Галерея Ф

О работе галереи Ф в городе Банска Быстрица уже сообщалось в четвертом номере РФ за 1983 год. За несколько лет своего существования она получила известность. я двух собственных залах, а также в других валах и различных культурных учреждениях города она представляв около трах десятков выставок в год, создала собственное собранна фотографий, специальную библиотеку с двумя тысячами тонов и обширный фонд, насчитывающий почти семь тысяч диапозитивных репродукций произведений ведущих мировых и чехословацких фотографов, провела насколько специальных семинаров и симпозиумов, издала теоретические сборники, принимала участие в издании бюллетеня «Галерея».
Галерея Ф а настоящее время ежегодно подготавливает 3—4 более обширные выставки. В прошлом году это был обзор «Личности чехословацкой социально-документальной фотографии 1940—1980 гг.», которая потом была перевезена в галерею Старой ратуши в Брно. Заведующий галереей Томаш Фассати и Йозеф Моуха составили выставочную коллекцию и большого собрания лучших представителей старшего и среднего поколения нашей документальной фотографии. Выставка, например, давала возможность сравнить цикл Тмея из лагеря принудительных работ в Бреслау в годы 2-й мировой войны, впечатляющие документы из разрушенных войной Берлина, Варшавы, Будапешта и других европейских городов, сделанные Йиндржихом Марцом, фотографии Мартин-чека, отражающие тяжелую жизнь литовских крестьян, «моментки» Новотного и Каллая, сделанные во время поездок за границу, социологически ориентированные документы Маркеты Лускачовой, Павла Штехи, Иво Гиля, Яна Речо и разные модификации субъективно поданных свидетельств Виктора Коларжа, Богдана Го-ломичека, Йиндржиха Штрейта, Душана Палки. Участие в выставке было лимитировано годом рождения авторов — до 1950-го, поэтому на ней не были представлены образцы творчества более молодых документалистов, которые бы во многих случаях обогатили экспозицию авторефлексивными фотодокументами.
Другая экспозиция Галереи Ф под названием «Меньше» была посвящена представителям разных течений минималистичес-кой фотографии. В ней приняли участие Ян Свобода, Душан Сливка, Мирослав Махотка, Ярослав Бенеш, Ян Раунер. Эта выставка была также показана в Галерее 4 в городе Хэб. Третья из прошлогодних экспозиций Галереи Ф под названием «Серьезно» показала образцы юмора и преувеличения в фотографическом творчестве, а четвертая выставка занималась отношением фотографа к природным формам и быпа следующей частью цикла «Тенденции современной словацкой фотографии». Недавно Галерея Ф издала третий номер бюллетеня «Галерея», в котором были помещены интересные материалы: «Заметки о фотографии и книжной культуре» Антонина Дуфека, работа Йоэефа Моухи о современных тенденциях в документальной Фотографии, беседа редактора бюллетеня томаша Фассати с работником Музея современного искусства в Нью-Йорке.
В прошлом году а 18-й раз состоялся Метдународный фестиваль фотографии в Арль, получающий дотацию в несколько миллионов франков от французского министерства культуры, городского управления города Арль, фирмы «Кодак» и многих других учреждений и организаций. Много лет существовавшее официальное название «Международная встреча фотографии» было изменено на «Арль — город фотографов». В соответствии с концепцией молодого художественного директора фестиваля Франсуа Эбеля весь этот провансальский город превратился на два летних месяца в огромную фото галерею. Фотографии выставлялись даже на мосте через автостраду.
Среди трех десятков выставок привлекла внимание коллекция иронических цветных групповых портретов членов различных английских обществ и объединений, созданных американским портретистом Нилом Славиным, метафизически действующих стилизованных портретов лондонских промышленников, политиков, печатных магнатов и роковых музыкантов английского фотографа Брайана Гриффи-на, гуманистические документы бельгийского фоторепортера Джона Винка из африканских стран, страдающих от катастрофической засухи, первая французская ретроспективная выставка известного итальянского фото журналиста Джанни Бе-ренго Гардино, смотр работ лауреатов Европейского фотографического приза фирмы «Кодак», выставка французской авангардной фотографии 1919—1939 годов, образцы фотографий западногерманской ежедневной газеты «Франкфуртер Аллгемайне Цайтунг», персональная выставка французского субъективного документалиста Бернара Плоссю и обзор частных фотографических галерей Европы и США. Студенты Национальной школы фотографии в Арль показали свое творчество, в котором преобладала веристичес-кая тенденция так наз. топографической фотографии. Выставка находилась в их собственной галерее «Арена». Прошлогодний фестиваль уделил значительное внимание фотографии ГДР — Рудольф Шафер и Томас Флоршютц выставляли свои портреты, а фоторепортеры Эвелина Рихтер и Арно Фишер — свое творчество в аудиовизуальных программах, показанных в Античном театре на экране в 130 кв. метров. Другие программы для многотысячной публики показали агентство «Рафо», для которого работали Робер Дуано, Эдуар Буба и другие известные фоторепортеры, проектировались модные и рекламные фотографии Доминик Иссерманн, потрясающие кадры из жизни черного населения Южно-Африканской Республики Давида Тёрнлея, ретроспектива известного японского фотографа Сойе Уэда. Во время фестиваля прошло 38 учебных семинаров, среди руководителей которых было несколько всемирно известных фотографов и теоретиков (Нил Славин, Бернар Фокон, Алэн Дебернь).
«Фабрин-Фото-Форум» в Гамбурге — специализированная фотогалерея в кок плексе культурно-общественного центре «Фабрик» в рабочем квартале Алтона. Этот центр был открыт в июне 1971 годе в помещении закрытой фабрики силам» небольшой группы художников, архитектс ров и педагогов. Сегодня в нем работав' около 70 человек. Фабричный цех ста любимым местом проведения джазовых и роковых концертов, фестивалей новой музыки, представлений пантомимы и крупных политических митингов. Там работают разные детские и молодежные кружки, посетители имеют возможность почитать газеты или встретится с друзьями в популярном бистро.
Заведующий «Фабрик-Фото-Форум» Денис Брудна ведет фотокружок, организует фотосеминары, заботится о пропаганде деятельности центра, составляет программы фотографических выставок в зале «Мультимедиа Раум». Эта галерея помещается в непосредственной близости большого зала, поэтому на каждую выставку приходит не только специализированная публика, но и тысячи посетителей концертов, театральных представлений и других мероприятий. Денис Брудна дает в своей галерее достаточно места и молодым талантливым авторам. Так, здесь впервые представились широкой публике молодые фотографы ФРГ и других стран. Регулярно выставляются работы, получившие премии на международном конкурсе «Флэш Apr», связанные с различным использованием электронной вспышки. Галерея «Фабрик-Фото-Форум» организовала международный смотр творчества фотографирующих женщин, состоявший из двух частей, и выставила лучшие работы с международного конкурса фирмы «Пола-роид». Денис Брудна весьма интересуется чехословацкой фотографией, поэтому часто включает в выставочные программы экспозиции наших авторов. Так, посетители «Фабрик-Фото-Форума» имели возможность познакомиться с творчеством Тараса Кушчинского, Петра Фастера, Йиндржи-ха Платенки. В конце 1986 года состоялся в галерее смотр работ молодых чехословацких фотографов —студентов ФАМУ и выпускников Института художественной словацких фотографов — студентов и выпускников ФАМУ и Института художественной фотографии, среди которых были художественные эксперименты (Иржи Корецки, Алеш Млынарж).

Cовременный пейзаж

В польском городе Гурзов в прошлом году состоялись в 17-й раз «Фотографические конфронтации», включающие ряд выставок и теоретический симпозиум на тему «Журналистская фотография как искусство факта». Самые большие изменения по сравнению с прошлыми годами произошли в главной экспозиции в помещениях Бюро художественных выставок. Организаторы в первый раз отошли от концепции нетематического смотра новых произведений ведущих мастеров среди членов Союза польских фотографов-художников и решили организовать широкую выставку польской журналистской фотографии. На пост комиссара этой экспозиции был приглашен известный варшавский фоторепортер Александр Ялосиньски, который при поддержке Союза журналистов ПНР составил шесть коллекций по истории и современности польской журналистской фотографии и коллекцию самых интересных работ со всех прошедших конкурсов «Уорлд Пресс Фото», которую выбрал прямо в секретариате этого международного мероприятия в Амстердаме.
Самый отдаленный период польской послевоенной репортажной фотографии был представлен снимками 80-летнего Романа Бурзиньского, относящимися к 1945—1947 годам, которые он сделал, будучи варшавским фотокорреспондентом краковского еженедельника «Пршекруй». На них залечатлено возвращение жителей Варшавы в разрушенный город, строительство новых домов, открытие университетов в Варшаве и Вроцлаве, посещение югославского президента Тито, первая послевоенная демонстрация моделей и другие события того времени. Историческая! ценность большинства фотографий Бурзиньского значительно выше их художественной ценности.
В самой экспозиции развития журналистской фотографии после 2-й мировой войны привлекали внимание прежде всего работы фоторепортеров еженедельника «Свят» Владислава Славного, Веслава Пражуха, Яна Косидовского, Константина Яроховского и других, которые в 50-е и 60-е годы внесли в польскую фотожурналистику свежую струю в виде лирических фотографий обычных дней, исходящих из традиций гуманистического фоторепортажа. Младшее поколение польских фоторепортеров нашло в 70-е годы свою трибуну на страницах еженедельника «ИТД», дававшего место их обширным тематическим фоторепортажам и эссе в хорошем графическом представлении. В Гор-зуве это демонстрировалось на примере отрывков из репортажа Адама Гайдера «Экскурсия в Освенцим», впечатляюще передающего ужас на лицах посетителей концентрационных лагерей, документа Кр-шиштофа Паведы из Диагностического института для девушек и обширного фотографического свидетельства Кршиштофа Бараньского и Андржея Батуры о фанатизме дерзости и алкоголизме многих болельщиков футбола. У многих репортажей, опубликованных в «ИТД», текст играет лишь дополнительную роль, а иногда ограничен только подписями.
Большинство других работ на смотре польской послевоенной фотожурналистики уже не достигало уровня снимков в еженедельниках «Свят» и «ИТД», тонуло в безконфликтности и описательности.
Такая же бесконфликтность и описательность господствовали и а конкурсе современной журналистской фотографии, где не было действительно высококачественных работ. Лучшей во всей обширной экспозиции журналистской фотографии была ретроспективная выставка лучших работ с 1-ого общепольского смотра социологической фотографии в городе Бельско-Бяла, подготовленная Андржеем Батура. Большинство фотографий, например, необыкновенно экспрессивный цикл Кршиштофа Павелы «Мясник», документ Пиотра Плачковского о футболе в деревне, необычные кадры Ярослава Ржепков-ского во время празднования 1 Мая, совместный репортаж Кршиштофа Павелы и Андржея Полеца о чудесном врачевателе, стремились действительность не только запечатлевать, но также интерпретировать, замечать менее видные аспекты и более широкие взаимосвязи, использовать возможности модерной композиции изобрежения.
Мало хороших работ было в этот раз на общепольском конкурсе любительской фотографии, преобладало отсутствие содержания, поверхностность и архаичность. В категории репортажной фотографии первую премию получил Дариуш Кула за цикл «Варшавский центральный вокзал ночью», в категории снимков на свободную тему — Эугениуш Пршибынко за две подборки классических пейзажных снимков и три портрета слепой женщины.
Составной частью «Конфронтации» были также традиционные выставки из Венгрии, ГДР и Чехословакии. ГДР представляли три невыразительные экспозиции фотолюбителей из дружественного города Эберсвальд-Финов, Венгрию — авторские коллекции трех молодых профессионалов Петера Хорвата, Ласло Терека и Габора Керекеша, показавших художественные эксперименты и модерные документы, Чехословакию — тематическая выставка «Фотограф в качестве постановщика», где молодые авторы из ФАМУ Иржи Корецки, Мирослав Кроб, Иван Пинкава, Ян Погриб-ны, Миро Шволик, Магда Выбиралова и Мартин Выбирал показали различные типы современной постоновочной фотографии. Оригинальность, художественность и техническая чистота их работ способствовали тому, что эта выставка пользовалась большой популярностью среди участников и посетителей прошлогодних «Конфронтации».

ВЛАДИМИР БИРГУС

 
Яндекс.Метрика