Японский рекламный фотографический альманах

Японский рекламный фотографический альманах

Первый японский альманах «Коммершел Фотографи Икспоузд» («Смотр коммерческой фотографии») стремится быть единственным представительным изданием подобного типа. «По просьбе фотографов всего мира, — как читаем мы в предисловии, — его выпускает в свет Объединение японских творческих работников». Альманах будет выходить из печати через каждые два года, чередуясь с «Джи-Си-Эй Эннюал», то есть с нормальным ежегодником прикладной графики. «Джи-Си-Эй» располагает сегодня филиалами во всем мире. О серьезных намерениях его издателей свидетельствует вводная часть, посвященная разборам и статьям ведущих дизайнеров, фотографов и представителей «Джи-Си-Эй» из многих стран мира. Чехословакию представляют сразу двое — Ян Райлих, председатель оргкомитета брненского биеннале, сотрудничавший с «Джи-Си--Эй» в подготовке чехословацкого участия, и Владимир Жидлиц-кий, фотограф и директор Среднего художественно-промышленного училища в Брно. В своей статье Райлих оценивает фотографию с точки зрения дизайнера, в то время как Жидлицкий не имеет ничего против того, чтобы коммерческая сфера поддерживала в форме долгосрочных стипендий самых прогрессивных творческих фотографов.
Затем следует иллюстрированная часть (1147 репродукций, почти 99 % цветных, отпечатанных в самом лучшем на сегодня качестве), демонстрирующая, что прогрессивные художественные взгляды отнюдь не принесли бы ущерба рекламной фотографии. Точнее говоря, они не принесли бы ей ущерб в глазах зрителей, привыкших к современным художественным проявлениям, поскольку пока еще не известно, как бы реагировал на это так называемый средний потребитель. В то же время уместно поставить вопрос: действительно ли средний потребитель (если он вообще существует) требует постоянно повторяющегося рекламного стереотипа, который ему предлагают? Альманах недвусмысленно указывает на то, как функционирует этот стереотип. Что здесь, собственно, отображается? Так называемая жизнь невысоком уровне, оргии потребления и разбрасывания заработанными средствами. С широко рекламируемыми едой, напитками, автомобилями, духами, фешенебельной мебелью и так далее обычно связывается романтическая красота полуголых женщин, экзотическая природа, сладкое времяпровождение. Для подобного стереотипа, производимого с помощью денег и совершенной техники почти, механически, не нужно прилагать много труда. Удачную в коммерческом отношении рекламу создает также остроумие, идея. Именно в этом направлении рекламный альманах может предложить больше всего, однако здесь должны быть возможности выбора.
Традиционное нагромождение современной западной рекламной продукции можно охарактеризовать как «голливудский стиль», ведь рекламная фотография и рекламный кинематограф тем же способом готовят свои творения для глаз. Снимки Арта Кане, все еще способного вызвать шок, Эрика Баха, Джона Копеланда, Джея Сильвермана, Дика Циммермана, многих японцев и других «классиков» сегодня, однако, производят весьма анахроническое впечатление. Богато представленная японская фотография демонстрирует, кроме приспособляемости к общим требования рекламы на Западе, определенную специфичность, которую мы привыкли связывать с Японией. Причем демонстрирует не только чистоту изображения, простоту и элегантность, но также отношение к природе (не случайно самые красивые снимки растений и ряд великолепных пейзажных работ сделаны в Японии).
Судя по альманаху, в рекламу медленно проникает новый стиль аранжированной фотографии (несмотря на то, что он, подобно любой аранжированной фотографии, буквально создан для рекламы), обуславливающий наличие необычных, порой даже шокирующих реквизитов, декоративную цветистость, «завуалированное» описание и т. д. В общем и целом, новый способ оформления скорее театральный (или цирковой), чем кинематографический. В альманахе отображены прогрессивные в стилевом отношении работы Клода Ферра, американцев Кар-лоса Эугурена и Дэвида Джордана Уильямса, японца Сахико Куры, англичанина Джона Поттера, новозеландки Кристины Вебстер и других. Таека Генстра из Голландии поместила в альманахе один из самых популярных ныне снимков прыгающих и падающих натурщиц, разумеется, необычайно убедительно аранжированных.
А сейчас, несколько слов о специфических чертах альманаха. Бросается в глаза прежде всего то, что большинство опубликованных работ не являются окончательным продуктом, то есть напечатанными рекламами в журналах, на плакатах и тому подобное. Внимание сосредоточено целиком и полностью на подлинной фотографии, представляемой здесь без текста и графических оформлений, которые обычно сопровождают снимки на практике и в пропаганде. Вот почему мы встречаем в альманахе произведения поистине свободного творчества, хотя, конечно, они используются также в .календарях и в других изданиях, но с торговой рекламой в таком виде не имеют ничего общего. Это относится в первую очередь к пейзажной фотографии и к определенному проценту нерекламных работ, принадлежащих к прогрессивному течению современной художественной фотографии. Нас глубоко радует, что в этом небольшом проценте присутствует и Чехословакия. Произведения Душана Шиманека, пославшего в Японию вместо своих родных фотографий снимки голых стен внутренних помещений, спектральные изображения и другие свободные фотографии, больше всего не соответствуют «стилю» всего издания, так же как и рекламные и нерекламные минималистические снимки, пейзажи и цветные оптические шуточные миниатюры Каллаи. Свободные фотографии Владимира Жид-лицкого подходят больше к другому течению современной художественной фотографии, выделяющемуся образным пониманием. К контексту издания не совсем подходят снимки Иржи Седлачека и Индржиха Рихтера. Фотографии Павла Ясанского и Тараса Кущинского, наоборот, показывают, что наша пропагандистская фотография способна удовлетворять возрастающие требования в этой области фотографического творчества и в пог добной международной конкуренции.

АНТОНИН ДУФЕК

 
Яндекс.Метрика