Венчание. Часть 1

Великая тайна венчания
Молодожены первым делом отправляются в загс скреплять свои семейные узы золотыми кольцами и штампом в паспорте. Затем они, может быть, поедут венчаться, а некоторые молодые пары откажутся от этого церковного обряда в силу некоторых уважительных причин.
Так давайте разберемся, так ли нам важно церковное благословение на брак или, может быть, стоит обойтись и без него? И если вы все-таки решили обвенчаться, то как правильно подготовиться к этому обряду?
Если задать вопрос о значении брака многим из тех, кто сегодня приходят в храмы, чтобы заключить свой брачный союз, то чаще всего можно услышать весьма неопределенные ответы. И молодожены, и те люди, которые уже по прошествии многих лет совместной жизни пожелали получить церковное благословение на брак, часто не имеют точного представления о том, как проходит это таинство и для чего оно нужно. Вот давайте и уясним себе принципы христианского брака по церковному учению.
Обряд венчания впервые появился с IV века. Считалось, что брак, не получивший церковного благословения, “не мог называться браком”, а был лишь незаконным сожительством. Иными словами, только церковное венчание стало придавать браку законную действительность. В наше время для юридического признания до церковного венчания брак должен быть зарегистрирован в загсе, затем совершается Святое Таинство, в котором новобрачным преподается Божественная благодать, освящающая их союз и сообщающая им благословение Божие на совместную жизнь, рождение и воспитание детей.
В России венчать брачующих мог только приходской священник жениха или невесты. Бракосочетание совершалось в присутствии свидетелей жениха и невесты, которые подтверждали акт бракосочетания своими подписями в метрической книге. Такой порядок был установлен в Русской Церкви с 1802 года. В наше время венчание совершается, как правило, над супругами, зарегистрировавшими предварительно свой гражданский брак, в храме в присутствии родных и друзей. В прошлом родители новобрачных в церкви при обряде венчания не присутствовали во избежание принужденных браков. В наше время это разрешается.
Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в Сырную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (святки). По обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Церковью не допускается вступление в брак более чем три раза. Вообще-то, третий брак церковью не одобряется. “Первый брак – закон, второй – понуже прощение слабости ради человеческия, третий – законопреступление, четвертый – нечестье, понеже свинское есть житие”, -- говорил святитель Григорий Богослов. Не благословляется брак, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя убежденными атеистами, пришедшими в церковь лишь по настоянию одного из супругов или родителей; а также если хотя бы один из супругов не крещен и не готов принять крещение перед венчанием.
В самый день браковенчания родители, произнеся молитвы, совершают благословение своих детей: сына – иконой Спасителя, дочь – иконой Божией Матери. В жизни молодых людей, любящих друг друга, наступает такая минута, когда на ожидаемое ими супружество они получают Божие благословение. Для этой цели молодые люди прибывают в храм. По обычаю первым в храм появляется жених, сопровождаемый шаферами (друзьями) и кем-то из детей, несущим впереди жениха икону Спасителя. Жених отходит на правую сторону храма и ожидает приезда невесты. Она прибывает чуть позже и, также сопровождаемая иконой Божией Матери и шаферами, отходит на левую сторону храма. Затем начинается праздничная литургия.
Процесс венчания состоит из двух этапов: обручения и непосредственно венчания. Кольца, которыми будут обручаться молодые, дьякон выносит на специальном подносе. Священник с двумя зажженными свечами подходит к новобрачным и вручает им эти свечи. Затем он берет одно кольцо и надевает его на безымянный палец правой руки жениха, потом другое кольцо надевает невесте. Затем в знак отдания себя на всю жизнь друг другу, в знак единодушия, согласия и взаимопомощи в предстоящем браке жених и невеста трижды обмениваются кольцами. После тройной перемены колец одно остается у жениха, другое – у невесты.
Теперь наступает главный момент таинства. Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней стороне венца. Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает и ее. На всю последующую жизнь они становятся друг для друга царем и царицей – в этом смысл венцов на их головах. (Кстати, при венчании двух вдовцов венцы не возлагаются на голову, держатся на плечах. Третий по счету брак заключается без возложения венцов.)
Затем приносится общая чаша с вином. Осенив чашу крестным знамением, священник дает ее жениху и невесте. Новобрачные попеременно (сначала жених, а потом невеста) в три приема выпивают вино. Общая чаша символизирует общую судьбу с общими радостями, скорбями и утешениями. Отныне у них общая жизнь, и перед Богом они уже единое целое. Преподнеся общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены и трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось для них. Теперь супружество их будет вечным шествием рука об руку.
Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста – образ Божией Матери, затем они меняются местами и прикладываются, соответственно, жених – к иконе Божией Матери, а невеста – к образу Спасителя. Здесь же священник дает им Крест для целования и вручает им две иконы: жениху – образ Спасителя, невесте – Пресвятой Богородицы. Эти иконы родственники молодых обычно приносят из дома или приобретают в храме. Затем провозглашается многолетие новобрачным, и все присутствующие поздравляют их.
И вот венчание закончено. Новобрачные возвращаются в свой дом. Здесь их встречают родители жениха и невесты, подносят им по обычаю хлеб-соль и благословляют их иконами Спасителя и Божией Матери. Поцеловав иконы, муж и жена вступают в свой дом , чтобы поставить в передний угол “благословенные образа”, зажечь перед ними лампаду и ощутить в доме атмосферу теперь уже “домашнего храма”. Здесь им предстоит в совместной супружеской жизни научиться искусству отцовства и материнства
Как видим, венчание – это торжественное и волнующее событие. И относиться к нему надо очень серьезно. А по-другому и нельзя. Это не просто красивый обряд, это прежде всего ответственность. Многие пары (в том числе и мои знакомые), получая церковное благословение на брак, не могут четко и внятно объяснить, почему они это сделали? “Не знаю, как мужу, -- говорит мне моя подруга, -- но мне это было нужно для того, чтобы не потерять друг друга. И еще я боюсь, что, когда придет время, Господь не признает нашу загсовскую бумажку, и мы можем не встретиться Там”. А вот другая точка зрения. На мой вопрос: “Зачем ты венчалась в церкви?” другая моя подруга ответила так: “Причин было несколько, но все они были не очень серьезные: во-первых, так хотела моя свекровь, а, во-вторых, мне хотелось, чтобы все было красиво: сам обряд, платье, свечи, цветы…” Конечно, в этом нет никакого внутреннего стремления, а значит, нет понимания смысла происходящего.
А вот люди уже взрослые не сразу решаются. Это в молодости можно венчаться просто потому, что это модно и красиво. В зрелом же возрасте относишься к этому поступку более ответственно. Теперь за свой выбор нужно отвечать перед Богом и Церковью. Ведь нам в руки дана божественная благодать, любовь, которую нужно сохранить и передать ее детям.
Венчание
Что такое церковное венчание: начало или итог? Не начало, потому что таковым является Любовь. И не итог, потому что еще многое предстоит сделать. Венчание - это благословение церкви, укрепление двух разных людей на пути совместной жизни и закрепление выбранного ими решения. Иными словами, венчание - это этап, за которым следует продолжение.
Венчание - это одно из семи Таинств Святой церкви, через него подается особая благодать, которая является освещающей.
Это священнодействие, Таинство, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз, в образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божья для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.
Благодать в таинстве соединяется с видимой стороной. Такие способы подачи благодати установлены самим Господом и совершаются поставленными лицами церковной иерархии священниками или епископами. Вот как говорит об этом Святой Феофан Затворник: "Когда выбор кончен, должно произойти сочетанию, таинственному от Бога слиянию духовно-телесному. Естественный союз, по любви, есть союз дикий, мрачный. Здесь он очищается, освящается, отрезвляется по молитве Церкви Божественною благодатию. Трудно самому одному устоять в союзе крепком и спасительном. Нити естества рвутся - благодать непреодолима. Самонадеянность опасна везде, тем более здесь... Потому смиренно, с постом и молитвою, приступи к таинству".
Венчание совершается лицами, специально поставленными на это. Церковь отделена от государства. Поэтому сегодня венчание совершается только тогда, когда оформлен брак в ЗАГСе. Прежде всего, должно быть взаимное согласие жениха и невесты. Не должно быть никакого принуждения к браку. Если во время брака священник видит, что невеста своим поведением опровергает это решение, то ли плачет, то ли еще что-либо, священник должен узнать, в чем причина. Обязательно должно быть благословение на брак родителей, в каком бы возрасте брачующиеся не были, они вступают в брак с их позволения либо с позволения опекунов или попечителей.
Родители имеют больше духовного опыта и ответственности за детей перед Богом. Бывает, что молодежь вступает в брак по легкомыслию молодости, по мимолетному увлечению, поэтому и входят в их семейную жизнь беспорядки и моральные, и человеческие. Часто бывает, что браки долго не сохраняются, так как не было благословения родителей, осмысления и подготовки к жизненному пути, не было глубокого осознания великой ответственности не только за себя, но и за свою семью, за свою половину. В Евангелие сказано, что соединяется плоть воедино. Жена и муж - это единая плоть. Счастье, радость и горе пополам. Молодые не могут в полной мере осознать этого, а когда легкомысленно вступают в брак, то повседневная жизнь разочаровывает их, и приходит расторжение брака.
Церковь отказывает в венчании, если, например, человек психически или умственно болен. Не разрешен брак лицам, состоящим в близкой степени родства, и уж, конечно, церковный брак невозможен в случае, если один из венчающихся является атеистом или представителем мусульманской или языческой, нехристианской религии. Мирянам разрешают три раза венчаться, а уже четвертое венчание не разрешается. Такие браки признаются недействительными. Не должны приходить венчаться в пьяном виде.
Часто задают вопрос о беременности, она не является препятствием к браку. Многие приходят за благословением перед родами. А затем приходят в храм с младенцами, чтобы причастить, и воспитать их в православной вере. При храме есть воскресная школа. В 10 лет у ребёнка уже видны плоды нашего воспитания. Заявление желательно делать заранее. Сейчас обручение и само Таинство венчания совершаются вместе, в один день. Поэтому у нас обычно записываются за месяц, за две недели. Это нужно для того, чтобы молодые правильно подготовились к священному браку. Исповедали грехи, покаялись, причастились, духовно очистились для нового периода своей жизни. Долг церкви - принять покаяние и очищение от прежних грехов.
Обычно венчание совершаются после литургии, в середине дня, но не вечером. Это может быть понедельник, среда, пятница или воскресенье. Не совершается венчание накануне поста, в пост, в Великие дни.
Белое платье - все светлое в церкви является символом святости, чистоты. На Таинство нужно одеть всё самое красивое. Белые полотенца, на которых стоят жених и невеста, также символизируют чистоту брака. У невесты непременно должен быть головной убор - фата или платок; косметика и украшения - или отсутствовать, или в минимальном количестве. Обязательны нательные крестики для обоих супругов.
Раньше из дому брали две иконы - Спасителя и Божией Матери, теперь редко в каких домах они есть.
Пламя свечей в руках молодых символизирует горение их душ верой и любовью к Богу, а также пламенную и чистую любовь супругов друг к другу. Еще необходимы обручальные кольца - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе, серебряное - подо6ие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца кладутся на престол перед обручением, а потом надеваются на пальцы супругов, и совершается обручение кольцами.
При венчании желательно, чтобы были свидетели. Они должны придерживать венцы на головах венчающихся. Венцы - это знак победы над страстями и напоминание о долге хранить чистоту. Являясь символом царской власти, они же и символ единения мужа с женой. Раньше в первый век христианства был обычай носить эти венцы еще восемь дней, не снимая, родители тоже должны присутствовать. Они молятся Богу, ведь в Таинстве не только священники обращаются к Богу в своих молитвах, но и все присутствующие в храме.
Венчающихся обычно поздравляют родители. Благословляют иконой, которая сохранилась с их венчания, затем они передают ее молодым, когда они идут венчаться. Если родители не венчались, то приобретают иконы в церкви. Эти иконы приносятся в храм, возлагаются на престол и после венчания священник благословляет этими иконами. Обычно это иконы Спасителя или Божьей матери. Еще чтится икона Святого Николая.
В православии много покровителей Священного брака. Деторождение и брак считались священными, так как ждали пришествие Миссии, Спасителя мира, а бездетные семьи считались наказанными от Бога. Многодетные семьи, наоборот, считались благословленными Богом. Иногда Господь испытывает людей, а после молитв ниспосылает им ребенка. Например, Захарий и Елизавета - мать и отец Иоанна Пророка Предтечи Крестителя Господня не имели долго детей. Иоким и Иоанна мать и отец Пресвятой Богородицы родили уже в престарелом возрасте. Поэтому мы молимся им как покровителям брака.
Венчающиеся обратившись к священнику за благословением, исповедуются и дальнейшую супружескую жизнь проводят с благословения церкви. Стараются жить по заповедям Божьим. Если возникают какие-то вопросы, то приходят за советом к священнику.
Существует второбрачное и третьебрачное венчание. Если жених и невеста уже были венчаны браком, то тогда оно менее торжественно. Но если кто-то из них первый раз венчается, то оно и совершается как обычное, первое.
Расторжение брака совершается по православному закону. В местных соборах есть справка, в которой еще в 1917-1918 гг. принято, что расторжение брачного союза, освещенного церковью, происходит в случаях, когда человек меняет веру; прелюбодействует или имеет противоестественные пороки; неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения; заболевание проказой, сифилисом. Когда без ведома супруга(и) человек покидает семью и живет отдельно. Осуждение по приговору к наказанию. Посягательство на жизнь супруга(и) или детей, сводничество. Вступление одной стороны в новый брак или неизлечимая, тяжелая душевная болезнь.
Ксожалению, это происходит довольно часто. Церковь о расторжении брака бумаг не выдает и для этого не совершается обряд. Если человек хочет заключить новый брак и снова венчаться, в этом случае он обращается к Владыке с письменным заявлением и с указанием причины, по которой был расторгнут предыдущий брак. Владыка рассматривает прошение и выдает ему разрешение.
Таинство венчания, Вера в Господа не согласуются с модой или популярностью. Это глубоко личное дело каждого человека - пути Господни неисповедимы. Союз Иисуса Христа с Церковью основывается на любви Христа к Церкви, и на полной преданности Церкви в волю Христа. Отсюда муж обязан самоотверженно любить жену, и жена обязана добровольно, т.е. с любовью, повиноваться мужу. Апостол Павел говорит мужьям: "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, ... любящий свою жену любит самого себя" А женам говорит: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем". Кто пришел к полному пониманию этих слов, тот идет венчаться.
Чтобы Таинство венчания было осознанным, нужно к нему подготовиться, осознать всю ответственность и всю трудность предстоящей семейной жизни. Жить вместе - это значит всем делиться и быть готовым отдать душу и жизнь за ближнего своего, за свою половину. Так же и Господь отдал себя за Церковь.
Венчание
Современные свадьбы предваряются обязательной регистрацией брака в Загсе. Это порядок, установленный государством. Также существует традиция венчания молодых в церкви по православному обычаю.
Венчание – это служба, во время которой происходит заключение брака между мужчиной и женщиной. Предшествует венчанию, обычно, обряд так называемого обручения. Во время обручения новобрачные дают обещание друг другу перед богом любить друг друга, хранить верность.
При обряде обручения священник должен надеть молодоженам обручальные кольца, которыми они должны обменяться 3 раза, в притворе или в средней части храма. Венчание не обязательно может следовать за обручением, но если соблюдаются все правила, то это происходит друг за другом – обручение, венчание.
Дата венчания
Таинство венчание намечают, обычно, за пару недель до совершаемого события. Это делается для того, чтобы у молодых было время для покаяния и очищения, а также, чтобы еще раз обдумать свое решение. Для этого молодоженам необходимо подъехать в церковь и договориться. Если у молодых нет священника, у которого им хотелось бы венчаться, то выбор падает на священника, который служит службы во время намеченного венчания.
Предпочтительным днем для венчания является воскресенье, но в этот день может быть очень много пар, которые бы хотели совершить этот таинственный обряд, поэтому в некоторых храмах существует практика венчания нескольких пар одновременно, хоть это считается и не правильным. Венчание совершается днем и никогда вечером.
Правила венчания
Для венчания существуют некоторые правила, которые нарушать нельзя и обстоятельства, при которых венчание не может быть совершено вообще:
если оба венчающихся или один из них не были крещены по православному обряду, то перед венчанием обязательно проводят крещение новобрачных;
если жених или невеста исповедуют не православную веру – мусульманство, иудаизм, буддизм или же являются атеистами;
если один из желающих вступить в брак делает это более 3 раз;
если жених или невеста состоят в официальном браке.
Существует и еще одно правило, без которого венчание невозможно. Это благословение родителей молодых.
Беременность же не является препятствием для венчания в церкви.
Что потребуется для венчания
Для совершения обряда молодым потребуется 2 иконы. Это икона Божьей Матери и икона Христа. Также нужны кольца для обручения, свечи и полотенце достаточной длины и размера, для того, чтобы молодые могли встать на него.
Невеста, какого бы она не была возраста, должна быть одета в белое подвенечное платье. Обувь желательно надевать удобную, без каблука – ведь невесте предстоит простоять в этой обуви не один час. Свадебный макияж невесты должен быть очень скромным или отсутствовать вообще. Головным убором невесты может служить платок, веночек или фата.
Перед венчанием жениху и невесте необходимо воздержаться от интимных отношений в течение ночи, а также не есть и не пить.
Когда жених и невеста приезжают в церковь, они сначала исповедуются и причащаются.
Заканчивается обряд венчания целованием икон. Жених целует икону с изображением Христа, а невеста - с изображением Богородицы, затем они меняют иконы. Происходит это действо и так называемых, царских врат.
Венчаться никогда не поздно
В безбожное время множество супружеских пар образовалось без благословения Церкви. Но бывает, что невенчанные супруги всю жизнь хранят верность друг другу, воспитывают детей и внуков в мире и согласии.
Церковь никогда не отказывает в благодати таинства, даже если супруги находятся на склоне лет.
Как свидетельствуют многие священники, те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, порой относятся к таинству брака серьезнее, чем молодые люди.
Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.
Во время церемонии венчания
Таинство венчания, как это ни парадоксально, один из немногих обрядов, которые сохранился до наших дней в первозданном виде. Торжественная церемония состоит из обручения, венчания, разрешения венцов и благодарственного молебена. Это очень ответственный шаг, не смотря на то, что вся церемония занимает 40 минут — от силы час. Если утрировано, то церемония выглядит так.
В течение всей церемонии жених и невеста стоят, садиться нельзя. Жених должен встать по правую руку, а невеста — по левую. Молодые держат в руках свечи (их дает священник), если это второй или третий брак — свечи не дают, поскольку свечи — символ чистоты и целомудрия. Свечи должны быть длинными и массивными, чтобы гореть на протяжении всего таинства.
Священник произносит молитвы, одевает молодым на руки кольца, благословляет их, после чего они должны обменяться кольцами. Такой обмен производиться трижды. После чего священник пригласит молодых пройти в центр зала. Они становятся на белое полотно, разостланное перед аналоем. Священник предлагает подтвердить молодым свое добровольное вступление в брак. После чего начинается сама церемония. Священник произносит молитвы, а свидетели держат над головами молодых венцы. Держать венцы нужно очень аккуратно, чтобы они не наклонились (особенно, когда молодых троекратно обводят вокруг аналоя).
Затем приносят чашу с вином, над которым священник читает молитву. Сначала вино дают жениху, потом невесте. Молодые должны по очереди в три приема испить чашу (это значит разделить жизнь друг друга до самого конца).
После этого священник соединяет руки жениха и невесты, покрывает их епитрахилью, а сверху своей рукой. Далее он обводит их трижды вокруг аналоя. Произносит молитву и снимает венцы.
Далее новобрачные подходят к царским воротам, где жених должен поцеловать икону Спасителя, а невеста — образ Божьей Матери; потом они меняются местами.
Желательно прийти в Церковь заранее и понаблюдать за совершением этого таинства, чтобы знать, чего и как делать.
Да, еще момент: люди, представляющие жениха, становятся справа при входе в церковь, невесту — слева. Родители, крестные могут присутствовать, но это не обязательно. Перед тем, как отправится в церковь, родители должны благословить молодых; после церкви — встретить хлебом-солью и образом.

 
Яндекс.Метрика