Симпозиумы фототехники

Симпозиумы фототехники

Общереспубликанская профессиональная группа фотографии (ЦОС ФОТО) коммунального хозяйства, производственной и жилищной кооперации при Центральном комитете Чехословацкого научно-технического общества (ЧНТО) ежегодно устраивает «Симпозиумы фототехники». Из семинаров, проводившихся в 1934-1938 годах, постепенно с 1939 года образовались симпозиумы с международным участием.
Задача ЦОС ФОТО — предлагать и готовить профессиональное содержание для тематической направленности симпозиумов. Этому способствуют высоким профессионализмом и знаниями в области фотографии лекторы из ЧССР и зарубежных стран. Члены ЦОС ФОТО назначают для каждого симпозиума одного представителя профессиональной группы специальным гарантом.
Первый симпозиум фототехники с зарубежным участием проходил в 1979 году в Готвальдове, его темой была «Портретная и техническая цветная фотография». Техническое развитие в сфере цветной фотографии значительно расширилось в ЧССР, произошел постепенный переход от черно-белой фотографии к цветной, в результате чего возросли требования к техническому оснащению павильонов, лабораторий, появился новый метод работы в использовании современной техники фотографирования и освещения. Цель симпозиума заключалась в увеличении технической информации при налаживании и усовершенствовании услуг в этой области.
Второй симпозиум рассматривал вопросы организации» управления и автоматизации в обработке фотоматериалов. С внедрением автоматизации во много раз повысилась производительность, сократилась трудоемкость, возросло качество предоставляемых услуг в области черно-белой и цветной фотографии, цветной инверсии и узкой кинопленки. Симпозиум состоялся в 1980 году в Карловых Варах.
В 1981 году был проведен следующий симпозиум в Тренчине по теме «Новации фототехнических и фотохимических изделий в седьмой пятилетке». На нем обсуждались новации изделий, выпускаемых несколькими национальными предприятиями и производственными кооперативами ЧССР. Мероприятие способствовало выполнению решений XVI съезда КПЧ об осуществлении научно-технического прогресса в данной области.
Четвертый симпозиум фототехники в Готвальдове (1982) ознакомил специалистов с обработкой фотоматериалов и узких кинопленок. В то время на мировом рынке появились материалы, требовавшие обработки в новых технологиях. Произошло совмещение технологий, а после применения унифицированных процессов в ЧССР стала возможной качественная обработка фотоматериалов для любительских и профессиональных целей различными производителями фотоматериалов. Рационализация в обработке принесла с собой распространяющееся использование отходов прежде всего в области рециркуляции растворов и добычи серебра.
Пятый по счету симпозиум с международным участием в Ческе-Будеёвице (1983) имел специальную программу, направленную на съемочную и осветительную технику. Мировое развитие микроэлектроники оказало существенное влияние на конструкцию фотографических и измерительных приборов, кинокамер, осветительной техники. Автоматическое управление заменено электроникой и микропроцессорамя. Участники симпозиума могли теоретически и практически изучить технику, продемонстрированную отечественными и зарубежными производителями. Для полноты картины в программу сдащозиума были включены лекции о деятельности сервисов и поставщиков в ЧССР.
Прошлогодний шестой симпозиум фототехники в Братиславе решили посвятить новым фотоматериалам, технике обработки и фотохимикатам. После применения микроэлектроники в фотооборудовании за минувший период ныне отмечается подъем в фотосъемочных материалах. Основой этого качественного прогресса являются новые типы эмульсии, полученные из новой прикладной серии плоских кристаллов галогенида серебра с необычайно высоким квантовым выходом. Обработка этих прогрессивных материалов, их сенситометрический и лабораторный контроль освещались в большинстве лекций. Новинкой в программе симпозиума было сотрудничество с агентством «Мейд ин,..», посредством которого зарубежные производители показывали свои изделия.
В этом году состоится седьмой симпозиум по вопросам студийной, технической и любительской фотографии в больших и средних лабораториях. Участники предстоящего симпозиума заслушают специальные лекции о фототехнике, установят личные контакты в ходе дискуссий об опыте в данной сфере. Приобретенные подобным образом знания несомненно внесут вклад в дальнейшую творческую деятельность фотографов. Таково главное назначение этих симпозиумов.
Монография Милослава Стибора. В качестве четвертого тома серии «Сходства» остравское издательство «Профиль») выпустило монографию Милослава Стибора со вступительным исследованием Карела Дворжака. Брошюра размером 22 X 22 см с 92 черно-белыми репродукциями, сделанными мартинской «Неографией», вышла тиражом 10 000 экзепляров и стоит 55 крон.
Можно не представлять подробно личность и творчество Милослава Стибора, члена СЧШ и заведующего художественным отделением Народной школы искусств в Оломоуце, читателям нашего журнала, так как о его фотографиях мы регулярно их информируем (в последний раз это было в № 2/82).
Рецензируемая фотография объединяет результаты длительного творческого периода щ с пятидесятых годов почти до сегодняшнего дня. Наряду с произведениями древнего искусства, в которых автор в свое время черпал вдохновение, путешествуя по Европе, Малой Азии и Северной Африке (см. цикл «Источники вдохновения»), в книгу вошла серия портретов шестидесятых годов, достигающих без малого классического уровня качества. Эстетическое ощущение той поры подобным же образом отразилось в актовых фото Стибора, чьей кульминацией в конце 60-х стал цикл «15 фотографий о Генри Миллере», где автор утверждает материальность и чувственность женского тела. С такой эстетической установкой и затушевыванием ограничений связано и то, что актовое фото в подобном понятии есть неиндивидуализированный образ женщины как эротического символа.
В последующие годы творчество Стибора развивалось под знаком античных мотивов, на что по праву может иметь иной взгляд Карел Дворжак, озаглавивший свое исследование «Милослав Стибор и его путь от голой правды к вселенской аллегории». Развитие акта в чешской фотографии несомненно более сложно и проблемно, чем предложенная Дворжаком последовательность Зих — Дртикол — Людвиг — Гаек — Стибор.
В 30-х и 80-х гг. Стибор представил ряд различных по качеству работ. Помимо двигательных вариантов актовых фото, каковыми стали циклы «Хлоя» (1977) и «Ио» (1978), появились дискуссионные подборки вроде «Дождика» (1975). В дальнейших циклах, используя сложные позитивные подходы и вкопи-рование растительных мотивов в изображение, автор все сильнее приближается к символистской манере, «космологии», по иконографичности и симфоличности недалекой от изобразительности стиля модерн. Но если сравнить их с контекстом нынешней мировой актовой фотографии, то актуальность этих композиций невелика.
В своем исследовании Карел Дворжак приводит ряд описательных сведений, разъясняющих, по сути дела, внехудожнические обстоятельства, каковыми являются авторское вдохновение или же экскурсы в древнюю мифологию, но контекста нашей и мировой фотографии он касается мало. В самом деле, и у нас актовое фото дифференцируется по многим формам (в частности, в работах Кущинского, Жидлицкого, Судека, Боровички, Славика, Манца и др.) Полагаю, что как раз творчество Стибора требовало и выдержало бы обстоятельное сопоставление и что излишний пиетет перед этими фотографиями, как это ни парадоксально, им скореее вредит.
Монография стала очередным томом широкомасштабного издания, пока что проявляющего немалую жизнеспособность. Книга Милослава Стибора заполнила еще один пробел в нашей фотографической литературе и, невзирая на указанные оговорки, имела бесспорный коммерческой успех, невероятно быстро исчезнув с магазинных полок. Тем не менее, побольше критичности по отношению к фотографиям Стибора не помешало бы проявить не только по причине их качества, но и объема творчества автора, равно как и международной известности, приобретенной им за свою многолетнюю напряженную работу, а также, не в последнюю очередь, по причине угрозы холодного академизма, сопровождающего его современное творчество.

ПЕТР КЛИМПЛ

 
Яндекс.Метрика