Репортажная фотография - правовой аспект

Сложность темы освещения в фотографии текущих событий (репортажная фотография) заключается в том, что очень часто на фотографии находит отображение изображение граждан. Чтобы правильно разобраться в этой теме, необходимо дать квалификацию всех субъектов, предметов и объектов прав, а также возникающих прав и обязанностей, и осветить некоторые особенности, связанные с этим жанром.
Очень интересным в жанре репортажной фотографии представляется вопрос, связанный с авторством и плагиатом. Дело в том, что в репортаже на первом месте стоит умение решать творческие задачи в один момент, в минимальный промежуток времени — ведь дублей и повторений не будет. И участники событий, как правило, для фотографа не позируют. Поэтому мастерство репортажного фотографа — это мастерство оперативно находить композицию и сюжет фотографии. Молодые начинающие фотографы, не владеющие этим мастерством, обычно «пристраиваются в хвост» более опытным мэтрам и фактически повторяют их действия. Очень часто в результате такового «сотрудничества» у разных фотографов получаются очень похожие друг на друга фотографии. Являются ли действия менее опытных фотографов присвоением авторства и нарушением прав более опытных авторов? Ответ на этот вопрос требует анализа.
На основании ст. 1257, 1258,1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ПК РФ) и в соответствии с практикой правоприменения:
— оперативное решение о сюжете фотографии и построении ее композиции не является произведением, т.к. произведением признается фотография;
- названное решение как таковое трактуется как «идея» или же «концепция», и находится вне сферы распространения авторских прав;
— каждая из фотографий, сделанная каждым из фотографов, признается самостоятельным и независимым (не являясь производным произведением), а каждый из фотографов — самостоятельным автором (т.е. понятие соавторства здесь неприменимо).
«Статья 1257. Автор произведения
Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.
Статья 1259. Объекты авторских прав
1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
— фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы...».
Т.е. ситуация, когда менее опытный фотограф «перенимает» у более опытного сюжет и композицию репортажной фотографии, и при этом сам создает свою фотографию, пускай даже очень похожую, не может быть квалифицирована как нарушение чьих-либо авторских прав (как исключительных, так и личных неимущественных).
Сам по себе жанр репортажной фотографии условно делится на два вида — репортаж с места событий, на которые проведена аккредитация фотографов и журналистов (к примеру, спортивные мероприятия, пресс-конференции, театральные представления и др.), и репортаж с места событий, на которые такой аккредитации не существует (типичным примером являются митинг (демонстрация), освещение какой-либо проблемы и др.). Первый вид отличается от второго тем, что в нем всегда присутствуют участники событий (мероприятий), в частности, ими являются спортсмены, общественные деятели и др. И в том и в другом виде жанров всегда есть просто присутствующие лица, к примеру, таковыми могут быть болельщики, зрители, публика и др. Т.е. в любом случае в репортажной фотографии присутствует изображение людей, коих условно возможно поделить на две группы: участники событий и присутствующие лица. Изображение человека допустимо только с его согласия и (или) в соответствии со ст. 152.1 ГК РФ.
«Статья 152.1. Охрана изображения гражданина
Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. ... Такое согласие не требуется в случаях, когда:
1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
3) гражданин позировал за плату».
Использование изображения участников событий как таковых в репортажной фотографии может быть квалифицировано как использование в общественных интересах — в противном случае без таковых лиц невозможно полноценное освещение события. Т.е. имеет место исключение, установленное ст. 152.1 (п. 1) ГК РФ, и на использование изображения участников событий в любом случае их согласия не нужно.
Но изображение присутствующих лиц как таковых не может быть квалифицировано как использование в общественных интересах, т.к. в общественных интересах может быть освещение их поведения как массы людей. Правда, положениями ст. 152. i (п. 2) ГК РФ допускается, что использование такового изображения, если оно не является основным объектом фотографии как произведения, допустимо и без согласия изображаемых граждан. В соответствии со сложившейся практикой правоприменения основным объектом фотографии считается предмет, находящийся в фокусе объектива, т.е. тот предмет, по которому настраивалась резкость (определялись расстояние и фокусная величина фотографии). Следовательно, для избегания неприятностей репортажным фотографам рекомендуется изображать присутствующих лиц не как таковых, а на фоне каких-либо объектов.
Следовало бы подробнее остановиться на исключительных правах на репортажную фотографию. Законодательство России не выделяет каким-либо образом репортажную фотографию в части обретения исключительных прав. Т.е. согласно ст. 1270 (п. 1), 1295 (и. 2) ГК РФ обладателем исключительных прав на репортажную фотографию является ее автор (фотограф), а если фотограф сделал фотографию в процессе выполнения своих трудовых обязанностей, то работодатель фотографа. Хочется остановиться и прокомментировать то, что обязанность получения фотографий должна быть зафиксирована в трудовом договоре и являться частью трудовых обязанностей. В практике правоприменения бывали случаи, когда репортажная фотография была изготовлена лицом, работающем в средствах массовой информации, но... в круг обязанностей которого не входила фотосъемка (к примеру, таковые случаи бывали с главными редакторами, директорами, администраторами). И в этих случаях исключительные права были признаны за авторами репортажной фотографии.
«Статья 1270. Исключительное право на произведение
1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.
Статья 1295. Служебное произведение
2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное».
Следует отметить, что для репортажной фотографии есть исключения в режиме ее использования лицами, не имеющими исключительных прав на нее. Положения ст. 1274 ГК РФ допускают свободное использование репортажной фотографии в учебных целях, а также с целью информирования о происходящих (произошедших) событиях.
«Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
3) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;
5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью...».
Подготовила Ольга Смирнова
По материалам фото журнала Fotodelo #11 2009г.

 
Яндекс.Метрика