Фотоклуб в Кошице

Фотоклуб в Кошице

Основание фотоклуба в Кошице (1922 год) и фотоклубов в Братиславе и Ружомбероке (1924 год) ознаменовало начало развития любительской фотографии в Словакии, которое продолжается уже шесть десятилетий. Заслуга в этом принадлежит чешским фотографам и тогдашней центральной организации Союзу чехословацких клубов фотографов-любителей, оказавшим помощь словацким фотографам.
Выставка фототворчества членов Союза клубов фотографов-любителей (КФЛ), прошедшая в 1923 году в Кошице, на которой было представлено 774 фотографии 53 авторов из 12 чешских и 7 словацких клубов, послужила первым импульсом для подъема фотоискусства в Восточной Словакии после первой мировой войны. Она продемонстрировала не только возможности фотографического изображения тем, в то время доступных и привлекательных для любителей, но также возможности сотрудничества чешских и словацких фотографов. К этой группе фотографов, страстно увлеченных природой и изображением человека, принадлежал известный автор Иржи Еничек, который работал в Словакии девять лет (в Кошице, Ружомбероке, Трнаве) и участвовал в развитии кружков и талантов.

С 1924 года на протяжении последующих двадцати лет Братиславский союз фотографов-любителей активизировал творчество интересующихся фотографией, служил центром по подготовке авторов и развитию мастерства для многих областей Словакии. Основатель этого союза, а позднее и его председатель — Милош Юркович, который учился в Праге и там познакомился с организацией фотолюбителей, умел сосредоточить увлеченных фотоискусством, расширять их знания о фототворчестве, об экспозиях. Он был в числе тех, кому принадлежит заслуга организации в 1938 году в Братиславе первой выставки «Словакия в фотографиях». По этому случаю состоялось общее собрание Чехословацкого союза КФЛ, на котором присутствовали и представители издания первого номера органа союза — журнала «Фотографический обзор».
Эти два клуба в Братиславе в атмосфере здорового соревнования и тесного сотрудничества популяризировали фотографию в самых широких кругах, что подтверждает и тот факт, что в обоих кружках состояло в то время до 700 фотолюбителей. С течением времени в домюнхенской республике были созданы и развивались другие фотоклубы и кружки в крупных городах Словакии (Ружомберок, Тренчин, Трнава, Нитра, Мартин, Жилина). Работа этих центров опиралась на сотрудничество I с чешскими фотографами, чешскую профессиональную литературу, международные контакты фотографов при посредничестве пражского Чехословацкого союза клубов фотолюбителей.
До начала второй мировой войны в Словакии также работал известный чешский инициатор фототворчества Франтишек Крал, член комитета Союза фотографов и успешный автор. В тридцатые годы положительное влияние на развитие фотоискусства в Братиславе оказало временное присутствие Яромира Функа, который занимался воспитанием фототалантов, в этой области заслуга принадлежит Милошу Догнани, Ладиславу Кожегубу, Ф. Кралу и другим. Бескорыстно поддерживал развитие фотографии и директор Школы художественных ремесел Иозеф Выдра, оказывая свою помощь без излишнего наставлен--чества или профессиональной снисходительности.
Тогдашняя любительская фотография отражала красоту природы, экспериментировала, запечатлевала традиции, национальные костюмы. Авторы обращались и к изображению тяжелого труда простых людей в деревнях и на заводах. Ихдеятель-ность одновременно привлекала все новых и новых рленов в кружки. С того времени численность кружков увеличилась в пять раз.
В 1940 году на почве этого плодотворного периода возник Фотокорпус братиславского Клуба словацких туристов и лыжников. В смутное время второй мировой войны эта организация объединяла словацких фотолюбителей в фотографических группах. Официально были прекращены контакты с чешской фотографией, однако личные контакты и симпатии продолжали существовать. Общегосударственная выставка любительской фотографии, организованная в Оломоуце и повторенная в Братиславе в 1947 году, обновила контакты, сотрудничество и искренние братские отношения. На ней художники вновь встретились со знакомыми именами, среди которых был, например, Ф. Крал, работавший в то время уже в Чехии. Этой выставкой начался новый успешный период развития деятельности фотолюбителей, которое было приостановлено годами войны. Об этом развитии свидетельствует и каталог этой выставки. Последовавшие совместные встречи фотографов и различные выставочные мероприятия расширили список представителей чешско-словацкого сотрудничества, среди них можно найти уже знакомые имена — Иржи Еничек, Карел Плицка, Ярослав Споуста, Вацлав Йиржу, Ян Лаушман, Ярослав Кулганек, Пржемысл Коблиц, Рудольф Скопец, Ладислав Крживанек и другие. Художественными наставниками и идейными инициаторами были Любомир Лингарт, Йозе Эм и другие — все, кто своим творчеством внес свой вклад в развитие нашей фотографии, в ее популяризацию на родине и за рубежом. Огромный вклад в развитие фотографии внес своим творчеством народный художник Карел Плицка, с 1927 года развивавший свое искусство в Мартине, фотографии которого помешались в «Матице словацкой». Он является автором многих фотографических публикаций о красоте Словакии. Его творчество служило источником вдохновения для многих словацких фотохудожников и оказало влияние на художественную концепцию в изображении пейзажа, архитектуры, человека.
После 1953 года, когда были созданы Центральный дом Народного художественного творчества в Праге и Словацкий дом художественного творчества в Братиславе, взаимное сотрудничество еще более укрепилось. Членами этих методических центров стали и фотолюбители, это позволило развивать новые контакты и сотрудничество на более высоком теоретическом и воспитательном уровне. Особенно большая заслуга в этом принадлежит педагогам кинематографического факультета Академии изящных искусств: Людвику Барану, Яну Шмоку, Ярославу Шимеку и многим другим. Большое значение имели также конкурсы и другие мероприятия ФИАП, сотрудничество с праж-| сними фотоклубами, Брно и других городов (с Ярославом Трояном, Карелом Соучеком, Антонином Коутником), основание к кафедры фотографии на факультете кинематографии в пражской Академии изящных искусств, а позднее организация национальных союзов фотографов: в 1968 году — Союз словацких фотографов и в 1969 году — Союз чешских фотографов. Развернулось также творчество и контакты выпускников факультета кинематографии Академии изящных искусств.
Прочная основа сотрудничества возникла на почве общегосударственных конкурсных биеннале АМФО в г. Мартин, а также благодаря издательской деятельности печатного органа «Освета» в том же городе, в работе которого принимают участие теоретики, педагоги, публицисты — Ян Л1мок и Петр Тауск. Это все положительно отразилось на качестве и количестве фотопродукции, которая завоевала доброе имя как у себя на родине, так и за рубежом.
Следующими импульсами для развития плодотворного сотрудничества чешских лекторов и членов жюри со словацкими художниками было основание заочного обучения фотографией в 1963 году, работа с Институтом художественной фотографии Союза чешских фотографов (лично с Милославом Отбором, Миланом Боровичкой и Яном Анделом), ежегодные сборы интернатных семинаров и лекций Института просвещения в Словакии, семинары при международном конкурсе Фотофорум в Ружомберке. Это сотрудничество вносит огромный вклад в профессиональный рост словацких авторов, лекторов, профессиональных комиссий.

 
Яндекс.Метрика