Система Полароид

Система Полароид МП 4

Фирма «Полароид» представила на прошлогодней выставке «Интеркамера» 3 модели фотоаппарата на формат 9x12 для многостороннего использования в медицинской, промышленной и научной практике, а также в репродукционной фотографии, макрофотографии и т.д.
Все варианты аппарата снабжены зеркальным видоискателем с наводкой на резкость на матовом стекле и комплектом сменных объективов. Аппарат можно монтировать на обычный фотоштатив, или фотографировать с руки. К аппарату прилагаются сменные кассеты «Полароид» для 13 сортов катушечных пленок и 3 размеров плоских форматных пленок.
Уважаемая редакция, посылаю вам фотографию, сделанную чехословацким фотоаппаратом «Флексарет 7», В несколько негативов, сделанных фотоаппаратом «Пентакон-Сикс» номер 21506. Во время своей репортажной поездки по северу Камчатки я фотографировал в далекой тундре среди оленеводов главным образом немецким аппаратом и только несколько снимков сделал «Флексаретом». Позднее, при проявлении пленок оказалось, что только благодаря «Флексарету» я смог передать редакции свой фоторепортаж. Десять пленок, т. е. 120 снимков, сделанных при температуре 10—20—30 °С ниже нуля «Пентаконом»,было передержано. При этой температуре замерзал весь механизм.
Так поэтично назвали 12 лет назад югословские фотографы клуба Франко Байича в гор. Нови Сад ежегодный салон черно-белой и цветной фотографии и диапозитивов. До прошлого года самые высокие премии присуждались на нем местным авторам, как если бы конкурс вовсе не выходил за рамки одного города. И только в одном случае победа была признана за автором из Белграда. Тем более удивительно, что в 1973 году, когда «Золотое око» впервые было объявлено международным конкурсом, в салон было прислано внушительное количество снимков — 9000 от не менее внушительного количества авторов (2000) из 40 стран всех пяти материков. Однако при более внимательном взгляде нетрудно понять, что это явление вполне естественно, ибо интерес к новому конкурсу, который будет носить характер биеннале, прямо пропорционален широте его замысла. Это не один, а сразу три тематических конкурса, которые вместе с выставками, следующими за ними, обеспечат г. Нови Сад богатую культурную программу на весь год. Первая конкурсная тема — «Сельское хозяйство»—принесла свои плоды уже на выставке в мае прошлого года по случаю 40-ой международной сельскохозяйственной выставки, вторая тема — «Охота, рыбная ловля и спорт» — собрала свою жатву в июне как часть 4-ой международной ярмарки спортивных товаров, а в октябре была открыта и выставка свободного творчества в рамках празднования годовщины освобождения города.
Не удивительно поэтому, что в числе первых лауреатов этого тройного конкурса появился целый ряд известных и опытных фотографов, особенно из СССР. Мы с удовлетворением отметили и большой успех чехословацких фотографов, в большинстве случаев фо-случаев фотолюбителей. Главную премию конкурса «Золотое око» получили советские фотографы А. Мацияускас по теме «Сельское хозяйство» и А. Суткус — на свободную тему, а также португалец Э. А. Гагейро по теме «Охота и спорт». Из чехословацжих фотографов Иржи Горак («Сельское хозяйство») получил золотую медаль, Ян Андел (диапозитивы на свободную тему) — серебряную медаль. Премии были вручены н другим советским фотографам — Б. А. Цою, Ц. Монтвилу, Р. Ракаускасу.
1-ая международная выставка «Золотое око», организованная фотокиноклубом Б. Байича и Союзом фотографов Югославии, проходила под покровительством президента СФРЮ И. Броз-Тито. По случаю выставки был издан не только первоклассный каталог, но и отдельная книга «Борозды», содержащая почти половину выставленных работ.
Прошло уже три года с тех пор, как Вацлав Йиру продемонстрировал в Праге по случаю своего 60-летия последнюю персональную выставку с метким названием «На собственной оси», на примере которой он доказал, что эмоциональное воздействие фотографии не зависит от того, насколько она тематически разнообразна, тем более, что во форме и композиции выставка была также узко ограничена — здесь преобладали зеркальные фотографии. Те же условия и ограничения автор поставил перед собой и при подготовке своей новой пражской выставки, названной просто «Староместская площадь в фотографиях Вацлава Йиру». Эта тема уже несколько лет привлекала его как автора ряда фотопубликаций о Праге, и вдобавок эта часть Праги находится в непосредственной близости от издательства» в котором Йиру работал много лет, так что художник не мог остаться равнодушным к различным переменам в облике этих прекрасных мест.
Рядом с новейшими снимками он поместил на выставке работы, уже иного лет известные зрителям Я тем не менее органично слившиеся с идейным замыслом 10 отдельных групп фотографий. Выставка Йиру интересна прежде всего тем, что после опыта, приобретенного им на целом ряде других довольно сложных выставок, организатором, участником и оформителем которых он был, он остается вереи себе и снова работает с фотографией не только как с отдельным самостоятельным произведением, но как с целого, являющего собой сложнейшую изобразительную метафору, создаваемую подобно мозаике на принципах полиэкранной системы, в которой отдельные картины играют второстепенную роль и в которой с особой силой проявляются взаимные символические связи.
Доминирующим и особо оригинальным изобразительным средством, опирающимся на чисто технические тонкости, наряду с предыдущей зеркальной фотографией (без которой он и на этой выставке не обошелся), автор избирал мультипликацию которая по своему характеру, заключающемуся в ее способности разделить целое на связанные между собой группы деталей, не только близка методу, с помощью которого автор хочет усилить метафорическое звучание своих снимков, но сверх того создает сгонный иллюзорный заряд, не нарушая и не деформируя фотографируемую реальность. Тем самым еще разподтверждается тот факт, что игра форм в руках тонкого художника может стать поэтической картиной.
Коллекция фотографий, с которой уже ознакомилась общественность Праги и г. Усти-ка-Лабе, — это, собственно, ответ югославов на выставку молодых чешских фотографов, состоявшуюся в Сараеве н Белграде. Были представлены снимки авторов из Сараева, Любля-ни, Загреба, Белграда и других городов. Это преимущественно работы фотолюбителей, творчество которых (так же, как и художественная самодеятельность в Чехословакии), пользуется поддержкой со стороны партийных, федеральных и правительственных органов. На выставке особое внимание привлекает сравнительно большая коллекция работ бывшего партизана и старого друга ЧССР Н. Ма-рушича. Можно сказать, что югославы в большей мере, чем мы, соблюдают чистоту фото-образа, чаще пользуются самой ценной способностью фотографии красноречиво, понятно и притом оригинально изображать жизнь, действительность, сегодняшего человека. И может быть, еще больше, чем чехословацкие фотографы, и так же, как советские фотографы, они ищут новый, правдивый, безыскусный образ человека. Кто знает, возможно этот глубоко гуманистический подход к изображению человека связан с отношением к детям, как известно, особенно чутким в Югославии и в СССР.
Югославы, несомненно, глубоко познали великую силу фотографического изображения как интернационального средства информации. Именно поэтому, надо думать, они так часто устраивают тематические, зачастую исключительно интересные международные выставки и фотосалоны и сами охотно участвуют в подобных мероприятиях в других странах.

В. Йиру

 
Яндекс.Метрика