческой техники, напоминающей монотипы, изобретенные в тридцатые годы художником Оскаром Домингезом и использованные у нас в иллюстрациях к книге Витезслава Незвала «Абсолютный могильщик», изданной в 1937 году. Мнлош Коречек применяет а своем творчестве общеизвестные эксперименты, основанные на том, что эмульсия фотографической пластинки нод термическим влиянием изменяет коренным образом свои свойства и создает новую структуру, не зависящую от конкретного иконографического материала (Мой гербарии, Цветы). На фокалках Корсчска наряду с причудливой флорой смешанных можно найти и менее витиеватую фауну в виде биоморфных «эзоповских» пузырей, наделенный названиями а дадаистическом духе. Но упорядочение в циклы у Коречека мало-стабильное н преимущественно специфическое о там, чтобы можно было легко ориентироваться среди десятков фотографий) следует, однако, осознать, что каждый фокалк — ото прежде всего солитер.
Своеобразным свойством лирических абстрактных фокалков является определенная относительность масштаба, характерная в первую очередь для циклов Древние пейзажи и Фантомазня. Такое же впечатление могут производить так представления макромира и космологических или геоморфологических действий кипения, смешивания и складкообразования магмы или взрыва сверхновых звезд, таи и сумикроскопические действия — например, формирование и движение клеточных структур, течение частиц, процессы роста, созревания и гибели. Это свойство фокалков едва ли можно назвать недостатком, так как над легкопонимаемой символикой а отав образах полностью преобладает проблематика изобразительные решения.
Рассматривая различия между творчеством сороковых годов я современного периода, бросается а глаза как количественный, так и качественный сдвиг. Обнаруживается иллюзорное пространство, типичное даже дня самых последних работ, обогащаются возможности выражения. Кроме того, обогащение технологий гравированием и царапаньем эмульсий, возникающих иногда целенаправленно, а порой в результате неосторожного обращения с негативом, придает динамизм фокалку.
Иконография фокалков Коречека неимоверно богата, а возможности имажинистского творчества кажутся почтя неисчерпаемыми. Несмотря на присутствие несколько отдаленной от реальности символики, отдельные фокалки имеют парадоксальные свойства, образам реального мира. Например, цикл Доброе дерево напоминает серят фотографий Мартина Мартничека «Неизведанный мир». Целый ряд снимков настолько похож на макрофотографии Рейхмаиа, что зрители путали их на совместной выставке. Моего Manama Коречека точно определено в чешской фотографии, ибо кроме своеобразных солитеров у него нет конкурентов в тщательном эспериментнровании в творчестве абстрактной фотография со значительным лирическим «вредом. Расширение концепции сюрреалистической фотографин Милошем Коречеком, как я считаю, тоже имеет свои пределы. Тем на менее совершенно очевидно» что его фокалки черпают живительную влагу из тех же источников, что и Шимовой» Штирского, Тойена, подчас они близки иллюзорным пейзажам Ива Танги. Вопреки кажущейся простоте я легкости формы, производящей подчас впечатление случайно подобранных элементов, создание фокалков — ото творчество» при котором автор скрупулезно взвешивает предоставленные ему негативом возможности, я лишь нахождение подходящих прорезов» а также соответствующая ориентация завершают творческий процесс.
Фокалки Милоша Коречека представляют собой крайний предел фотографического творчества» использующего эмульсию в ее материальной сущности и подвижности. При этом результат подобных творческих усилий строятся на образах, непосредственно ассоциирующих фантасмагорическую флору я фауну, архитипических образах Тотемов» на обычных явлениях роста» изменений и вымирания, геоморфологических или космологических явлениях общего характера»
Восприятие фокалков отличается также интересным психологическим аспектом! они могут вызывать ассоциация близкие н далекие» простые и сложные» так как подобно цветным пятнам таблицы теста Роршаха» используемой психологами, фокалки «ничего» не означают» являются проекционным пространством» где может отражаться только то, что хранятся в глубине души зрителя.

ПЕТР КЛИМПЛ

 
Яндекс.Метрика