Венчание. Часть 2

Необходимость церковного брака
Ныне, несмотря на повсеместное имассовое возвращение людей к Православию, к сожалению, часто приходится сталкиваться с довольно безразличным отношением современных христиан к церковному браку, нередко с полным непониманием его смысла и необходимости.
Согласно учению Церкви, брак есть установленное Богом таинство, которое освящает супружеские отношения, делает супружеский союз неразрывным, возлагает на бракосочетающихся обязанность заботиться друг о друге, как о самом себе, и воспитывать своих детей в духе веры и христианской нравственности. 19 веков христианский мир верил в брак как в таинство, признавал его обязательную силу, - и как мало было случаев к разводу между супругами, а о браке так называемом гражданском и помину не было. Сожительство без церковного благословения считалось величайшим преступлением, и лица, его допускавшие, подвергались укорам и презрению общества.
И вот ходе гонений на Церковь в советское время церковный брак повсюду был вытеснен гражданским. Безбожное общество сформировало и соответствующее отношение к браку. Каков результат? На наших глазах то муж оставляет свою жену, то жена бежит от мужа, - и эти картины ни у кого не вызывают удивления. А «свободный» (от всякой морали) Запад как бы говорит: это еще не предел, развод следует считать делом не только допустимым, но и полезным. «Неплохо бы раз в 7 лет менять прическу и мужа, - советуют своим клиенткам американские психологи, - это внесет новые ощущения в вашу жизнь».
В связи с этим возникает вопрос: содержит ли вообще в себе гражданский брак необходимые условия устойчивого счастливого брака?
Чтобы брак, понимаемый в его истинном значении, мог быть действительно счастлив, для этого необходимо, чтобы вступившие в брак постоянно сохраняли сознание его высокого достоинства и не упускали из виду прав и обязанностей, освященных браком. Это - взаимная любовь супругов и уважение, это - не страстная любовь, скоро преходящая, а любовь, основанная на страхе Божием, любовь во образ Христа к Церкви, потому Апостол и призывает: «Мужие, любите своя жены, яко же и Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню» (Еф. 5, 25).
Таким образом, муж, по учению слова Божия, должен любить свою жену, как Христос любит Церковь, т.е. любить неизменно до конца жизни, любить до готовности страдать и умереть за нее, любить и в том случае, если бы жена и не любила его, любить, чтобы своею любовью расположить ее к себе. Такая любовь способна перенести все невзгоды в жизни, в состоянии загладить и несходство характеров, и разность наружных качеств, и различные недостатки и пр.
С другой стороны, жене вместе с любовью к мужу должно быть присуще повиновение. Хотя, по учению слова Божия, мужу и дана власть, но на эту власть он должен смотреть не как на преимущество, а как на долг. Первенство вручено Богом мужу не для унижения жены, не для господства и владычества над нею, а для разумного, кроткого управления домом. Да и какой представляется у Апостола эта власть? Самой нежной, бескорыстной, благородной властью. И в самом деле, какая власть может быть чище и выше владычества Христа над Церковью? Какое отношение может быть возвышеннее того, в каком находится Христос и Церковь? Здесь теснейшее родство, полнейшее духовное единение, самое справедливое уравнение прав, какое только можно представить себе, не унижая власти и подчинения.
А в браке гражданском могут ли существовать подобные отношения между супругами неизменно, до конца жизни? Без сомнения, нет, - об этом можно судить по его хрупкости и легкости к расторжению.
Людям века сего известна лишь страсть, понятно лишь увлечение, приятна одна чувственная любовь. Но минуты такой любви слишком коротки и мимолетны. И вот союз, лишенный главной скрепляющей его силы, распадается.
«От супружества - счастие временное и даже спасение вечное, - учил свт. Феофан Затворник. - Потому к нему приступать должно не с легкомыслием, но со страхом и осторожностию. Добрым супружеством благословляет Бог. Потому: а) будь благочестив, предан Богу, на Коего уповая, молись, чтоб Сам Он послал другую половину, угодную Ему и спасительную тебе, б) Ища супружеского союза, не предполагай дурных целей, или страстное блажничество, или корысть, или тщеславие; но - ту одну, какую Бог определил, - взаимную помощь во временной жизни ради вечной, во славу Божию и благо других, в) Когда нашел, прими как дар Божий, с благодарностью к Богу, сколько с любовью, столько же и с почтением к сему дару.
Когда выбор кончен, должно произойти сочетанию, таинственному от Бога слиянию духовно-телесному.
Естественный союз, по любви, есть союз дикий, мрачный. Здесь он очищается, освящается, отрезвляется по молитве Церкви Божественною благодатию. Трудно самому одному устоять в союзе крепком и спасительном. Нити естества рвутся - благодать же непреодолима. Самонадеянность опасна везде, тем более здесь... Потому смиренно, с постом и молитвою, приступи к таинству».
О венчании
Венчание - это одно из семи Таинств Святой церкви, через него подается особая благодать, которая является освещающей.
Это священнодействие, Таинство, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз, в образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божья для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.
Благодать в таинстве соединяется с видимой стороной. Такие способы подачи благодати установлены самим Господом и совершаются поставленными лицами церковной иерархии священниками или епископами. Вот как говорит об этом Святой Феофан Затворник: "Когда выбор кончен, должно произойти сочетанию, таинственному от Бога слиянию духовно-телесному. Естественный союз, по любви, есть союз дикий, мрачный. Здесь он очищается, освящается, отрезвляется по молитве Церкви Божественною благодатию. Трудно самому одному устоять в союзе крепком и спасительном. Нити естества рвутся - благодать непреодолима. Самонадеянность опасна везде, тем более здесь... Потому смиренно, с постом и молитвою, приступи к таинству".
Венчание совершается лицами, специально поставленными на это. Церковь отделена от государства. Поэтому сегодня венчание совершается только тогда, когда оформлен брак в ЗАГСе. Прежде всего, должно быть взаимное согласие жениха и невесты. Не должно быть никакого принуждения к браку. Если во время брака священник видит, что невеста своим поведением опровергает это решение, то ли плачет, то ли еще что-либо, священник должен узнать, в чем причина. Обязательно должно быть благословение на брак родителей, в каком бы возрасте брачующиеся не были, они вступают в брак с их позволения либо с позволения опекунов или попечителей.
Родители имеют больше духовного опыта и ответственности за детей перед Богом. Бывает, что молодежь вступает в брак по легкомыслию молодости, по мимолетному увлечению, поэтому и входят в их семейную жизнь беспорядки и моральные, и человеческие. Часто бывает, что браки долго не сохраняются, так как не было благословения родителей, осмысления и подготовки к жизненному пути, не было глубокого осознания великой ответственности не только за себя, но и за свою семью, за свою половину. В Евангелие сказано, что соединяется плоть воедино. Жена и муж - это единая плоть. Счастье, радость и горе пополам. Молодые не могут в полной мере осознать этого, а когда легкомысленно вступают в брак, то повседневная жизнь разочаровывает их, и приходит расторжение брака.
Церковь отказывает в венчании, если, например, человек психически или умственно болен. Не разрешен брак лицам, состоящим в близкой степени родства, и уж, конечно, церковный брак невозможен в случае, если один из венчающихся является атеистом или представителем мусульманской или языческой, нехристианской религии. Мирянам разрешают три раза венчаться, а уже четвертое венчание не разрешается. Такие браки признаются недействительными. Не должны приходить венчаться в пьяном виде.
Часто задают вопрос о беременности, она не является препятствием к браку. Многие приходят за благословением перед родами. А затем приходят в храм с младенцами, чтобы причастить, и воспитать их в православной вере. При храме есть воскресная школа. В 10 лет у ребёнка уже видны плоды нашего воспитания. Заявление желательно делать заранее. Сейчас обручение и само Таинство венчания совершаются вместе, в один день. Поэтому у нас обычно записываются за месяц, за две недели. Это нужно для того, чтобы молодые правильно подготовились к священному браку. Исповедали грехи, покаялись, причастились, духовно очистились для нового периода своей жизни. Долг церкви - принять покаяние и очищение от прежних грехов.
Обычно венчание совершаются после литургии, в середине дня, но не вечером. Это может быть понедельник, среда, пятница или воскресенье. Не совершается венчание накануне поста, в пост, в Великие дни.
Белое платье - все светлое в церкви является символом святости, чистоты. На Таинство нужно одеть всё самое красивое. Белые полотенца, на которых стоят жених и невеста, также символизируют чистоту брака. У невесты непременно должен быть головной убор - фата или платок; косметика и украшения - или отсутствовать, или в минимальном количестве. Обязательны нательные крестики для обоих супругов.
Раньше из дому брали две иконы - Спасителя и Божией Матери, теперь редко в каких домах они есть.
Пламя свечей в руках молодых символизирует горение их душ верой и любовью к Богу, а также пламенную и чистую любовь супругов друг к другу. Еще необходимы обручальные кольца - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе, серебряное - подо6ие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца кладутся на престол перед обручением, а потом надеваются на пальцы супругов, и совершается обручение кольцами.
При венчании желательно, чтобы были свидетели. Они должны придерживать венцы на головах венчающихся. Венцы - это знак победы над страстями и напоминание о долге хранить чистоту. Являясь символом царской власти, они же и символ единения мужа с женой. Раньше в первый век христианства был обычай носить эти венцы еще восемь дней, не снимая, родители тоже должны присутствовать. Они молятся Богу, ведь в Таинстве не только священники обращаются к Богу в своих молитвах, но и все присутствующие в храме.
Венчающихся обычно поздравляют родители. Благословляют иконой, которая сохранилась с их венчания, затем они передают ее молодым, когда они идут венчаться. Если родители не венчались, то приобретают иконы в церкви. Эти иконы приносятся в храм, возлагаются на престол и после венчания священник благословляет этими иконами. Обычно это иконы Спасителя или Божьей матери. Еще чтится икона Святого Николая.
В православии много покровителей Священного брака. Деторождение и брак считались священными, так как ждали пришествие Миссии, Спасителя мира, а бездетные семьи считались наказанными от Бога. Многодетные семьи, наоборот, считались благословленными Богом. Иногда Господь испытывает людей, а после молитв ниспосылает им ребенка. Например, Захарий и Елизавета - мать и отец Иоанна Пророка Предтечи Крестителя Господня не имели долго детей. Иоким и Иоанна мать и отец Пресвятой Богородицы родили уже в престарелом возрасте. Поэтому мы молимся им как покровителям брака.
Венчающиеся обратившись к священнику за благословением, исповедуются и дальнейшую супружескую жизнь проводят с благословения церкви. Стараются жить по заповедям Божьим. Если возникают какие-то вопросы, то приходят за советом к священнику.
уществует второбрачное и третьебрачное венчание. Если жених и невеста уже были венчаны браком, то тогда оно менее торжественно. Но если кто-то из них первый раз венчается, то оно и совершается как обычное, первое.
Расторжение брака совершается по православному закону. В местных соборах есть справка, в которой еще в 1917-1918 гг. принято, что расторжение брачного союза, освещенного церковью, происходит в случаях, когда человек меняет веру; прелюбодействует или имеет противоестественные пороки; неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения; заболевание проказой, сифилисом. Когда без ведома супруга(и) человек покидает семью и живет отдельно. Осуждение по приговору к наказанию. Посягательство на жизнь супруга(и) или детей, сводничество. Вступление одной стороны в новый брак или неизлечимая, тяжелая душевная болезнь.
Ксожалению, это происходит довольно часто. Церковь о расторжении брака бумаг не выдает и для этого не совершается обряд. Если человек хочет заключить новый брак и снова венчаться, в этом случае он обращается к Владыке с письменным заявлением и с указанием причины, по которой был расторгнут предыдущий брак. Владыка рассматривает прошение и выдает ему разрешение.
Таинство венчания, Вера в Господа не согласуются с модой или популярностью. Это глубоко личное дело каждого человека - пути Господни неисповедимы. Союз Иисуса Христа с Церковью основывается на любви Христа к Церкви, и на полной преданности Церкви в волю Христа. Отсюда муж обязан самоотверженно любить жену, и жена обязана добровольно, т.е. с любовью, повиноваться мужу. Апостол Павел говорит мужьям: "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, ... любящий свою жену любит самого себя" А женам говорит: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем". Кто пришел к полному пониманию этих слов, тот идет венчаться.
Чтобы Таинство венчания было осознанным, нужно к нему подготовиться, осознать всю ответственность и всю трудность предстоящей семейной жизни. Жить вместе - это значит всем делиться и быть готовым отдать душу и жизнь за ближнего своего, за свою половину. Так же и Господь отдал себя за Церковь
Перед церемонией венчания
Венчание — это особое таинство. К нему необходимо приступать подготовленными, чистым и честными друг перед другом. Именно тогда оно будет совершено не в осуждение, а во спасение души. И именно тогда семейная жизнь будет иметь незыблемое, прочное основание, а все молитвы, которые вы произнесете друг другу в храме, одарят вас благими дарами.
К сожалению, глубокая символика венчания, пройдя через века, потеряла свое истинное значение. К примеру, возложением венцов Церковь воздавала особую честь молодым за целомудрие и девственность, сохраненную до брака. Белая ткань платья невесты и белоснежная ткань, которая кладется под ноги новобрачных, имеют тот же смысл. Сегодня речь уже не идет ни о каком целомудрии, а символика, тем не менее, осталась.
От согрешивших, которыми сегодня являемся мы все почти без исключения, Церковь требует покаяния и раскаяния перед венчанием. Согрешившим требуется исповедаться перед священником и причаститься.
Следует помнить, что венчание без веры способно причинить намного больше вреда, чем принести пользы. Когда венчаются двое людей, которые являются фактически неверующими, потому что так модно, это является профанацией таинства венчания.
Теперь о правилах:
Венчающиеся должны быть крещены в Православии (или в той регилии, в каком храме будет проходить аенчание).
Они не должны состоять в родственных связях (включая троюродные).
Запрещаются браки между крестными родителями и крестниками.
Возраст для жениха — от 18 лет, для невесты — от 16.
В идеале они должны быть зарегистрированы в ЗАГСе (но есть прецеденты).
Церковь не благословляет брак, если один из новобрачных объявляет себя атеистом.
Церковный брак не будет заключен, если один из молодых людей фактически состоит в браке с другим лицом.
Венчание не совершается:
В течение многодневных постов
Во время масленицы перед Великим постом
После Пасхи на Светлой седмице
В период от Рождества Христова до Крещения
По вторникам, четвергам и субботам
На кануне самых главных Церковных праздников
10, 11, 26 и 27 сентября
Перед венчанием обязательно нужно исповедаться и причаститься, соблюдать пост как минимум за три дня до таинства. Обязательно, чтобы на обоих супругах были нательные крестики. Желательно, чтобы новобрачных сопровождали свидетели, крещенные в православии. У невесты не должно быть препятствий к участию в таинстве венчания (в виде критических дней), потому нужно заранее рассчитать свой женский календарь.
Необходимо договориться о венчании как минимум за неделю. Купить вещи: обручальные кольца, венчальные свечи, иконы Спасителя (для жениха) и Божьей Матери (для невесты), кусок белого полотна или белое полотенце (под ноги).
Документы для венчания: свидетельство о браке или справка из ЗАГСа.
Последование о второбрачных
Церковь смотрит на второй брак неодобрительно и допускает его только по снисхождению к человеческим немощам.
В последование о второбрачных добавляются две покаянные молитвы, нет вопрошений о свободе волеизъявления. Такой чин совершается в случае, если и жених, и невеста вступают в брак во второй раз.
Если один из них венчается впервые, совершается обычное чинопоследование.

 
Яндекс.Метрика