Общее усовершенствование посредством изображения

Общее усовершенствование посредством изображения

Под таким названием появилась на прилавках магазинов в сентябре 1987 года книга фотографий и старинных гравюр с текстом, составленным из отрывков, взятых из произведения Яна Амоса Коменского «Общие советы по усовершенствованию дел человеческих». Графическое оформление принадлежит Петру Коубеку, который в последние годы добился успехов не только в области театральной фотографии, но и графического творчества. Книга издана Издательством транспорта и связи тиражом в 25 тысяч экземпляров.
Главная заслуга издателей и оформителя заключается в оригинальном способе актуализирования произведения замечательного мыслителя в современном виде, то есть с помощью фотографии как документа современности. Так возникло интересное сочетание мудрого гуманистического текста Коменского с непреглаженными, документально настроенными фотографиями И. Вшетечки, которые снова и снова напоминают читателю книги, что в человеческом обществе всегда было, есть и будет что улучшать. В этом противопоставлении заключается еще одна, более общая проблема, с которой мы часто встречаемся в области искусства: должно ли художественное произведение стремиться скорее к передаче точного отражения жизни, включая критическое обнажение его теневых сторон и проявлений, или, наоборот, конструировать отдаленную от действительности идею, прообраз того, как люди должны относиться друг к другу, вести себя по отношению друг к другу, как должны правильно, а это значит морально, жить. «Общее усовершенствование посредством изображения» объединяет оба аспекта. В тексте на основе философского мировоззрения Коменского показывается и объясняется, каким должен быть мир и как можно достигнуть этого идеального состояния. Современные же фотографии (не только из Чехословакии, но и из ряда других стран) открывают некоторые без-* утешные, отрицательные стороны его нынешнего лица.
Книга оставляет сильное впечатление уже при первом знакомстве. Воздействуют тут три компонента: актуальный по своим мыслям текст Коменского определяет роль, назначение человека в «общем усовершенствовании» мира, пишет о необходимости взаимопонимания между всеми людьми, о потребности мира («Мир является единым в смысле природы, почему бы ему не быть таким и в смысле моральном?... Если все мы являемся жителями одного мира то что нам мешает объединиться...»). С текстом связаны старинные гравюры, удачно акцентирующие время, с которым мысли «Общего усовершенствования» связаны (Ян Амос Коменский жил в 1592—1670 гг. и окончательный вариант своей книги закончил в самом конце своей жизни). На эту основу опирается воздействие фотографий, которые нас непосредственно связывают с современным жизненным опытом.
Однако целое состоит из частей и было бы ошибкой не рассмотреть ближе именно фотографическую часть публикации.
Иржи Вшетечка издал уже десять книг, возникших на основе или при значительном использовании его фотографий. Это были в 1978 и 1984 гг. «Пражский пешеход», в 1980 г. «Сила памяти», в 1981 г. «Объективом вычислительной машины», «Двадцать тысяч миль от Верна» (1981 г., словацкое издание 1984 г.), «Техника глазами столетий» (1982, 1987 гг. — К 275-й годовщине основания Чешского высшего технического училища в Праге), «Прага — город музыки» (1983 г.), «Драма повседневных мгновений» (1987 г.), «Человек в жизненных ситуациях» (1987 г.), «Общее усовершенствование посредством изображения» (1987 г.). На этот год подготовлена еще одна книга о Праге, использующая богатство архитектурного наследия города вдоль так называемого «Королевского пути». Подготавливается сборник стихов Иржи Волькера с фотографическими иллюстрациями под названием «День сломился у меня в руках».
По игре случая именно первая публикация Вшетечки «Пражский пешеход» и его юбилейная (десятая, в год выхода которой он отметил также свое 50-летие) относятся к наиболее удачным, и более всего созвучны его работам в области живой фотографии. Об этом свидетельствуют и его фотографические иллюстрации психологической разработки под названием «Человек в жизненных ситуациях». При этом нельзя забывать о попытках Вшетечки оживить возможности фотомонтажа в публикации «Техника глазами столетий».
В «Общем усовершенствовании посредством изображения» Иржи Вшетечка оживил и оригинально наполнил содержанием известную мысль Коменского об объединении слова и изображения для достижения более интенсивного, полного и наглядного воздействия на читателя. В публикации в качестве самостоятельных образов скомпо-нированы отдельные развороты. Чаще всего левая сторона посвящена тексту и старинной гравюре или фотографии меньшего формата, правая сторона — одному снимку, который или иллюстрирует избранную мысль, или свободно развивает тему без прямой связи с текстом. И здесь встает существенный вопрос: выдерживают ли эти фотографии сами по себе высокие оценочные критерии. Ответ имеет две части. Если рассматривать снимки отдельно, без связи с остальными составными частями книги, то можно найти как исключительные кадры, так и совершенно обыкновенные «моментки». (Кстати, интересно мнение, что с чисто фотографической точки зрения в книге можно было бы использовать работы широкого круга зрелых авторов. В этой мысли есть определенная параллель с проектом Стейхена «Род человеческий» или Павека «Что такое человек». Необходимо, однако, подчеркнуть, что подобные «если бы» можно применять к любой готовой работе, в которой автор вынужден был принять решение об одном-единственном методе реализации). Вторая часть ответа на вопрос, как Вшетечка справился с фотографической стороной публикации, имеет более важное значение. Важно то, как использованные снимки смотрятся в произведении как целом. С этой точки зрения фотографа можно только поздравить.
Итак, вместо «если бы» у нас перед глазами конкретное произведение — книга, которая хотя и является плодом фотографа (и педагога), предназначена отнюдь не только любителям фотографии (и учителям и ученикам). Она имеет все основания привлечь внимание каждого думающего читателя. Я даже сказал бы, что она относится к нем немногочисленным публикациям, возвращение к которым лишь увеличивает интерес к их содержанию.

ЛАДИСЛАВ ШОЛЬЦ

 
Яндекс.Метрика