Фотограф Петр Зора

Фотограф Петр Зора

Современную жизнь с ее обилием потребительских товаров трудно представить без рекламы. Хотя форма самой рекламы может быть, разумеется, различной, но бесспорен факт, что первенство здесь принадлежит фотографии в сочетании с впечатляющей графикой. И как все, рекламная фотография тоже специализируется. Существуют специалисты-фотографы по стеклу, керамике, бижутерии, фотографы промышленные и другие. Несколько особое положение занимает фотография моды, где результаты работы фотограф а в большой степени зависят от «искусства» (профессиональности) манекенщицы.
Одним из наших фотографов-художников, который уже несколько лет фотографирует модели, является Петр Зора. После окончания графической школы в 1942 году он поступил в качестве фотографа на киностудию «Баррандов». Там подробно познакомился с работой различных режиссеров, кинооператоров, сценаристов, декораторов и осветителей. Все это очень пригодилось ему впоследствии в самостоятельной фотографической практике. В модной фотографии считается важным, чтобы модель или манекенщица по возможности все время двигались. Манекенщица должна уметь «поставить модель», т.е. соответсвующим образом позировать в любом туалете: вечернем, спортивном, рабочем и т.д. В этом проявляется степень ее профессиональности, хотя, конечно, и от фотографа зависит, достигнет ли она максимального успеха или только посредственного. Следующим важным вопросом является выбор среды, в которой ведутся съемки: в ателье или на воздухе. «Я предпочитаю работать на воздухе, хотя от работы в ателье тоже не отказываюсь, например, при фотографировании шляп и вечерних туалетов», — говорит Зора. В настоящее время модели снимают как на черно-белый, так и на цветной материал. Из черно-белых пленок Зора пользуется пленкой «ОРВО НП 20» и пленками фирмы «Ильфорд» средней чувствительности, а из цветных — фотографирует только на обратимую катушечную пленку «Агфахром 50 С и Л>, что обусловлено типографскими требованиями. Говорит, что приветствовал бы и расширение процесса «Дуплихром», который позволил бы делать цветные фотографии на кинопленку.
Петр Зора снимает аппаратом «Никон Ф» с объективами от 21 мм до 200 мм (прежде всего для черно-белых снимков), причем предпочитает фокусное расстояние 105 мм. Для цветных съемок пользуется «Практисиксом», с фокусным расстоянием 180 мм.
В заключение хочется процитировать жалобы фотографа-профессионала, которые в наших условиях относятся, очевидно, ко многим сферам деятельности: «Думаю, что каждый профессионал, независимо от того, что он фотографирует, обременен многим излишними заботами. В ЧССР, например, до сих пор не нашлось изготовителя отражательных пластин и поэтому рекламные фотографы их делают сами. Не нашлось ни одного изготовителя подходящих материалов, предназначенных для мастерских в качестве фона, так что нередки случаи, когда прежде, чем начать работу, фотограф берет кисть и латексовую краску нужного оттенка и сам создает фон.

Ярослав Штверак

 
Яндекс.Метрика