Фотография для грядущих поколений

Фотография для грядущих поколений

В 1985 году фотожурналы ряда стран по инициативе Союза социалистический польской молодежи опубликовали обращение, лаконически названное «Фотография для сына».
Двадцатишестилетний Богдан Сарвинский, член «Фотоклуба 6 х 6», действующего при Дворце молодежи в Варшаве, решил попытаться фотографически запечатлеть нашу действительность. Большую часть своих работ он посвящает своим детям Маргарите и Михаилу. Он задумал создать для них правдивый образ всего, что происходит вокруг нас. Его сын Михаил родился 6 октября 1982 года и в 2000 году ему исполнится восемнадцать лет. Богдан Сарвинский в своем письменном обращении, адресованном фотографической общественности, отметил, что его нужно воспринимать как представителя будущего поколения. Каждый, кто пожелал принять участие в этой акции, должен был на обороте фотографии написать свое пожелание, свое личное фотографическое обращение к Михаилу.
Сейчас редакция нашего журнала получила от автора проекта очередное письмо, к которому был приложен каталог и часть репродукций фотографий с выставки. В этом мероприятии приняло участие 616 авторов из 29 стран мира. Выставка, названная «Фотография для сына — обращение к 2000 году», была открыта с 18 марта до 12 апреля 1987 года в Галерее Союза польских художественных фотографов в Варшаве. В подготовке участвовали Союз социалистической польской молодежи и Министерство культуры ПНР.
Польское агентство «Интерпресс» было главным устроителем и организатором этой выставки в марте 1987 года в столице Германской Демократической Республики Берлине, а в сентябре того же года по случаю проведения Дней Варшавы она была развернута в столице СССР Москве. Предполагается и издание фотоальбома, сопровожденного текстом, в который были бы включены лучшие работы. Положительные отклики на это мероприятие у фотографов всего мира, а также несколько реприз выставки — все это свидетельствует об интересе авторов и общественности к не совсем обычным проектам, которые обращают внимание на незаменимое значение фотографии для современности и будущего.
Выставка состоялась Также в январе 1988 Года в Праге и в марте с ней могли познакомиться зрители в Братиславе.
Трое московских фотографов — Борис Савельев (год рожд. 1948), Елена Дарикович (год. рожд. 1951) и Николай Кулебякин (год рожд. 1959), как и тысячи других авторов, не ставят перед собой целью создание шедевров. В чем же заключается их значение, чем ценны для нас их работы? Общим стремлением запечатлевать на фотографиях обычный, повседневный мир людей, выражая так посредством изображения свою позицию в жизни.
Елена Дарикович запечатлевает человека в его естественной среде и старается передать то, что происходит в его душе, о чем он размышляет, к чему стремится. Иными словами, те душевные состояния, которые только с трудом можно описать, но которые автору удается схватить в портретах, припоминающих своей атмосферой фантастические истории братьев Стругацких, где совершенно реальный мир обыкновенных людей и вещей можно далее развивать и додумывать. Но при этом речь идет о среде, к которой данные персонажи, бесспорно, относятся. Такой выбор средств выражения мы можем считать основой ее отношения к создаваемому. Подход и его решение содержат то существенное, что Елена Дарикович выбрала из всего наследия русской культуры. Она сознает значение духовного богатства, содержащегося в каждой культуре, ее развитие и функции в обществе, а также вытекающую из этого ответственность за свое фотографическое послание, ориентированное в будущее.
Борис Савельев фотографирует жанровые сцены, в которых показывает зрителю тихие городские уголку. К оживленным местам, наполненным движущимися фигурами, подходит издали, как бы зондируя несущую способность происходящего. Он терпеливо выжидает, наблюдает за движением на улице или в парке, чтобы запечатлеть самые типичные ситуации. Объекты и среда на его фотографиях создают впечатление традиционного описания, без желания иметь элегантные элементы, призванные эффектно приподнять содержание фотографии. Содержание запечатленной действительности подчинено конечной цели — дать стилизованную хронику современной Москвы. Самый младший из троих — Николай Кулебякин — проверяет свой талант терпеливой, муравьиной работой над различными фотоэтюдами, к своей большой теме пока еще только приближается, вдохновляясь творчеством известных фотографов, черпая у них интересные идеи. Как и много других, он воспринял наследие некоторых чешских фотографов, в первую очередь творчество Йозефа Судека. Его склонность к пейзажу и натюрморту подтверждает это. Представляется возможность сделать сравнение. Попробуем сравнить творчество Бориса и Елены. Борис, который фотографирует с юности и, как и большинство фотолюбителей, начинал тем, что стремился запечатлеть все, что делалось вокруг него, в своем творчестве использует широкий спектр жанров. Можно сказать, что границы жанров не связывают стремления фотографа к тому, что он хочет сказать. На первый взгляд жанровые сцены привлекают внимание зрителя необычным использованием угла кадра, отдаленностью от главного мотива, чтобы осталось место для второго, третьего ... плана, чем автор создает пространство для более широкого понимания взаимосвязей в действии и значении. Елену же интересует взаимодействие отдельной личности с непосредственной действительностью. Это значит, что она стремится запечатлеть существенное путем приближения. Каждый из двух фотографов по-своему тяготеют к одному и тому же: понять связь между человеком и средой. Направление их дальнейшего развития — это основная дилемма каждого творчества, а поиски всегда связаны с опасностью непонимания. Или наоборот: похвалы и лесть ведут к тому, что талант закостеневает и распыляется, впадая в посредственность и серость, а этого тоже не желает себе ни один человек с творческими амбициями. Остается золотая середина, путь, идя по которому, золото добывают с трудом и долго, но, тем не менее, и в фотографии отважным следует пожелать много счастья.

ЯРОСЛАВ ШИМОН

 
Яндекс.Метрика