Фотоконкурс советских социалистических стран

Фотоконкурс советских социалистических стран

Фотоконкурсу европейских социалистических стран, у нас известному прежде всего среди самодеятельных фотографов-любителей, посла заседания международного жюри в Лейпциге в конца октября 1987 года исполнилось два десятка лат. Он зародился по инициатива нескольких энтузиастов и при поддержка руководства двух крупных комбинатов фотопромышленности ГДР — «Пентакон» в Дрездене, широко известного производителя фототехники и сопутствующих фототоваров, а также предприятия «Фильмфабрик» в Вольфене, производящего фотоматериалы и фотохимические реактивы для их обработки. Фотоконкурс проводится раз в два года.
Цель атого щедро субсидируемого мероприятия (для 250—280 премий выделяется 35—45 тысяч марок) — поддержка массового развития фотографии, в частности, цветной, в отдельных социалистических странах. Во второй половине шестидесятых годов, когда фотоконкурс делал свои первые шаги, эта идея, несомненно, была прогрессивной и перспективной. Как показывает практика, в настоящее время конкурс продолжает быть перспективным и высокоактуальным.
В начале в конкурсе, кроме авторов из страны-устроителя, принимали участие фотографы из Польши. Советского Союза, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Югославии. Иногда на конкурс представлялись подборки фотографий из Вьетнама, Монголии, Кубы. Тематическая направленность фотоконкурса всегда ограничивалась несколькими категориями (как правило четырьмя), среди которых на первом месте всегда была категория изображения человека социалистического общества — будь то с акцентом на его активную созидательную деятельность, или же а сочетании с общественными преобразованиями и переменами, в частности, в области взаимоотношений между людьми и т. п., либо в рамках отдельных фотографических жанров. С самого начала прочное место в конкурсе занимала спортивная фотография и произвольная тема. С течением лет в других категориях происходили различные изменения, как, например, в категориях снимков, изображающих природу, которая все больше привлекает фотографов. В последние годы заметно повысился качественный уровень этих работ, растет и число участников, представляющих свои фотопроизведения в этой категории, которая была выделена из свободной темы. В результате полемики и обмена мнениями по ряду вопросов, касающихся фотографии и образного повествования, постепенно сформировалась категория (пока самостоятельная) фотосериалов. На недавних двух конкурсах, когда после структурной перестройки фото промышленности ГДР дрезденский „Пентакон" вошел в более крупное производственное объединение „Карл Цейс" (Йена), в условиях конкурса появилась еще одна категория, которая тематически направлена исключительно на фотографию научную и ее применение в развитии науки и техники. Вместо первоначального названия „Пентакон—Орво", конкурс стал называться „Цейс-Практика", так как организационной и экономической стороной дела стал полностью заведовать комбинат „Карл Цейс".
Давайте, однако, вернемся к вопросу о главной цели конкурса, которой является развитие фотографии в социалистических странах. С первых же конкурсов организаторам в этом деле содействуют редакции ежемесячных фотожурналов, которые издаются практически во всех странах-участницах (за исключением Румынии, где выходит пока нерегулярное периодическое издание). Сростом популярности конкурса среди читателей фотожурналов закономерно возросли требования к организаторскому сотрудничеству их редакций, что в свою очередь вело к постепенной кристаллизации стабильного круга участников —- семи социалистических стран. Десять лет назад из него вышла Югославия, где осуществлялась структурная реорганизация в фотографическом движении, которая недавно вылилась в закрытие ежемесячного журнала „Фото-кино ревю'4.
Ежегодно в атом международном конкурсе участвует шесть (а иногда и больше) тысяч авторов, а общее количество фотографий (черно-белых и цветных), представляемых на конкурс, составляет примерно 20—25 тысяч (в татое количество включаются и цветные диапозитивы). Единый формат 18 х 24 см, с одной стороны, позволяет действительно массовое участие фотографов, и таких, которые, возможно, и не справились бы с технической стороной дела при обработке обычно требуемых форматов 30 х 40 см, даже несмотря на то, что их фотопроизведения достигают хорошего уровня. С другой стороны, однако, формат 18 х 24 см соблазняет некоторых начинающих и неопытных авторов на то, чтобы без терпеливого накапливания опыта у себя дома они пытались „пробиться" со своими, по всем статьям незрелыми, работами прямо на международный конкурс.
В последние годы, в связи с повышающимися требованиями к качеству, зачастую случается, что первая, а иногда и вторая премия в некоторой из категорий не присуждается. Несколько расширенное количество более низких премий обусловленно конкретными намерениями и целями — это способствует стимулированию деятельности авторов, заставляет их быть более требовательными и критичными при отборе фоторабот на конкурс.
При краткой оценке чехословацкого участия в конкурсе 1987 года необходимо заметить, что уже четко наметилось определенное возрастное „омоложение" в составе регулярных, а зачастую и довольно успешных, участников этого конкурса, из которых некоторые достигли уже такого уровня, что ставят перед собой еще более „высокие цели". А ими для них являются относительно большие возможности авторских персональных или коллективных выставок в страна или в рамках обменных акций и за рубежом, требующие более тщательной подготовки и финансовых затрат фотографов, которые в своем большинстве не являются профессионалами. А это, однако, проводит к закономерному ограничению их участия в конкурсах. Ну, а если и несмотря на все это, они сохраняют приверженность конкурсам, то иногда они вынуждены посылать на конкурс то, что осталось от выставочных подборок, а иной раз и то, что при обычных обстоятельствах на выставку не прошло бы, но на этом конкурсе „возможно могло бы зацепиться. Такой подход некоторых авторов (и довольно звучных имен) приводит к отсеиванию их работ еще на этапе предварительного отбора в редакциях, где порой скопляются более качественные работы, хотя и не таких маститых авторов. Настораживает и то обстоятельство, что у нас происходит определенная инфляция фото серий, причем их авторам не всегда ясно, что же собственно происходит и в чем заключается суть проблемы. Поэтому довольно часто получается, что отдельные удачные фотографии в буквальном смысле слова бывают «облеплены» ненужным балластом других фотографий «для счета». В результате появляется безидейная серия без концепции, которая в итоге обречена на провал. Чехословацкие авторы на сей раз, впервые с момента утверждения самостоятельной категории фотосериалов, остались с пустыми руками, когда перед международным жюри не предстала ни одна из конкурсных работ из ЧССР. Абсолютна без конкуренции и при постоянно возрастающем уровне в этой категории доминируют фотографы из Советского Союза, которые работают как с черно-белыми, так и цветными снимками. В общем зачете чехословацкие авторы заняли третье место (35 премий). Советские фотографы, завоевав 62 премии, вышли в лидеры, а фотографы Болгарии с 40 премиями заняли второе место. За чехословацкими авторами следуют венгры (32), фотографы из ГДР (23), Румынии (19) и Польши (14). И несмотря на то, что итоги конкурса являются отражением только конкретной ситуации в конкретной группировке и перед определенным жюри, но тем не менее в определенном смысле они свидетельствуют о нынешней ситуации в нашей любительской и самодеятельной фотографии, авторская база которой, в общем, вполне способна добиться более качественных результатов.

ЕВА ГОРСКА

 
Яндекс.Метрика