Уорлд Пресс Фото 87

Уорлд Пресс Фото 87

В настоящее время журналистская фотография не переживает свой лучший период. Главную вину за это несет, бесспорно, телевидение, которое радикально снизило ее значение в области оперативных сообщений.
Этот и другие отрицательные для классической журналистской фотографии факторы были ясно заметны на юбилейной, 30-й международной выставке журналистской фотографии «Уорлд Пресс Фото», состоявшейся в апреле-мае прошлого года в части коронационного храма в Амстердаме, которая в настоящее время переезжает из страны в страну. Среди 969 фотографов из 55 стран, представивших международному жюри около 7 000 снимков, на этот раз, можно сказать, отсутствовали, за небольшими исключениями, самые крупные представители современного репортажа и документальной фотографии — как, те, кто в этой выставке вообще никогда не участвовали или не участвуют уже много лет, так и те, как например, Мэри Эллен Марк, Себастиан Сальгадо или Гаральд Манте, которые своими ясными по концепции работами обогащали несколько последних смотров. В прошлогодней выставке не появилось таких сильных работ, как например, «Испанская деревня» славного Смита или документы Сальгадо из голодающей Африки. Но, тем не менее, там было показано много прекрасных фотографий и фотоподборок.
Именно к таким относились снимки из жизни людей, страдающих все еще неизлечимой болезнью СПИД, созданные Ал оном Рай ни н-гером, работающим для американского агентства «Контакт Пресс Имэджес». который стал абсолютным победителем. Его цветной портрет одной из многих жертв этой коварной болезни был назван «Фотографией 1987 года». Столь высокая оценка снимка, который не очень отличается от многих иных фотографий больных СПИД, печатавшихся в западных журналах, вызвала многочисленные дискуссии и догадки о том. что жюри выбрало скорее актуальную тему, чем действительно лучшую журналистскую фотографию года. Более единодушно было принято присуждение премии Венгерского туристического совета за лучшее воплощение идеи человеческой взаимности другой подборке Райнингера, запечатлевшей самоотверженную работу американца средних лет Джерри Сирасуола, который добровольно помогает 35 больным СПИД. Несмотря на всю натуралистичность этого цикла, он прозвучал как подлинный гимн способности помогать ближним в самых тяжелых ситуациях.
Подобную гуманистическую идею вызывал и другой, на первый взгляд тяжелый, цикл американского фоторепортера Брэдли Клиффа (второй приз за сериалы на темы повседневной жизни), показывающий девятилетнего мальчика, тяжело ранненого во время пожара, который, вопреки неисправимой деформации-своего тела, стремится оставаться среди своих здоровых однолеток. Первый приз в этой категории завоевал француз Жан-Эрик Паскье за цветную серию о жизни священника в одной маленькой деревеньке в Нормандии, где время как бы остановилось.
Хорошим образцом тематического репортажа явились отдельные снимки из обширной фотодокументации о марше мира за полное ядерное разоружение, созданной 26-летним калифорнийским фоторепортером Джеффом Шэйром, который провел почти год с участниками этого марша, протяженность которого составила 3500 миль через всю Америку (первая премия в категории тематических репортажей и приз имени Оскара Барнака). Вторую премию в этой категории получил французский фоторепортер Реза за динамические кадры, сделанные во время возвращения Беназир Бутто в Пакистан. Высоко был оценен и репортаж о трагическом старте ракетоплана «Челленджер», созданный американкой Дженет Нотт (первый приз в категории актуаыльных серий), который превышал все другие фотографии этого события. Прекрасным примером экспрессивного, динамического кадра явился снимок американки Мэгги Стэйбер. на котором запечатлены два гаитянских солдата, собирающихся ударить дубинками мальчика (первый приз за отдельные актуальные снимки), так же, как и незабываемая драматическая фотография по-хрон трех рыбаков в Сан-Франциско, созданная Винцентом Маджио-ри из США. Волнующий взгляд на самоотверженность и героизм людей, помогающих ликвидировать последствия чернобыльской аварии, представил фоторепортер АПН Игорь Костин, который за свои репортаж с полным правом получил первый приз в категории сериалов из области науки и техники.
Это был не единственный приз советских фоторепортеров. Валентин Кузьмин из ТАСС получил первую премию в категории «Люди в сообщениях», Виталий Арутюнов — третью премию в категории снимков по искусству, его коллега Сергей Гунеев — вторую премию по спортивным снимкам, Валерий Зуфаров из ТАСС — высший приз в категории отдельных кадров на тему науки и техники за снимок разрушенного ядерного реактора в Чернобыле, где жюри оценило отвагу фотографа, работавшего на низко летящем вертолете. В сравнении с таким успехом советских фоторепортеров тем более обидным кажется неуспех 18 чехословацких участников «Уорлд Пресс фото», которые на этот раз не только не получили никаких наград, но даже ни одна их фотография не была отобрана для выставки.
Помимо перечисленных работ и некоторых других фотографий и фотоциклов, больше «Уорлд Пресс фото» ничего выдающегося не принесло, о чем свидетельствует и необычное решение жюри не присуждать призы в некоторых категориях (например, сериалы в категории «Люди в сообщениях» и «Счастливые события»»). Но и в некоторых других категориях, где призы были присуждены, часто это были банальные, поверхностные, описательные снимки или случайности, вроде снимка малэького принца Уильяма, показывающего язык во время свадьбы его дяди принца Эндрью, Нэнси Рейган, падающей со стула, западногерманского президента Рихарда фон Вайцзеккера во время туристической прогулки в Альпах или жанровых сценок на улицах Будапешта.
Разочарование, вызванное последней выставкой «Уорлд Пресс Фото», усиливало еще и исключительно низкое техническое качество экспонатов, являвшихся в большинстве случаев репродукциями оригинальных снимков, а также неинтересное размещение, при котором не были использованы возможности амстердамского собора.

Владимир Биргус

 
Яндекс.Метрика